kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации для логопедов. Веселая артикуляционная гимнастика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендации для учителей- логопедов по проведению артикуляционной гимнастики с дошкольниками и младшими школьниками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации для логопедов. Веселая артикуляционная гимнастика.»

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1 Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы

вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4

раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2 Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3 Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание позы в одном

положении).

4 Соблюдать последовательность упражнений, идти от простых к сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5 Из выполняемых двух-трех упражнений новых может быть только одно, второе и

третье даются для повторения и закрепления. Пока ребенок выполняет какое-то

упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше

отрабатывать старый материал.

6 Артикуляционную гимнастику выполняют сидя перед зеркалом / прямая спина,

тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении/. Или с

небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен

находиться напротив ребенка лицом к нему. Ребенок должен хорошо видеть лицо

взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность

выполнения упражнений.

7. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность

движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает,

движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна

включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие

динамической координации речевых движений

Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

1 Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2 Взрослый показывает выполнение упражнения.

3 Упражнение делает ребенок, а взрослый следит за качеством выполняемых

движений: точность, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного

движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа

артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне

лица.

В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

4 Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой

чайной ложки или просто чистым пальцем).

5 Подходить к выполнению упражнений творчески: намазать верхнюю губу

вареньем, шоколадом, для того, чтобы ребенок облизал ее

. Упражнения для губ

1 Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

2 Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

3 Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

4 Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед.

Верхние и нижние резцы видны.

5 Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ.

6 Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ

1 Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

2 Улыбка - Трубочка.

Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

3 Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

4 Рыбки разговаривают.

Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук-ппппп).

5 Поцелуйчик. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот.

Необходимо добиться, чтобы при выполнении упражнения, раздавался звук

"поцелуя".

6 Недовольная лошадка.

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут

вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

7 Мартышка

Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

8 Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

9 Голодный хомячок. Втянуть щеки.

10 Хлопушка. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего

воздух выходит с силой и шумом.

11 Жадная рыбка. Удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее

выдернуть.

Если губы совсем слабые:

- сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),

Статические упражнения для языка

1 Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2 Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3 Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка

подняты, . но не касаются зубов.

4 Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут

вперед.

5 Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы,

спинка языка поднята вверх.

6 Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

7 Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нѐбу.

Динамические упражнения для языка.

1 Часики (Маятник).

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно

тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2 Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в

глубь рта.

3 Качели.

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и

нижним резцам.

4 Футбол (Спрячь конфетку).

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5 Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и

зубами.

6 Катушка.

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к

верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь

рта.

7 Лошадка.

Присосать язык к нѐбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть

подъязычную связку.

8 Гармошка.

Рот раскрыт. Язык присосать к нѐбу. Не отрывая язык от нѐба, сильно оттягивать

вниз нижнюю челюсть.

9 Маляр.

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до

мягкого нѐба.

10 Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать сначала верхнюю,

затем нижнюю губу по кругу.

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ СВИСТЯЩИХ,

ШИПЯЩИХ И СОНОРНЫХ ЗВУКОВ

Автоматизация свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц)



Занятие С-1

1. Артикуляционная гимнастика.

«Забор», «Кошка сердится», «Почистим зубы», «Горка», «По­дуй на язык»,

«Забей мяч в ворота», «Прокати карандаш».



2. Упражнение «Насос».

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы,

подуть. Воздушная струя идет по середине языка, сильная и холодная.



3. Повтори четко и медленно звук с.

Ас-ас-ас — вот ананас.

Ос-ос-ос — много ос.

Ус-ус-ус — ягодный мусс.

Ыс-ыс-ыс — вот мыс.

Ис-ис-ис — конфета «Кис-кис».



4. Подбери картинки к словам и наклей в тетради (или нари­суй), назови их.

Ананас, мыс, много кос, много ос, квас, нос, автобус, гло­бус, мусс.

Занятие С-2

1. Артикуляционная гимнастика для звука с.

2. Упражнение «Насос» (язык внизу, за нижними зубами, губы улыбаются).

3. Повтори три раза, потянув звук с (четко и медленно).

Са-са-са — вот летит оса.

Со-со-со — вот колесо.

Су-су-су — книгу я несу.

Сы-сы-сы — вот автобусы.



4. Наклей картинки (или нарисуй) и назови их.

Лиса, коса, оса, самокат, сани. Колесо, совы, соки, носок, сусок, сода.

Носы, весы, косы, автобусы



Занятие С-3



1. Артикуляционная гимнастика для звука с.

2. Упражнение «Насос» (язык за нижними зубами, губы улыба­ются).

3. Повтори 3 раза, потянув звук с.

Ста-сто-сту-сты;

сма-смо-сму-смы;

сна-сно-сну-сны;

ска-ско-ску-скы;

сва-сво-сву-свы.



4. Нарисуй или наклей картинки и назови их.

Стадион, мосты, кусты, аисты, весна, спальня.

Занятие С-4

1. Упражнение «Насос».

2. Повтори чистоговорку. У Сони сани едут сами.

3. Закончи предложения.

Десять дней Айболит не ест, не пьет и не ... (спит).

К. Чуковский

Для зверей и для зверят Тоже нужен детский ... (сад).

4. Запомни загадку.

Маленькое, сдобное, Колесо съедобное. (Бублик.)





Занятие С-5

1. Упражнение «Насос».

2. Закончи предложения.

Динь-дон, динь-дон

В переулке ходит... (слон).



Вдруг видят: стоит у колес

Огромный взъерошенный ... (пес).

С. Маршак

3. Подними руку (или хлопни в ладоши), если услышишь в слове звук с.

Стол, дерево, куст, трава, елка, лес, сорока, часы, ветка, гриб, стул.

4. Повтори рассказ. Ответь на вопросы.

В САДУ

В саду стоит скамейка. На скамейке сидят дед Семен, Света и Сева. В саду стоят стулья и стол. Света и Сева будут лепить из глины. Света выле­пила стакан и сову. Сева вылепил аиста и автобус.

Что стоит в саду?

Кто сидит на скамейке?

Что будут делать Света и Сева?

Что вылепила Света?

Что вылепил Сева?



САНЯ И СОНЯ

Это Саня, а это Соня. Саня несет тыкву. Соня снимает сливы. Саня любит тыкву и капусту. Соня любит сливы.



СВЕТА И САНЯ

Это Света, а это Саня. У Светы гольфы. У Сани носки. Света и Саня надевают сапоги и идут в лес.

Занятие СЬ-1

1. Определи место звука съ в словах. Гусь, лисенок, Сеня.

2. Повтори (игра «Эхо»).

Ась, ось, усь, есь, ись, ся, се, сю, се, си, асся, оссе, усею, эссе, исси.

3. Четко произнеси.

Ась-ась-ась — у Сени мазь.

Усь-усь-усь — у Симы гусь.



4. Найди слова со звуком сь. Выучи стихотворение.

Синее небо, синие тени,

Синие ели — это весна!

В синем лесу этот запах весенний

Всех обитателей будит от сна.

Занятие З-1

1. Артикуляционная гимнастика для звука з.

«Кошка сердится», «Почистим зубки», «Горка», «Подуй на язык с голосом»,

«Забей мяч в ворота», «Прокати карандаш».



2. Упражнение «Комар».

Улыбнуться, чуть-чуть приоткрыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы,

подуть на язык, подключив голос, холодная воз­душная струя идет по

середине языка.



3. Повтори медленно и четко слоги со звуком з.

Азма, азна, азба, азда; узма, узна, узба, узда; озма, озна, озба, озда; ызма,

ызна, ызба, ызда.



  1. Подбери картинки к словам и наклей их. Азбука, изба, поезда, гнездо.





Занятие З-2

1. Артикуляционная гимнастика для звука з,

2. «Комар» (изолированное произнесение звука з).

Язык за нижними зубами, губы в улыбке, голосовые складки работают.



3. Повтори по три раза медленно и четко звук.

За-за-за, за-за-за — вот в саду стоит коза.

Зо-зо-зо, зо-зо-зо — вот у Зои светлый зонт.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу — Зою в саночках везут.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы — нет ни вазы, ни козы.



4. Нарисуй картинки или наклей готовые и назови их.

Ваза, зонт, зубы, козы. Коза, бизон, везут, вазы. Замок, зов. Мозаика, Зоя.





Занятие З-3

1. Упражнение «Комар».

2. Повтори чистоговорки.

Зоя моет зайку в тазу.

У Зои азбука, у Зины звезда.

3. Закончи предложения.

Он и плачет, медведь, и ревет, Медвежат из болота... (зовет). К. Чуковский

Побежала мышка-мать, Стала утку в няньки ... (звать). С. Маршак



4. Отгадай загадку, найди в отгадке звук з.

Без рук, без топоренка Построена избенка. (Гнездо.)





Занятие З-4

1. Упражнение «Комар».

2. Отгадай загадки. Скажи, есть ли в отгадке звук з.

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Бел, да не сахар, нет ног, а идет. (Снег.)



3. Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук з.

Змей, куст, ваза, мост, елка, замок, изба, нос, звезда, гнездо, капуста.



4. Повтори рассказ, ответь на вопросы.

ЗОЯ И ЗИНА

Зоя и Зина лепят из глины. У Зои забавный зайка. У Зины обезьянка Загги. А это змейка и бизон. Они на подносе у вазы.

Что делают Зоя и Зина?

Кто у Зои?

Кто у Зины?

Где змейка и бизон?



Занятие ЗЬ-1

1. Послушай и определи место звука зь в словах.

Зима, обезьяна, Зина, корзина, зеркало.



2. Повтори слоги:

Зя-зе-зю-зи, аззя-оззе-эззе-уззю-ыззи.



3. Повтори чистоговорку.

У Зои коза, у Зины бузина.



Занятие Ц-1

1. Артикуляционная гимнастика.

«Пулемет» (т-т-т), «Качели», «Киска», «Сдуй ватку»

(язык внизу, произнеси звук /и).

2. Быстро и четко произнеси сочетание: т-с, т-с, т-с (ц).

3. Повтори слова, найди лишнее. Цыпленок, мельница, яйцо, цыплята.

4. Ответь на вопросы.

Чем мы вытираем лицо и руки? (Полотенцем.)

Чем мы разре­заем бумагу? (Ножницами.)

Что мы ставим в воду? (Цветы.)

Кто выводится из яйца? (Цыпленок.)

5. Повтори чистоговорки.

Цы-цы-цы-цы — есть хотят птенцы.

Ца-ца-ца — не велика птица синица, да умница.

Ца-ца-ца — из колодца вода льется.

Занятие Ц-2

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Послушай рассказ, ответь на вопросы, повтори (если в речи ребенка поставлены звуки л и рь).

ЦЫПЛЕНОК ЦЫП

У мамы-курицы был цыпленок. Кто был у курицы? Его звали Цып. Как его звали? Мама-курица не велела цыпленку купаться. Но Цып был непослушным. Каким был Цып? Однажды цыпленок пошел купаться. Что сделал Цып? Вода была холодной, и Цып заболел. Какая была вода? Мама-курица позвала умную Цаплю. Кого позвала мама? Цапля дала Цыпу пилюлю. Что сделала Цапля? Цып обещал маме, что никогда не будет купаться в холодной воде. Что обещал маме Цып?





Занятие Ц-3

1. Закончи фразу.

Часто к озеру напиться Ходит рыжая ... (лисица).

На даче в лесу были разные птицы:

Сороки, стрижи, воробьи и ... (синицы).



По ночам сове не спится.

Ведь сова — ночная ... (птица).



2. Послушай, есть звук ц или нет. Отбери картинки со звуком ц.

Сумка и блюдце; яйцо и осень; цыпленок и часы; индеец и чашка.



3. Повтори рассказ (если в речи ребенка есть звуки л и рь).

ЦЫП

У мамы-курицы было одиннадцать цыплят. Самого маленького цыплен­ка звали Цып. Цып был очень любопытным цыпленком. Собирая цветы,

Цып увидел колодец, решил заглянуть в него и чуть не упал туда. Мама-курица отвела Цыпа домой и больше никуда одного не пускала.



4. Повтори вполголоса и громко (если в речи ребенка есть звуки л и рь).

Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.

Цы-цы-цы — Цып у мамы-курицы.

Ца-ца-ца— у колодца нет конца.



Занятие Ц-4

1. Выучи загадку.

На цветке цветок

Пьет цветочный сок. (Бабочка.)



2. Выучи стихотворение (если в речи ребенка есть звуки л и р).

Осень

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

М.Ходакова

АВТОМАТИЗАЦИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ (ш, ж, ч, щ)

Занятие Ш-1

1. Артикуляционная гимнастика.

«Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Грибок», «Лошад­ка», «Улыбка»,

«Дудочка», «Парашют».

2. Повтори слоги медленно и четко.

Аш ош уш иш — эш;

ша — шо шу ши — шэ;

ашша — ошшо — ушшу — эшшэ.



3. Повтори слова. Определи место звука ш в словах.

Шуба, малыш, шина, машина, шишка.

Занятие Ш-2

1.Упражнение «Шина лопнула».

2. Повтори медленно и четко.

Шма шмо — шму шмэ;

шка шко шку шкэ;

шта што штуштэ;

шпа — шпошпу шпэ

шнашно шнушнэ.

3. Подбери слово со звуком ш, подходящее по смыслу.

Прицепившись к задней шине, Уронила белка шишку,

Мишка едет на ... (машине). Шишка стукнула... (зайчишку).





Занятие Ш-3

1. Закончи фразу.

Ночью темень. Ночью тишь. Нет, твой голос нехорош,

Рыбка, рыбка, где ты ... (спишь)? Слишком тихо ты ... (поешь).



2. Произнеси чистоговорку четко (тихо, вполголоса, громко).

Нашей Маше дали много каши.

3. Выучи загадку, четко произнося звук ш.

Небольшие ножки и боится кошки. (Мышка.)

Занятие Ш-4

1. В каких словах слышишь звук ш?

Кошка спит, а мышку видит. Миша сегодня идет в школу. Ба­бушка купила шапку дедушке. Дедушка купил внуку машину. По­спешишь — людей насмешишь.



2. Послушай и повтори рассказ.

НАТАША И МИШКА

У Наташи плюшевый мишка. Наташа надевает ему штанишки, а бабуш­ка — шапочку. Наташа выходит с мишкой погулять. Там Миша. У Миши большая машина. Наташа и Миша посадили мишку в машину. Мишка едет на машине!

Занятие Ж-1

1. Артикуляционная гимнастика для подъема языка вверх.

2. Повтори слоги (сверху вниз и справа налево).

Жа жо жу жи жэ;

жо жу жи жэ жа;

жу жи — жэ жа жо;

жи — жэ — жа — жо — жу;

жэ — жа — жо — жу — жи.

3. Закончи фразу.

А рядом бегемотики

Схватились за... (животики).

Как на тоненький ледок

Выпал беленький ... (снежок).

А слониха, вся дрожа,

Так и села на ... (ежа).

Занятие Ж-2

1. Упражнение «Жук жужжит».

2. Где слышишь звук ж (в начале, середине или конце слова)?

Жук, ежик, ежевика, Женя.



3. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук ж.

Жук, жаба, шуба, ножик, зайка, зубы, ежата, чашка, медве­жонок, кубики,

ежевика, шина, собака, цапля, Женя.



4. Произнеси чистоговорку медленно и шепотом, быстро и громко.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа — убежали два ежа.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу — маме кофту я вяжу.

Занятие Ж-3

1. Четко произнеси, выучи.

Песенка жука

Я веселый майский жук,

А зовут меня Жу-жу.

— Почему зовут Жу-жу?

Потому что я жужжу.

Д. Берсенев

2. Где слышишь звук ж?

Ежик лежит под елью. Женя шьет кукле новую шубу и жилет.



3. Послушай, повтори рассказ (если в речи ребенка есть звук л).

ЖЕНЯ И ЕЖАТА.

Однажды Женя пошел в лес за желудями. Женя искал желуди и нашел жука. Он побежал за жуком и увидел ежа с ежатами. Ежата увидели Женю и убежали под елку.

Занятие Ч-1

1. Закончи фразу.

Сверху солнышко печет, А горы все выше, а горы все круче,

Внизу реченька ... (течет). А горы уходят под самые ... (тучи).



2. Где слышишь звук ч?

Танечка, тина, бабочка, Дина, сачок, ключ, цапля, очки, тете­рев, качели,

артист, бочка, ночь, ветка, дочка.



3. Произнеси чистоговорку шепотом и вполголоса.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча — нет у Танечки ключа.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу — дам я вам по куличу.

Занятие Ч-2

1. Упражнение «Кузнечик»: ч-ч-ч.

2. Запомни загадки, повтори. У дома начинается,

У дома и кончается. (Дорога.)

Упадет — не плачет,

Ножек нет, а скачет. (Мячик.)

3. Послушай и повтори рассказ (если есть в речи ребенка звуки лир).

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И седельце на носу? (Очки.)

НА ДАЧЕ

Летом Женя и Жанна жили на даче. Они любили пить чай с булочками и печеньями. Днем Женя и Жанна бежали на речку. Женя ловил удочкой и сачком рыбу, а Жанна играла с мячом и обручем.

Занятие Ч-3

1. Игра «У кого какая посуда?» (если в речи ребенка есть звуки л и рь).

У большой Гали есть стол и стул, а у маленькой Кати — столик и стульчик.

У Гали тарелка, а у Кати .... У Гали ложка, а у Кати ...

У Гали блюдце и чашка, а у Кати ....

2. Послушай, запомни, повтори стихотворение.

Бычок

Идет бычок, качается, вздыхает на ходу.

Ох, доска кончается, сейчас я упаду.

А. Барто

3. Повтори стихотворение по частям.

Бычок

Принесли нам для бычка Полведерка молочка. Но бычок сказал нам: «Му-у-у! Молочко мне ни к чему. Я уже большой бычок, Дайте мне травы пучок».

А. Береснев

Занятие Ч-4

(для тех детей, у кого в речи есть звуки л и р)

Послушай и повтори стихотворения.

Наша Маша

Стала Маша подрастать.

Надо дочку воспитать.

Есть у Маши дочка

— Ей скоро полгодочка.

А. Барто

Ежик

Дождик вылился из тучки,

Вымыл ежику колючки.

Еж доволен: сыт, умыт,

На кроватке сладко спит.

Г.Лагздынь

Песочная страна

Течет в стране песочной

Песочная река,

Построен дом высотный

Из желтого песка.

А справа возле речки,

Где круче бережок,

Пекут в песочной печке

Песочный пирожок.

Н.Дилакторская

Занятие Щ-1

1. Артикуляционная гимнастика для звука щ.

2. Повтори медленно и четко.

Ащ, ощ, ущ, ищ, ыщ;

ощ, ущ, ищ, ыщ, ащ;

ущ, ищ, ыщ, ащ, ощ;

ищ, ыщ, ащ, ощ, ущ;

ыщ, ащ, ощ, ущ, ищ.

3.Где слышишь звук щ?

Щенок, клещи, овощ.

4. Закончи фразу.

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку ... (поищи).

Я сегодня сбилась с ног,

У меня пропал ... (щенок).





Занятие Щ-2

1. Упражнение «Змея шипит: щ-щ-щ».

2. Повтори медленно и четко.

Ща-що, щу-щи, що-щу, щи-ща, щу-щи, ща-що, щи-ща, що-щу.

3. Повтори чистоговорки.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща — Коля ходит без плаща.

Щи-щи-щи, щи-щи-ши — ищем мы щавель на щи.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи — для ухи нужны лещи.

4. Закончи фразу.

На дверях висел замок, Как у нашей дочки

Взаперти сидел ... (щенок). Розовые ... (щечки).

Занятие Щ-3

(если в речи ребенка есть звуки л и р)

1.Запомни загадки. Определи место звука щ в отгадках.

Хвостом виляет, В траве мелькает

Зубаста, а не лает. (Щука.) Хвостом виляет.

Хвост оторвет —

Другой наживет. (Ящерица.)

2. Послушай и повтори стихотворение.

Один щенок был одинок,

Бродил он неприкаянно.

И, наконец, решил щенок:

Найду себе хозяина!

А. Барто

3. Выучи стихотворение.

Целый день поет щегол

В клетке на окошке.

Третий год ему пошел,

А он боится кошки.

А Маша не боится

Ни кошки, ни щегла.

Щеглу дала напиться,

А кошку прогнала.

Л. Барто



Занятие Щ-4

(если в речи ребенка есть звуки л и р)

1. Послушай и повтори рассказ.

КАТИН ЩЕНОК

Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Ще­нок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щетку и стал с ней играть.

2. Выучи стихотворение.

Два щенка

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

С. Михалков

3. Послушай и повтори стихотворение.

Почтовый ящик

На скамейку я встаю,

Еле ящик достаю.

Открываю ящик,

Голубой, блестящий.

Посыпались из ящика

Письма настоящие.



АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ Л и ЛЬ

Занятие Л-1

1. Выполни упражнения артикуляционной гимнастики: «Блин», «Иголочка»,

«Орешек», «Маляр», «Чьи зубки чище?», «Покусай кончик языка».



2. Упражнение «Самолет летит и гудит: л-л-л».

Произноси звук а (или ы), прикусив кончик языка. Повторить до 5 раз.



3. Произнеси четко, медленно.

Ал-ал-ал — мел на пол упал.

Ол-ол-ол — я люблю футбол.

Ул-ул-ул — сильный гул.

Ыл-ыл-ыл — пол я помыл.



4. Подбери картинки, приклей в тетрадь, назови их: упал, по­дул, махнул, мыл.

Занятие Л-2

1.Упражнение «Самолет летит: «л-л-л».

2. Повтори медленно и четко.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла — Мила в лодочке плыла.

Ло-ло-ло, ло-ло-ло — у нас в комнате тепло.

Лу-лу-лу, лу-лу-лу — сидит кукла на полу.

Лы-лы-лы, лы-лы-лы — чисто вымыты полы.

3. Подбери и приклей картинки в тетрадь (или нарисуй), на­зови их: лак, лом,

лук, лыко; лампа, лось, лунка, полы; лавка, лод­ка, лупа, вилы; булавка,

пилотка, колун, бокалы.



4. Придумай предложения из двух слов со словами.

Лампа, лодка, лук, луна, лось, палатка.



5. Определи позицию звука л в словах. Лак, мал, пол, лом, палка.

Занятие Л-3

1. Четко произнеси:

Ла-ло-лу-лэ-ла; ло-лу-лэ-лы-ла; лу-лэ-лы-ла-ло; лэ-лы-ла-ло-лу; лы-ла-ло-лу-лэ.



2. Повтори медленно и четко.

Пла, пло; плу, плэ, плы; кла, кло; клу, клэ, клы; гла, гло; глу, глэ, глы; бла, бло; блу, блэ, блы; фла, фло; флу, флэ, флы; ела, ело; влу, влэ, влы.



3. Повтори слова по 3 раза (шепотом, вполголоса, громко).

Платок, плот, плуг, плыть, класть, клоун, клумба, гладкий, глобус, флот, глубина, глыба, блузка, флаги.

Занятие Л-4

1. Четко произнеси поговорки. Определи позицию звука л в словах.

Без дела жить — только небо коптить.

Не спеши языком, а спеши делом.

Словами туда-сюда, а делом никуда.



2. Перескажи рассказ. Ответь на вопросы.

МИЛА

Вот Мила. У Милы собака Полкан и кот Малыш. Мила готовила салат. Мила взяла лук, колбасу, яйца и сметану. Мила дала Полкану кусок колба­сы, а Малышу — белую сметану. Малыш лакает сметану из плошки.



3. Приклей (или нарисуй) картинки.

Мила, Полкан, Малыш, салат, лук, колбаса, плошка.

Кто это? Кто у Милы? Что делала Мила? Что взяла Мила? Что Мила дала

Полкану и что — Малышу? Откуда Малыш лакает сме­тану?

Занятие Л-5

1. Перескажи рассказ с опорой на картинки (подбери их или нарисуй: плот, волны, мальчик, девочка).

ПЛОТ

Плот плывет по волнам. На плоту Володя и Мила. Володя умеет пла­вать, он ловкий и смелый. А Мила мала. Мила плавает плохо.



2. Подбери к рассказу картинки, повтори рассказ с опорой на картинки.

ЛОЛА

Вот Лола. Лола надела белое платье. На голове у Лолы платок. Около дома клумба. Это Лола посадила голубые фиалки и белые гладиолусы. А весной у Лолы на клумбе были белые ландыши.

Картинки: Лола, платье, платок, дом, клумба, фиалки, гла­диолусы, ландыш

Занятие ЛЬ-1

1. Подбери картинки, составь по ним рассказ.

В ЛЕСУ

Лиля и Лена идут по лесу. В лесу зеленые ели. Лиля и Лена увидели клен, липу и калину. У клена семена — легкие самолетики, листочки клено­вые. У липы листья зеленые, а семена — мелкие. У калины ягоды кислые.



2. Составь рассказ по опорным картинкам.

ЛИЛЯ

Это Лиля. Лиля поливает клумбу из лейки. На клумбе тюльпаны и лютики.



НА ПОЛЯНЕ

Лена и Лева были в лесу. В лесу зеленая поляна. На поляне земляника. Лена и Лева ели сладкую землянику.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ Р И РЬ

Занятие Р-1

1. Заведи мотор (тихо, громко). Р-р-р.

2. Повтори медленно и четко.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра — вот высокая гора.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро — это полное ведро.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру — я с доски сотру.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры — вот летят комары.



3. Подбери и приклей картинки, определи позицию звука р в словах.

Радуга, парад, дорога, ворота, ведро, руки, руль, комары, то­пор.



4. Придумай предложения с сочетаниями слов.

Полное ведро, высокая гора, злые комары, разноцветные шары.

Занятие Р-2

1. Повтори слоги, длительно произноси звук р.

Кра-гра, пра-бра, тра-дра; кро-гро, про-бро, тро-дро; кру-гру, пру-бру, тру-дру; кры-гры, пры-бры, тры-дры; крэ-грэ, прэ-брэ, трэ-дрэ.



2. Подбери и приклей (или нарисуй) картинки, произнеси их названия.

Краб, кран, град, градусник, крот, грозы, круг, грунт, крылья, тигры, праздник, брат, провода, брод, прутья, брусья, брынза, трава, драка, трос, дрова, труба, друг, театры.

3. Придумай предложения со словами. Краб, трос, градусник.

4. Запомни пословицу.

Петь хорошо вместе, а говорить — врозь.

Занятие Р-3

Перескажи рассказ. Ответь на вопросы.

РЫБАК

Рыбак жил у красивого озера. Там водились рыба и раки, летали1 кома­ры. Рыбак ловил рыбу и раков. Но ему мешали злые комары. Они отвлека­ли его от рыбалки. Рыба уплывала и скрывалась в зарослях водорослей. Раки зарывались в песчаные норки. Каждый раз рыбак уходил домой без рыбы и без раков.

Где жил рыбак? Кого ловил рыбак? Кто мешал рыбаку? Что делала рыба? Куда зарывались раки?

Картинки: рыбак, озеро, рыба, раки, комары, водоросли, норки.



РОМА И РАЯ

Рома и Рая читали. Рома читал о пароходе, трамвае, троллейбусе и грузовике. Рома читал о транспорте. Рая читала рассказ про тигра, про зуб­ра, про зебру и про крокодила. Рая читала книгу о жизни животных жарких стран в зоопарке.

Что делали Рома и Рая? О чем читал Рома? О ком читала Рая?



Занятие РЬ-1

1. Медленно и четко произноси звук рь. Тигренок рычит.

2. Повтори слоги.

Ря-ре-рю-ри; ре-рю-ри-ря; рю-ри-ря-ре;ри-ря-ре-рю.

3. Повтори слова со звуком рь.

Рита, грядки, репа, редька, редиска. Рисуют, Ренат, варежки, стрекоза, кастрюля, тарелка, ирисы, электричка. Пришли, ореш­ник, береза, орехи, сережки.

4. Составь с любыми двумя словами предложения. Слова под­бери из упражнения 3.

Занятие РЬ-2

1. Составь рассказ с опорой на картинки. Для этого подбери или нарисуй картинки: два мальчика, девочка, сковородка, са­харница, черника, смородина, картошка, морковь.

РОМА, РАЯ И РОБЕРТ

Рома, Рая и Роберт рисуют. Рома нарисовал сковородку и сахарницу. Рая нарисовала чернику и смородину. Роберт нарисовал картошку и мор­ковь. Рома рисовал посуду, Рая — ягоды, а Роберт — овощи.



2. Послушай и повтори рассказ (по сюжетной картинке).

НА ОГОРОДЕ

Рита и Рома идут на огород. Там грядки. На грядках растут огурцы, репа, редиска, редька, картофель, помидоры и укроп. Рита и Рома несут в корзи­не картофель. Дети собрали хороший урожай овощей!

Занятие РЬ-3

1.Составь рассказ по опорным картинкам. Для этого подбери или нарисуй картинки: две девочки, мальчик, кастрюля, тарел­ка, электричка, корабль, ирисы, розы.



РИТА, РЕНАТ И РИМА

Рита, Ренат и Рима рисуют. Рита рисует кастрюлю и тарелку. Ренат ри­сует электричку и корабль. Рима рисует ирисы и розы. Рита нарисовала посуду, Ренат — транспорт, а Рима — цветы.



2. Послушай и повтори рассказ.

В ЛЕСУ

Рита, Ренат, Рома и Дружок пришли в лес. Там растут дубы, орешник и березы. На дубе прыгает белка-рыжуха. На орешнике растут орехи, на бе­резах — сережки. Хорошо в лесу!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Рекомендации для логопедов. Веселая артикуляционная гимнастика.

Автор: Елена Васильевна Трифонова

Дата: 16.12.2024

Номер свидетельства: 661879

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Семинар- практикум для родителей "Хорошая речь слаще мёда" "
    ["seo_title"] => string(68) "sieminar-praktikum-dlia-roditieliei-khoroshaia-riech-slashchie-mioda"
    ["file_id"] => string(6) "113799"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1411052973"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства