Рекомендации по оптимизации взаимодействия с детьми
Рекомендации по оптимизации взаимодействия с детьми
Усвоение социально-эмоционального опыта идет, прежде всего, через взаимодействие ребенок — взрослый. Моделирование полученного путем наблюдения и взаимодействия опыта ребенок переносит прежде всего в сюжетно-ролевую игру, а затем и во взаимоотношения со сверстниками. Коллективная игра является тем экраном, на котором высвечиваются недостатки и особенности личности ребенка. Роль взрослого —уметь заметить недостатки, проанализировать их, помочь ребенку справиться с ними. Эффективную помощь можно оказать, только находясь в непосредственном взаимодействии с ребенком.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по оптимизации взаимодействия с детьми»
Усвоение социально-эмоционального опыта идет, прежде всего, через взаимодействие ребенок — взрослый.
Моделирование полученного путем наблюдения и взаимодействия опыта ребенок переносит прежде всего в сюжетно-ролевую игру, а затем и во взаимоотношения со сверстниками. Коллективная игра является тем экраном, на котором высвечиваются недостатки и особенности личности ребенка.
Роль взрослого — уметь заметить недостатки, проанализировать их, помочь ребенку справиться с ними.
Эффективную помощь можно оказать, только находясь в непосредственном взаимодействии с ребенком. Для обеспечения этой эффективности важно помнить некоторые моменты:
1. Стремление взрослого научить подавлять отрицательные эмоции пагубно сказывается на психологическом здоровье ребенка. Необходимо научить ребенка адекватно выражать свои эмоции, в социально приемлемой форме.
Не надо пытаться оградить детей от отрицательных переживаний. «Тепличное воспитание» выливается в последствия еще более острые.
Необходимо учитывать не просто модальность эмоций (положительные — отрицательные), а их интенсивность.
Изобилие однотипных эмоций, пусть
положительных, может привести к «эмоциональному отупению».
Чувства нельзя оценивать, нельзя заставить ребенка чувствовать то и не чувствовать это.
Не существует плохих или хороших эмоций.
Используйте Я-высказывания: говорите только от первого лица.
Не копите в себе негативные эмоции, лучше скажите о них сразу.
Тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально-приемлемых форм поведения:
- Чаще обсуждайте последствия действий ребенка или взрослого для чувств другого человека.
-Подчеркивайте сходство между разными людьми.
-Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходимы сотрудничество и взаимопомощь (моделируйте их совместную деятельность, предлагайте игрушки и игры, в которых лучше играть нескольким детям, и т. п.).
-Объясняйте, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощряйте их в проявлении этих качеств.
-Обращайте внимание на детей, которые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример.
-Выделяйте моменты, в которых дошкольники высказываются в пользу кооперации и взаимопомощи.
-Исключите нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом.
-Расскажите ситуации из вашей жизни, в которых содействие и взаимопомощь других людей помогли вам решить сложную проблему. Попросите детей рассказать о таких случаях в их жизни или жизни их близких.
-Прочитайте несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей или животных.
-Поощряйте стремление детей договариваться, если возникают проблемы и конфликты, высказывать свои мысли и чувства, вместо того чтобы разрешать проблемы силой.
-Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникших на моральной почве.
-Поощряйте их попытки найти альтернативный выход из этой ситуации и продумать его последствия
-Привлекайте внимание других детей к случаям нравственного исцеления ребенка.
-Находите индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения такого поведения.
-Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращая внимание на ребенка, который ведет себя хорошо.
-Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с какой-нибудь особенно желательной для ребенка игрушкой или дайте ему возможность больше времени заниматься тем, чем он хочет.
-Четко объясняйте детям последовательность их действий в режимные моменты.
-Подчеркивайте необходимость соблюдения очереди, правил поведения за столом и т. п.