Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с легкой степенью тугоухости в образовательной организации
Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с легкой степенью тугоухости в образовательной организации
В нашей стране, как и во всём мире, отмечается рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. При создании инновационных моделей школьного образования в России необходимо учитывать факт увеличения количества детей с нарушениями слуха. Большая часть детей с нарушением слуха обучается в специализированных детских садах и школах, т.е. в учреждениях закрытого типа. В связи с этим контакты глухих и слабослышащих детей с миром слышащих детей чрезвычайно обеднены, а иногда и отсутствуют. Изоляция отрицательно воздействует на разные стороны психического и личностного развития детей с нарушениями слуха.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с легкой степенью тугоухости в образовательной организации»
Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с легкой степенью тугоухости в образовательной организации
3.2.Создание специальных образовательных условий для детей с
легкой степенью тугоухости………………………………………… 9
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………... 22
5. Список литературы……………………………………………….…25
1. Нормативно-правовая база реализации образовательной программы
Конституция РФ;
Конвенция о правах ребенка;
« Конвенция ООН о правах инвалидов»;
Закон РФ «Об образовании»;
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;
Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Федеральная программа развития образования;
Государственная программа «Доступная среда» 2011-2015г.г.
Концепция непрерывного образования;
ФГОС;
Устав школы.
2.Введение
2.1.Пояснительная записка
В нашей стране, как и во всём мире, отмечается рост числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. При создании инновационных моделей школьного образования в России необходимо учитывать факт увеличения количества детей с нарушениями слуха. Большая часть детей с нарушением слуха обучается в специализированных детских садах и школах, т.е. в учреждениях закрытого типа. В связи с этим контакты глухих и слабослышащих детей с миром слышащих детей чрезвычайно обеднены, а иногда и отсутствуют. Изоляция отрицательно воздействует на разные стороны психического и личностного развития детей с нарушениями слуха.
Задача системы образования, состоит в организации условий, благоприятных для профилактики или преодолении «вторичных» дефектов, уже возникших вследствие глухоты, для реализации потенциала личностного, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного, физического развития данной категории детей и для получения ими профессий, соответствующих их возросшим в процессе обучения способностям.
Эту важнейшую социально-образовательную проблему наиболее эффективно решает инклюзивное образование - доступное всем детям, включая детей с серьёзными физическими недостатками. Такое образование предполагает необходимость адаптации обучения к потребностям детей.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой,а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Основной документ, который содержит гигиенические требования к организации данной работы – это новые «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013). В которых говорится: «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов в случае их пребывания в учреждении…». Нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 распространяются на все общеобразовательные учреждения, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими — традиционнымиинновационными. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм. Интеграция/инклюзия — «детище» специальной педагогики, так как «включенный» в общеобразовательную среду ребенок-инвалид остается под ее патронатом: он либо учится в специальном классе (группе) при массовом учреждении, воспитывается в смешанной дошкольной группе, либо, учась в обычном классе (группе), обязательно получает коррекционную помощь.
Интеграция/инклюзия сближают две образовательные системы — общую и специальную, делая границу между ними проницаемой. Ребенок-инвалид должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.
Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:
взаимное уважение;
толерантность;
осознание себя частью общества;
предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;
взаимопомощь;
возможность учиться друг у друга;
возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.
Концептуальными основами программы являются:
Положения Л.С. Выготского о том, что:
- построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Социум и семья оказывают огромное влияние на формирование полноценной личности;
- развитие ребенка с ограниченными возможностями осуществляется по тем же законам, что и развитие его здорового сверстника;
Положение известного представителя гуманистической педагогики и психологии А. Маслоу о «самоактуализации» как центральной проблеме становления личности. Среди важнейших потребностей человека он определил потребность в любви и признании, которая удовлетворяется посредством равноправного включения ребенка в сообщество ровесников.
Принципиально значимы для нас современные подходы к организации и содержанию образовательной деятельности на основе диалектического единства интеграции и дифференциации.
Актуальность: каждый ребенок – особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на школьное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.
Главная цель индивидуального сопровождения – это разработка содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становление всех видов детской деятельности; создание условий для полноценного обучения детей с особыми образовательными потребностями в рамках общеобразовательной школы.
Задачи:
Создать условия для интегрированного включения детей с разными возможностями здоровья в образовательную среду.
Разработать нормативно-правовую базу по проблеме.
Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного процесса.
Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития каждого ребенка в инклюзивной группе.
Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме.
Воспитывать толерантное отношение здоровых детей и их родителей к «особенным» детям.
2.2.Ожидаемый результат
•Открытие и эффективное функционирование в ОУ инклюзивного образования детей с разными возможностями.
•Устойчивое продвижение детей в развитии.
•Повышение педагогической компетентности и ответственности родителей.
•Рост профессионального мастерства педагогов.
•Расширение образовательного пространства ОУ, повышение его социального статуса в районе, крае.
3.Основная часть
3.1.Содержание образовательного процесса
Миссия индивидуальной образовательной программы состоит:
В предоставлении возможности ребенку развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов;
В определении цели и задач образования ребенка с ОВЗ независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков;
В отборе содержания образования, форм и способов образовательной деятельности, построении графика образовательного процесса;
В осуществлении профессионального самоопределения ребенка и выборе им дальнейшего жизненного пути, в расширении возможностей социализации;
В реализации коррекционной медико-психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей его психофизического развития.
3.2. Создание специальных образовательных условий для детей с
легкой степенью тугоухости
Одной из основных целей обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе является обеспечение их компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе. Современное образование в соответствии с содержанием новых образовательных стандартов (ФГОС начального и основного общего образования) нацелено на овладение учащимися такими компетенциями, которые позволят им самореализовываться в дальнейшей жизни, получать удовольствие от процесса образования и достижения результатов, разделять ответственность за свое учение с педагогами. Без получения мета-компетенций (умения самостоятельно работать, самостоятельно решать проблему и др.) и без адаптивных навыков ребенок с нарушениями слуха не готов к реальной жизни, где ему предстоит играть множество жизненных ролей. В рыночной экономике, когда патернализм государства весьма ограничен, детям-инвалидам после школы искать свое место в жизни придется самому.
Огромное значение придается использованию динамических, интерактивных форм организации учебного процесса и определению предметного содержания, позволяющего гибко приспосабливать его к индивидуальным потребностям учащихся, а также смещению акцента на самостоятельную работу учащихся.
В связи с вышесказанным, актуальным является вопрос о создании
специальных условий в общеобразовательном учреждении для освоения неслышащими и плохослышащими детьми программы обучения,используя все возможные средства коррекционной педагогики и специальной психологии.
Организационное обеспечение
Нормативно-правовое обеспечение представлено в следующих локальных актах:
•внесение в устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ;
•положение об организации инклюзивной практики (локальный акт к уставу);
•лицензии на программы дополнительного образования.
Взаимодействие с ресурсными организациями
При недостаточном кадровом ресурсе самого образовательного учреждения сопровождение детей с нарушением слуха может быть организовано внешними организациями — ППМС-центрами, Ресурсными центрами на базе СКОУ или ППМС-центров. В этом случае ОУ учреждение заключает договор с внешними организациями.
Моделью психолого-педагогического сопровождения глухих и
слабослышащих учащихся в общеобразовательной школе будет организация деятельности выездной группы сопровождения, целью которой является создание адекватного социального пространства в общеобразовательном учреждении и оказание конкретной помощи всем участникам процесса инклюзивного обучения.
В состав выездной группы сопровождения включены следующие специалисты: сурдопедагог, логопед, психолог, социальный педагог, методисты.
Направления работы выездной группы: коррекционно-развивающее, психологическое, консультативно-методическое и социальное сопровождение. Коррекционно-развивающее сопровождение осуществляется с плохослышащими учащимися и направлено на преодоление возникающих у них трудностей включения в общеобразовательный процесс. Психологическое, консультативно-методическое и социальное сопровождение нацелены на оказание помощи слышащим учащимся,
родителям, учителям и специалистам учреждения для создания адекватного социального пространства.
Организация медицинского обслуживания
Здоровьесбережение выступает как одна из задач образовательного
процесса, поэтому медицинское сопровождение школьников с нарушенным слухом является обязательным условием создания специальных образовательных условий. Основным направлением медицинского сопровождения является профилактика заболеваний органа слуха. По этому направлению необходимо организовать не только медицинское сопровождение детей с нарушенным слухом, но и всех учащихся школы. В рамках программы по здоровьесбережению школьников задача
профилактики и ранней диагностики заболеваний органа слуха обуславливает необходимость введения обследования слуха в программу
диспансеризации школьников и организацию в образовательных учреждениях системы профилактических мероприятий.
К профилактическим мероприятиям в школе относятся — контроль
состояния органа слуха в школьных медицинских кабинетах и направление на лечение к врачам — отоларингологам в районные поликлиники; проведение педагогических советов, родительских собраний, консультаций, классных часов и социально значимых акций по проблеме сохранения слуха.
школьников с заболеваниями слухового анализатора и учащихся группы риска, что в конечном итоге положительно скажется не только на здоровье школьников, но и позволит повысить их академическую успеваемость.
Не менее важным направлением медицинского сопровождения является охрана зрения глухих и слабослышащих детей. Рекомендуется соблюдение офтальмо-гигиенических требований в учебном процессе, проведение специальных профилактических мероприятий (по возможности ограничение зрительного напряжения и длительности зрительной нагрузки, постоянная смена одного вида деятельности другим; выполнение специальных упражнений для глаз на уроке; беседы с родителями о режиме отдыха и занятий детей дома).
Информационное обеспечение
Информационно- образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств
(компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные
продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей
детей с ОВЗ. Необходимая информация должна быть представлена на
сайте школы
Для детей с нарушением слуха в информационной среде учреждения
должны присутствовать удобно расположенные и доступные детям
стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядках/режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т. д.
Кроме того, необходимо предусмотреть наличие «бегущей строки»
на этажах и световой индикации начала и окончания урока в классах и
помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека)
Материально-техническое обеспечение
Создание специальных образовательных условий в школе должно
предусматривать организацию материально-технической базы,
Для детей с нарушениями слуха основным источником получения
информации является зрительный анализатор. Следовательно, в архитектурной среде учреждения должны присутствовать удобно расположенные и доступные детям стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядках/режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т. д.
Кроме того, необходимо предусмотреть наличие «бегущей строки»
на этажах и световой индикации начала и окончания урока в классах и
помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т. д.).
В классах, на уроках возможно использование телевизоров, которые
могут быть использованы при просмотре передач в учебно-воспитательных целях, должны быть снабжены дополнительной функцией, позволяющей подключать субтитры.
В актовых залах и других помещениях, где необходимо использование микрофонов, должна быть проведена индукционная петля.
Немаловажным является обеспечение возможности ребенку с нарушенным слухом контактировать с родителями, сверстниками, учителями для получения необходимой информации с помощью телефона ОУ (обязательно наличие функции работы в режиме СМС — сообщений) и доступа к интернету.
Организация рабочего пространства ребенка с нарушенным слухом
в классе — значимая часть работы по созданию специальных образовательных условий. Педагог (при непосредственной помощи специалистов) должен начать с поиска среди учеников класса партнера для глухого/слабослышащего ребенка. Первым партнером должен быть ответственный, хорошо успевающий по основным предметам, имеющий достаточно четкую дикцию и правильную речь, добрый, отзывчивый, спокойный, внимательный ученик класса. Он будет сидеть рядом со школьником, имеющим нарушение слуха, и помогать ему ориентироваться в
процессе урока. С самого начала необходимо статус партнера сделать
престижным в классе и, впоследствии, возможна смена партнеров.
Важным моментом в организации учебного пространства является
выбор парты для ребенка с нарушенным слухом. Рекомендуется — первая парта (около окна или учительского стола) с организацией достаточного пространства, чтобы ученик с нарушенным слухом в условиях (речевого) полилога имел возможность поворачиваться и слухо-зрительно воспринимать речь одноклассников. Наиболее выгодное расположение за партой школьника с нарушенным слухом — справа от слышащего ученика-партнера, чтобы иметь возможность видеть тетрадь
сверстника на организационных моментах урока (при записи номера за
дачи, задания и т. п.).
При включении детей с нарушениями слуха в общеобразовательное
учреждение необходимо помнить об организации их психолого-педагогического сопровождения, которое включает коррекционно-развивающие занятия сурдопедагога, психолога и логопеда. Для проведения таких индивидуальных и групповых занятий в учреждении необходимо создать специальный звукоизолированный кабинет (не менее 1,5 ×2 м), оснащенный мультимедийной аппаратурой (доска, компьютер c колонками и выходом в Internet,средства для хранения и переноса информации (USB накопители), принтер, сканер); специальным оборудованием
для занятий сурдопедагога и логопеда (FMсистемы, индикатор звучания ИНЗ, сурдологопедический тренажер «Дэльфа142», специальные
компьютерные программы Hear the World, Speech W и др.); музыкальным центром с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокниги; диагностическим набором для определения уровня слухового восприятия; дидактическим и наглядным материалом по темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы); специальной литературой по сурдопедагогике и сурдопсихологии
Организационно-педагогическое обеспечение
Программно-методическое обеспечение образования детей с нарушением слуха в СОШ.
Включение в образовательный процесс школы ребенка с теми или иными особенностями требует от школьного коллектива разработки
коррекционно-развивающей программы, являющейся частью общеобразовательной программы и Индивидуальной образовательной программы. При составлении этих документов учитель совместно со специалистами, входящими в состав психолого-педагогического консилиума школы, могут использовать программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений соответствующего вида, методические
пособия и технологии, разработанные для эффективного обучения и воспитания детей той или иной категории ОВЗ.
Организация образовательного процесса
В рамках сложившейся в школе традиционной классно-урочной системы можно рекомендовать более активное использование таких форм работы с детьми, имеющими нарушения слуха, как групповые, подгрупповые,
работа в парах и индивидуальные занятия. Безусловным расширением возможностей глухого/слабослышащего ребенка будет использование нестандартных уроков в форме деловых/ролевых игр, пресс-конференций, урока-КВН, урока-конкурса, урока-концерта, интегрированного урока и учебно-практического занятия. Огромный потенциал имеет самостоятельная работа ребенка с нарушенным слухом над исследовательскими или творческими проектами под руководством учителя и их защита.
Рекомендуется активно использовать дополнительные и вспомогательные формы организации образовательного процесса: экскурсии, дополнительные занятия и факультативы по предметам, кружковую, клубную и внеклассную работу (праздники, тематические вечера, конференции, олимпиады, соревнования, походы, экспедиции и т. д.). В неформальной обстановке школьникам с нарушениями слуха легче преодолеть коммуникативные барьеры и начать полноценно взаимодействовать со сверстниками.
Организуя образовательный процесс в классе, где обучается ребенок
с нарушенным слухом, учитель должен соблюдать ряд правил:
1. Тесное сотрудничество с сурдопедагогом и родителями ребёнка;
2. Стимулирование полноценного взаимодействия глухого/слабослышащего ребенка со сверстниками, адаптации в детском коллективе;
3. Организация рабочего пространства педагога: месторасположение
относительно ученика с нарушенным слухом; соблюдение требований к
речи педагога; использование наглядного и дидактического материала
во время устных объяснений; контроль понимания ребёнком заданий и
инструкций до их выполнения (обратная связь) и т. д.;
4. Организация рабочего пространства ученика с нарушением слуха:
месторасположение; наличие исправных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта; готовность работать по индивидуальным дидактическим пособиям и т. д.;
5. Включение глухого/слабослышащего ребёнка в учебную деятельность на уроке, используя специальные методы, приемы и средства,ьучитывая возможности ученика и избегая гиперопеки, не снижая при этом темп проведения урока;
6. Решение задач коррекционной направленности в процессе урока:
ошибок и закрепление навыков грамматически правильной речи; расширение словарного запаса и пояснение слов и словосочетаний; специальная помощь при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов.
Методы, приемы и средства работы с плохослышащими и неслышащими детьми, которые рекомендуется использовать в общеобразовательных учреждениях, являются специальными. Педагог должен помнить, что учитель не решает коррекционных задач, главное для него — сделать образовательный процесс максимально эффективным для ребенка с нарушенным слухом, используя специальные методы, приемы и
средства. При этом учителю важно не забывать, что каждый урок в целом проводится для всех учеников класса общеобразовательной школы.
Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы, приемы и средства, направленные на формирование речи и изучения языка.
В сурдопедагогике (Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, М.И. Никитина, М.Л. Любимов, К.И. Туджанова и др.) выделяют следующие наиболее характерные особенности понимания слабослышащими детьми слов и словосочетаний, отражающиеся на понимании речевого высказывания в целом:
Первостепенное значение для таких детей приобретает зрительное
восприятие речи, при этом наиболее доступной формой речи является — письменная. Чтение и анализ прочитанного текста в значительной степени способствуют компенсации недостаточной речевой практики, влияют на развитие и совершенствование устной и письменной речи, обогащают словарный запас.
Развитие речи плохослышащих и неслышащих детей проводится по
нескольким направлениям:
•лексическосемантический уровень (слово);
•синтаксический уровень (словосочетания и предложения);
•уровень текста.
Психолого-педагогическое сопровождение детей
с нарушениями слуха в образовательном учреждении.
Модель психолого-педагогического сопровождения глухих и слабослышащих учащихся в общеобразовательной школе реализуется через разные модели.
Одна из моделей организации такого сопровождения — создание в
школе психолого-медико-психологического консилиума (ПМПк), результатом работы которого будет разработка Индивидуальной образовательной программы (ИОП).
При реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении необходимо предусмотреть в штатном расписании специалистов
психолого-педагогического сопровождения: педагога-психолога, дефектолога, логопеда, тьютора, координатора по инклюзии.
Безусловно, повысит уровень кадрового обеспечения образовательного учреждения наличие таких специалистов, как сурдопедагог, специальный психолог, социальный педагог.
Основные направления работы с педагогическим коллективом школы:
— мониторинг образовательных потребностей педагогов в системе
интегрированного/инклюзивного образования;
— расстановка кадров с учетом особенностей классов и квалификации педагогов;
— организация взаимодействия со специалистами профильных психолого-педагогических центров/специальных коррекционных учреждений 1 и 2 вида;
— организация системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
— анализ уровня преподавания учителем в классе, где обучается ребенок с нарушенным слухом.
В рамках работы с педагогическим коллективом рекомендуется предусмотреть повышение информированности педагогов о детях с нарушением слуха; формирование педагогической позиции; профилактику синдрома профессионального выгорания; обучение педагогов специальным приемам и методам коррекционной работы через постоянную систему консультирования и специальных курсов повышения квалификации.
Необходимо также организовать систематический мониторинг уровня преподавания в инклюзивных классах посредством посещения и анализа уроков.
Основные принципы работы в рамках программы:
Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса - в работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи.
Дифференцированной помощи - необходимо учитывать уровень мотивации, базовый уровень знаний, степень готовности к сотрудничеству значимых взрослых.
Принцип сотрудничества и равной ответственности – предусматривает объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого.
Деятельностный принцип – для повышения активности родителей предполагается использование разных видов совместной деятельности.
Принцип наличия обратной связи.
Уважения и признания партнеров.
Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса.
Принципы инклюзивного образования:
Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
Каждый человек способен чувствовать и думать
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
Все люди нуждаются друг в друге
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
Для всех обучающихся достижение прогресса
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Развитие системы инклюзивного образования – долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного подхода для ее реализации, согласно международному опыту. Особое место в данной системе занимает педагог. Именно от его эмоциональной устойчивости, готовности к принятию детей с особыми образовательными потребностями зависит развитие инклюзивного обучения в системе образования. Инклюзивное образование требует не только специально - созданных комфортных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и особой психологической готовности от учителя.
Основными компонентами профессиональной компетентности являются:
1) наличие знаний коррекционной педагогики, знаний психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями;
2) умение использовать различные способы педагогического взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса: с учащимися, педагогами, родителями, администрацией школы;
3) личностные качества: дружелюбие, толерантность, уважение и т.д.
4) профессиональное самообразование по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ;
5) ориентация на индивидуальный подход, умение видеть сильные стороны и возможности каждого ребенка;
6) диагностические (способность выбрать, адаптировать диагностический инструментарий, провести диагностику, интерпретировать ее результаты);
7)проективные (способность разрабатывать и осуществлять различные типы проектов, адаптировать учебное содержание к возрастным, индивидуальным, личностным особенностям школьников, учитывая состояние его психического и физического здоровья);
8) конфликтологические (способность предупреждать конфликты между различными субъектами образовательного процесса в инклюзивной среде, переводить деструктивные конфликты в конструктивные);
9) прогностические (умение предвидеть результаты образовательного процесса, прогнозировать способы их реагирования в различных педагогических ситуациях).
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация ОУ, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых.
Практика современного образования в РФ не совсем соответствует принципам инклюзивного образования в плане неготовности принять детей с ОВЗ некоторой частью нашего общества. Из-за этого создаётся диссонанс между желанием родителей этих детей на обучение в общеобразовательных учреждениях со стороны социальной среды. При правильно организованной работе всего педагогического коллектива это несоответствие можно сгладить, и принцип социализации будет реализован. Для реализации принципа развития самостоятельности детей с ОВЗ во многих школах сейчас существуют службы психологической помощи, есть центры, куда могут обратиться родители таких детей за консультацией, а также при медицинских учреждениях существуют реабилитационные центры. Всё это помогает воплотить в жизнь идеи инклюзивного образования в нашей стране. Принцип гуманизации общества, закреплённый в Саламанской конвенции, должен реализовываться педагогами общеобразовательных учреждений в школе на каждом занятии, перемене и во внеурочной деятельности. Только тогда можно переломить ситуацию в лучшую сторону и привить каждому "обычному" ребёнку в школьном коллективе толерантное отношение к "особым" детям.
Интеграция основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Применительно к детям это означает следующее:
Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей развитие обстановки.
Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной.
Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей – способствовать тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались в своих семьях.
Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.
Список литературы:
Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». — М., 2010. С. 104—116.
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : программно-методические материалы [Текст] / под.ред. И. М. Бгажноковой.- М. : Владос, 2007. – 239с.
Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор: Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ. — 2001.
Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом / Н. Н. Малофеев. — М., 1997.
Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. — СПб., - 1997.
Шукшунов В. От осознания парадигмы к образовательной практике / В. Шукшунов, В. Взятышев, Л. Романова. — М., 1995.
Ярская-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов / Е. Р. Ярская-Смирнова, И. И. Лошакова // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. — Саратов, 2002.
Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности / Е. Р. Ярская-Смирнова. — Саратов, 2003.
Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». — М., 2010. С. 104—116.
Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна // Альманах ИКП РАО. 2007. № 11. URL: http://www.kprao.ru/almanah/11/st01.htm, Дата обращения: 10.04.2011.
Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». 2010. № 4 (40).
Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и образование. 2010. № 1 — С. 5—12.
Шипицина Л. М. Многоликая интеграция // Дефектология. 2002. № 4. — С. 19.