В саду стоит скамейка. На скамейке сидят дед Семен, Света и Сева. В саду стоят стулья и стол. Света и Сева будут лепить из глины. Света вылепила стакан и сову. Сева вылепил аиста и автобус.
Что стоит в саду?
Кто сидит на скамейке?
Что будут делать Света и Сева?
Что вылепила Света?
Что вылепил Сева?
САНЯ И СОНЯ
Это Саня, а это Соня. Саня несет тыкву. Соня снимает сливы. Саня любит тыкву и капусту. Соня любит сливы.
СВЕТА И САНЯ
Это Света, а это Саня. У Светы гольфы. У Сани носки. Света и Саня надевают сапоги и идут в лес.
Занятие СЬ-1
1. Определи место звука съ в словах. Гусь, лисенок, Сеня.
2. Повтори (игра «Эхо»).
Ась, ось, усь, есь, ись, ся, се, сю, се, си, асся, оссе, усею, эссе, исси.
3. Четко произнеси.
Ась-ась-ась — у Сени мазь.
Усь-усь-усь — у Симы гусь.
4. Найди слова со звуком сь. Выучи стихотворение.
Синее небо, синие тени,
Синие ели — это весна!
В синем лесу этот запах весенний
Всех обитателей будит от сна.
Занятие З-1
1. Артикуляционная гимнастика для звука з.
«Кошка сердится», «Почистим зубки», «Горка», «Подуй на язык с голосом»,
«Забей мяч в ворота», «Прокати карандаш».
2. Упражнение «Комар».
Улыбнуться, чуть-чуть приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы,
подуть на язык, подключив голос, холодная воздушная струя идет по
2. Послушай рассказ, ответь на вопросы, повтори (если в речи ребенка поставлены звуки л и рь).
ЦЫПЛЕНОК ЦЫП
У мамы-курицы был цыпленок. Кто был у курицы? Его звали Цып. Как его звали? Мама-курица не велела цыпленку купаться. Но Цып был непослушным. Каким был Цып? Однажды цыпленок пошел купаться. Что сделал Цып? Вода была холодной, и Цып заболел. Какая была вода? Мама-курица позвала умную Цаплю. Кого позвала мама? Цапля дала Цыпу пилюлю. Что сделала Цапля? Цып обещал маме, что никогда не будет купаться в холодной воде. Что обещал маме Цып?
Занятие Ц-3
1. Закончи фразу.
Часто к озеру напиться Ходит рыжая ... (лисица).
На даче в лесу были разные птицы:
Сороки, стрижи, воробьи и ... (синицы).
По ночам сове не спится.
Ведь сова — ночная ... (птица).
2. Послушай, есть звук ц или нет. Отбери картинки со звуком ц.
Сумка и блюдце; яйцо и осень; цыпленок и часы; индеец и чашка.
3. Повтори рассказ (если в речи ребенка есть звуки л и рь).
ЦЫП
У мамы-курицы было одиннадцать цыплят. Самого маленького цыпленка звали Цып. Цып был очень любопытным цыпленком. Собирая цветы,
Цып увидел колодец, решил заглянуть в него и чуть не упал туда. Мама-курица отвела Цыпа домой и больше никуда одного не пускала.
4. Повтори вполголоса и громко (если в речи ребенка есть звуки л и рь).
Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
Цы-цы-цы — Цып у мамы-курицы.
Ца-ца-ца— у колодца нет конца.
Занятие Ц-4
1. Выучи загадку.
На цветке цветок
Пьет цветочный сок. (Бабочка.)
2. Выучи стихотворение (если в речи ребенка есть звуки л и р).
Кошка спит, а мышку видит. Миша сегодня идет в школу. Бабушка купила шапку дедушке. Дедушка купил внуку машину. Поспешишь — людей насмешишь.
2. Послушай и повтори рассказ.
НАТАША И МИШКА
У Наташи плюшевый мишка. Наташа надевает ему штанишки, а бабушка — шапочку. Наташа выходит с мишкой погулять. Там Миша. У Миши большая машина. Наташа и Миша посадили мишку в машину. Мишка едет на машине!
Занятие Ж-1
1. Артикуляционная гимнастика для подъема языка вверх.
2. Повтори слоги (сверху вниз и справа налево).
Жа — жо — жу — жи — жэ;
жо — жу — жи — жэ — жа;
жу — жи — жэ — жа — жо;
жи — жэ — жа — жо — жу;
жэ — жа — жо — жу — жи.
3. Закончи фразу.
А рядом бегемотики
Схватились за... (животики).
Как на тоненький ледок
Выпал беленький ... (снежок).
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ... (ежа).
Занятие Ж-2
1. Упражнение «Жук жужжит».
2. Где слышишь звук ж (в начале, середине или конце слова)?
4. Произнеси чистоговорку медленно и шепотом, быстро и громко.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа — убежали два ежа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу — маме кофту я вяжу.
Занятие Ж-3
1. Четко произнеси, выучи.
Песенка жука
Я веселый майский жук,
А зовут меня Жу-жу.
— Почему зовут Жу-жу?
Потому что я жужжу.
Д. Берсенев
2. Где слышишь звук ж?
Ежик лежит под елью. Женя шьет кукле новую шубу и жилет.
3. Послушай, повтори рассказ (если в речи ребенка есть звук л).
ЖЕНЯ И ЕЖАТА.
Однажды Женя пошел в лес за желудями. Женя искал желуди и нашел жука. Он побежал за жуком и увидел ежа с ежатами. Ежата увидели Женю и убежали под елку.
Занятие Ч-1
1. Закончи фразу.
Сверху солнышко печет, А горы все выше, а горы все круче,
Внизу реченька ... (течет). А горы уходят под самые ... (тучи).
3. Послушай и повтори рассказ (если есть в речи ребенка звуки лир).
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седельце на носу? (Очки.)
НА ДАЧЕ
Летом Женя и Жанна жили на даче. Они любили пить чай с булочками и печеньями. Днем Женя и Жанна бежали на речку. Женя ловил удочкой и сачком рыбу, а Жанна играла с мячом и обручем.
Занятие Ч-3
1. Игра «У кого какая посуда?» (если в речи ребенка есть звуки л и рь).
У большой Гали есть стол и стул, а у маленькой Кати — столик и стульчик.
У Гали тарелка, а у Кати .... У Гали ложка, а у Кати ...
У Гали блюдце и чашка, а у Кати ....
2. Послушай, запомни, повтори стихотворение.
Бычок
Идет бычок, качается, вздыхает на ходу.
Ох, доска кончается, сейчас я упаду.
А. Барто
3. Повтори стихотворение по частям.
Бычок
Принесли нам для бычка Полведерка молочка. Но бычок сказал нам: «Му-у-у! Молочко мне ни к чему. Я уже большой бычок, Дайте мне травы пучок».
1.Запомни загадки. Определи место звука щ в отгадках.
Хвостом виляет, В траве мелькает
Зубаста, а не лает. (Щука.) Хвостом виляет.
Хвост оторвет —
Другой наживет. (Ящерица.)
2. Послушай и повтори стихотворение.
Один щенок был одинок,
Бродил он неприкаянно.
И, наконец, решил щенок:
Найду себе хозяина!
А. Барто
3. Выучи стихотворение.
Целый день поет щегол
В клетке на окошке.
Третий год ему пошел,
А он боится кошки.
А Маша не боится
Ни кошки, ни щегла.
Щеглу дала напиться,
А кошку прогнала.
Л. Барто
Занятие Щ-4
(если в речи ребенка есть звуки л и р)
1. Послушай и повтори рассказ.
КАТИН ЩЕНОК
Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щетку и стал с ней играть.
1. Четко произнеси поговорки. Определи позицию звука л в словах.
Без дела жить — только небо коптить.
Не спеши языком, а спеши делом.
Словами туда-сюда, а делом никуда.
2. Перескажи рассказ. Ответь на вопросы.
МИЛА
Вот Мила. У Милы собака Полкан и кот Малыш. Мила готовила салат. Мила взяла лук, колбасу, яйца и сметану. Мила дала Полкану кусок колбасы, а Малышу — белую сметану. Малыш лакает сметану из плошки.
3. Приклей (или нарисуй) картинки.
Мила, Полкан, Малыш, салат, лук, колбаса, плошка.
Кто это? Кто у Милы? Что делала Мила? Что взяла Мила? Что Мила дала
Полкану и что — Малышу? Откуда Малыш лакает сметану?
Занятие Л-5
1. Перескажи рассказ с опорой на картинки (подбери их или нарисуй: плот, волны, мальчик, девочка).
ПЛОТ
Плот плывет по волнам. На плоту Володя и Мила. Володя умеет плавать, он ловкий и смелый. А Мила мала. Мила плавает плохо.
2. Подбери к рассказу картинки, повтори рассказ с опорой на картинки.
ЛОЛА
Вот Лола. Лола надела белое платье. На голове у Лолы платок. Около дома клумба. Это Лола посадила голубые фиалки и белые гладиолусы. А весной у Лолы на клумбе были белые ландыши.
Картинки: Лола, платье, платок, дом, клумба, фиалки, гладиолусы, ландыш
Занятие ЛЬ-1
1. Подбери картинки, составь по ним рассказ.
В ЛЕСУ
Лиля и Лена идут по лесу. В лесу зеленые ели. Лиля и Лена увидели клен, липу и калину. У клена семена — легкие самолетики, листочки кленовые. У липы листья зеленые, а семена — мелкие. У калины ягоды кислые.
2. Составь рассказ по опорным картинкам.
ЛИЛЯ
Это Лиля. Лиля поливает клумбу из лейки. На клумбе тюльпаны и лютики.
НА ПОЛЯНЕ
Лена и Лева были в лесу. В лесу зеленая поляна. На поляне земляника. Лена и Лева ели сладкую землянику.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ Р И РЬ
Занятие Р-1
1. Заведи мотор (тихо, громко). Р-р-р.
2. Повтори медленно и четко.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра — вот высокая гора.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро — это полное ведро.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру — я с доски сотру.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры — вот летят комары.
3. Подбери и приклей картинки, определи позицию звука р в словах.
3. Придумай предложения со словами. Краб, трос, градусник.
4. Запомни пословицу.
Петь хорошо вместе, а говорить — врозь.
Занятие Р-3
Перескажи рассказ. Ответь на вопросы.
РЫБАК
Рыбак жил у красивого озера. Там водились рыба и раки, летали1 комары. Рыбак ловил рыбу и раков. Но ему мешали злые комары. Они отвлекали его от рыбалки. Рыба уплывала и скрывалась в зарослях водорослей. Раки зарывались в песчаные норки. Каждый раз рыбак уходил домой без рыбы и без раков.
Где жил рыбак? Кого ловил рыбак? Кто мешал рыбаку? Что делала рыба? Куда зарывались раки?
Рома и Рая читали. Рома читал о пароходе, трамвае, троллейбусе и грузовике. Рома читал о транспорте. Рая читала рассказ про тигра, про зубра, про зебру и про крокодила. Рая читала книгу о жизни животных жарких стран в зоопарке.
Что делали Рома и Рая? О чем читал Рома? О ком читала Рая?
Занятие РЬ-1
1. Медленно и четко произноси звук рь. Тигренок рычит.
4. Составь с любыми двумя словами предложения. Слова подбери из упражнения 3.
Занятие РЬ-2
1. Составь рассказ с опорой на картинки. Для этого подбери или нарисуй картинки: два мальчика, девочка, сковородка, сахарница, черника, смородина, картошка, морковь.
РОМА, РАЯ И РОБЕРТ
Рома, Рая и Роберт рисуют. Рома нарисовал сковородку и сахарницу. Рая нарисовала чернику и смородину. Роберт нарисовал картошку и морковь. Рома рисовал посуду, Рая — ягоды, а Роберт — овощи.
2. Послушай и повтори рассказ (по сюжетной картинке).
НА ОГОРОДЕ
Рита и Рома идут на огород. Там грядки. На грядках растут огурцы, репа, редиска, редька, картофель, помидоры и укроп. Рита и Рома несут в корзине картофель. Дети собрали хороший урожай овощей!
Занятие РЬ-3
1.Составь рассказ по опорным картинкам. Для этого подбери или нарисуй картинки: две девочки, мальчик, кастрюля, тарелка, электричка, корабль, ирисы, розы.
РИТА, РЕНАТ И РИМА
Рита, Ренат и Рима рисуют. Рита рисует кастрюлю и тарелку. Ренат рисует электричку и корабль. Рима рисует ирисы и розы. Рита нарисовала посуду, Ренат — транспорт, а Рима — цветы.
2. Послушай и повтори рассказ.
В ЛЕСУ
Рита, Ренат, Рома и Дружок пришли в лес. Там растут дубы, орешник и березы. На дубе прыгает белка-рыжуха. На орешнике растут орехи, на березах — сережки. Хорошо в лесу!