Просмотр содержимого документа
«Речевые игры с малышом дома»
Родителям деток - трехлеток
В возрасте трех лет речь развивается особенно интенсивно: увеличивается словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, появляется более развернутая фраза.
С малышом трех лет для развития речи родителям можно поиграть в следующие игры.
«Что звучит?» Возьмите игрушечный барабан, колокольчик, дудочку, погремушку, резиновую игрушку, которая пищит, ложки и все, из чего можно извлечь звук. Дайте ребенку рассмотреть эти предметы и послушать их. А потом попросите малыша закрыть глаза (повернуться спиной, спрятаться за ширму) и спросите: "Что звучит?", ударяя в барабан или извлекая звук из других игрушек. Громко радуйтесь, хвалите малыша, когда он угадывает. Со временем усложняйте задачу: добавьте звуки более тихие и непонятные (шелест бумаги, например, или скрип дверей ...). Играйте в "Послушай и угадай" на улице, прислушиваясь к шуму деревьев или машин, голосов птиц, людей, животных.
Чтобы научить малыша выполнять речевые инструкции, играйте с ним в "Прятки". Разложите по комнате игрушки и скажите, что сейчас вы будете говорить, что нужно делать, чтобы он "запутался" и ошибся - проиграл. Например, "Подойди к кукле, отнеси куклу к мишке, погладь мишку, иди к машинке, покати машину к зайцу, посади зайца в машинку ...". Говорите все эти инструкции весело, то ускоряя, то замедляя темп, создавая голосом веселую игровую атмосферу. Достаточно 5-6 инструкций в туре игры. Громко радуйтесь, если у малыша все получилось. Если малыш захочет - поменяйтесь ролями.
Похожие друг на друга по технике игры "Съедобное - несъедобное", "Кто спит - кто не спит", "Кто говорит - кто не говорит", "Можно на этом ездить или нет". Малышу всегда весело видеть взрослого, который чего-то не понимает. Например, в игре "Съедобное - несъедобное" мама говорит: "А можно съесть булочку?" - Малыш: "Можно!", Мама: "А можно съесть колбаску?" - Малыш: "Можно!", Мама (с хитрым видом): "А можно съесть стульчик?", - малыш кричит: "Нет!" - и радуется, что спас маму от несварения желудка. Тот же принцип в игре, например, "Говорит - не говорит": "Как говорит кошечка?", "Как говорит собачка?", "А как говорит кроватка?"и др.
Для развития способности управлять голосовыми связками можно играть в игры, в которых надо говорить и слушать шепот, и крик, и быстрое вещание, и медленное. Например: "Вот идет большой медведь», - говорит мама грубым голосом. - Туп-туп-туп!" - И просит малыша тоже сказать грубым голосом "Туп-туп-туп". "А теперь пробегает зайчик: топ-топ-топ" (тоненьким голоском). И малыш пусть повторит тоненько "Туп-туп-туп". А вот кошечка идет совсем тихо, - шепотом "Топ - топ-топ", а лошадка - звонко "Топ -топ-топ". Еще можно говорить "Тук-тук-тук", как маленький или сильный дождь, говорить "прыг-прыг-прыг", как маленькая и большая жаба, и др.
Чтобы укреплять мышцы лица, от которых зависит качество произношения, играйте в "Беззвучный разговор". Скажите малышу громко: "У-у-у!", Попросите его громко "поухать" вместе с вами, а потом скажите: "Будем кричать У-У-У!, чтобы никто не слышал," - и, глядя друг на друга, сделайте губы так, как будто вы кричите "У-У-У!". Так же тренируйте "А-А-А" и "О-О-О" и остальные гласные, сильно растягивая губы и широко открывая рот.
Для развития артикуляции: игры - "Повторялки": "Как котенок хлебает молочко", "Как воет волчок" у-у-у "," Как надувается воздушный шарик "," Как цокают копытца лошадки ". Покажите малышу эти движения, а он повторит за вами.
Хороший способ помочь развитию артикуляции и коммуникабельности ребенка - дать ему возможность, как можно больше говорить с разными людьми. Не стесняйтесь, когда ваш малыш вступает в разговор со знакомыми и незнакомыми. И не спешите "переводить" его непонятное для посторонних вещание. Пусть он постарается и порадуется, когда его наконец поймут.