kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с легкой степенью тугоухости в образовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В нашей стране, как и во всём мире, отмечается рост  числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. При создании инновационных моделей школьного образования в России необходимо учитывать факт увеличения количества детей с нарушениями  слуха. Большая часть детей с нарушением слуха обучается в специализированных детских садах и школах, т.е. в учреждениях закрытого типа. В связи с этим контакты глухих и слабослышащих детей с миром слышащих детей чрезвычайно обеднены, а иногда и отсутствуют. Изоляция отрицательно воздействует на разные стороны психического и личностного развития детей с нарушениями слуха.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с легкой степенью тугоухости в образовательной организации»



Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с легкой степенью тугоухости в образовательной организации


СОДЕРЖАНИЕ



СОДЕРЖАНИЕ...................................................................................2


1. Нормативно-правовая база реализации программы………… 3


2. Введение

2.1.Пояснительная записка…………………………………………… 4

2.2.Ожидаемый результат ……………………………………………. 6

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.Содержание образовательного процесса………………………… 8

3.2.Создание специальных образовательных условий для детей с

легкой степенью тугоухости………………………………………… 9

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………... 22

5. Список литературы……………………………………………….…25











1. Нормативно-правовая база реализации образовательной программы

  1. Конституция РФ;

  2. Конвенция о правах ребенка;

  3. « Конвенция ООН о правах инвалидов»;

  4. Закон РФ «Об образовании»;

  5. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»;

  6. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

  7. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

  8. Федеральная программа развития образования;

  9. Государственная программа «Доступная среда» 2011-2015г.г.

  10. Концепция непрерывного образования;

  11. ФГОС;

  12. Устав школы.

















2.Введение

2.1.Пояснительная записка

В нашей стране, как и во всём мире, отмечается рост  числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. При создании инновационных моделей школьного образования в России необходимо учитывать факт увеличения количества детей с нарушениями  слуха. Большая часть детей с нарушением слуха обучается в специализированных детских садах и школах, т.е. в учреждениях закрытого типа. В связи с этим контакты глухих и слабослышащих детей с миром слышащих детей чрезвычайно обеднены, а иногда и отсутствуют. Изоляция отрицательно воздействует на разные стороны психического и личностного развития детей с нарушениями слуха.

Задача системы  образования, состоит в организации условий, благоприятных для профилактики или преодолении «вторичных» дефектов, уже возникших вследствие глухоты, для реализации потенциала личностного, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного, физического развития данной категории детей и для получения ими профессий, соответствующих их возросшим в процессе обучения способностям.

Эту важнейшую социально-образовательную проблему наиболее эффективно решает инклюзивное образование - доступное всем детям, включая детей с серьёзными физическими недостатками. Такое образование предполагает необходимость адаптации обучения к потребностям детей.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.

Основной документ, который содержит гигиенические требования к организации данной работы – это новые «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы  и требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее – СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013). В которых говорится: «Образовательная организация должна создать условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов в случае их пребывания   в учреждении…». Нормы СанПиН 2.4.1.3049-13 распространяются на все общеобразовательные учреждения, независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими — традиционными инновационными. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм. Интеграция/инклюзия — «детище» специальной педагогики, так как «включенный» в общеобразовательную среду ребенок-инвалид остается под ее патронатом: он либо учится в специальном классе (группе) при массовом учреждении, воспитывается в смешанной дошкольной группе, либо, учась в обычном классе (группе), обязательно получает коррекционную помощь. 

Интеграция/инклюзия сближают две образовательные системы — общую и специальную, делая границу между ними проницаемой. Ребенок-инвалид должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.

Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:

  • взаимное уважение;

  • толерантность;

  • осознание себя частью общества;

  • предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;

  • взаимопомощь;

  • возможность учиться друг у друга;

  • возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

Концептуальными основами программы являются:

Положения Л.С. Выготского о том, что:

- построение и формирование высшей психической деятельности совершается в процессе социального развития ребенка. Социум и семья оказывают огромное влияние на формирование полноценной личности;

- развитие ребенка с ограниченными возможностями осуществляется по тем же законам, что и развитие его здорового сверстника;

Положение известного представителя гуманистической педагогики и психологии А. Маслоу о «самоактуализации» как центральной проблеме становления личности. Среди важнейших потребностей человека он определил потребность в любви и признании, которая удовлетворяется посредством равноправного включения ребенка в сообщество ровесников.

Принципиально значимы для нас современные подходы к организации и содержанию образовательной деятельности на основе диалектического единства интеграции и дифференциации.

Актуальность: каждый ребенок – особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на школьное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

Главная цель индивидуального сопровождения – это разработка содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становление всех видов детской деятельности; создание условий для полноценного обучения детей с особыми образовательными потребностями в рамках общеобразовательной школы.

Задачи:

  1. Создать условия для интегрированного включения детей с разными возможностями здоровья в образовательную среду.

  2. Разработать нормативно-правовую базу по проблеме.

  3. Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного процесса.

  4. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития каждого ребенка в инклюзивной группе.

  5. Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.

  6. Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме.

  7. Воспитывать толерантное отношение здоровых детей и их родителей к «особенным» детям.

2.2.Ожидаемый результат

•Открытие и эффективное функционирование в ОУ инклюзивного образования детей с разными возможностями.

•Устойчивое продвижение детей в развитии.

•Повышение педагогической компетентности и ответственности родителей.

•Рост профессионального мастерства педагогов.

•Расширение образовательного пространства ОУ, повышение его социального статуса в районе, крае.






















3.Основная часть

3.1.Содержание образовательного процесса

Миссия индивидуальной образовательной программы состоит:

  1. В предоставлении возможности ребенку развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов;

  2. В определении цели и задач образования ребенка с ОВЗ независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков;

  3. В отборе содержания образования, форм и способов образовательной деятельности, построении графика образовательного процесса;

  4. В осуществлении профессионального самоопределения ребенка и выборе им дальнейшего жизненного пути, в расширении возможностей социализации;

  5. В реализации коррекционной медико-психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей его психофизического развития.

3.2. Создание специальных образовательных условий для детей с

легкой степенью тугоухости

Одной из основных целей обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе является обеспечение их компетенциями, необходимыми для успешной социализации в современном обществе. Современное образование в соответствии с содержанием новых образовательных стандартов (ФГОС начального и основного общего образования) нацелено на овладение учащимися такими компетенциями, которые позволят им самореализовываться в дальнейшей жизни, получать удовольствие от процесса образования и достижения результатов, разделять ответственность за свое учение с педагогами. Без получения мета-компетенций (умения самостоятельно работать, самостоятельно решать проблему и др.) и без адаптивных навыков ребенок с нарушениями слуха не готов к реальной жизни, где ему предстоит играть множество жизненных ролей. В рыночной экономике, когда патернализм государства весьма ограничен, детям-инвалидам после школы искать свое место в жизни придется самому.

Огромное значение придается использованию динамических, интерактивных форм организации учебного процесса и определению предметного содержания, позволяющего гибко приспосабливать его к индивидуальным потребностям учащихся, а также смещению акцента на самостоятельную работу учащихся.

В связи с вышесказанным, актуальным является вопрос о создании

специальных условий в общеобразовательном учреждении для освоения неслышащими и плохослышащими детьми программы обучения,используя все возможные средства коррекционной педагогики и специальной психологии.

Организационное обеспечение

Нормативно-правовое обеспечение представлено в следующих локальных актах:

•внесение в устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ;

•положение об организации инклюзивной практики (локальный акт к уставу);

•образовательная программа, включающая коррекционно-развивающую программу;

•приказ о создании и положение о ПМПк;

•договор с родителями;

•договор между ОУ и ОПМПК;

•договор с ППМСцентром;

•договор с Окружным ресурсным центром;

•договор с СКОУ (при необходимости);

•лицензии на программы дополнительного образования.

Взаимодействие с ресурсными организациями

При недостаточном кадровом ресурсе самого образовательного учреждения сопровождение детей с нарушением слуха может быть организовано внешними организациями — ППМС-центрами, Ресурсными центрами на базе СКОУ или ППМС-центров. В этом случае ОУ учреждение заключает договор с внешними организациями.

Моделью психолого-педагогического сопровождения глухих и

слабослышащих учащихся в общеобразовательной школе будет организация деятельности выездной группы сопровождения, целью которой является создание адекватного социального пространства в общеобразовательном учреждении и оказание конкретной помощи всем участникам процесса инклюзивного обучения.

В состав выездной группы сопровождения включены следующие специалисты: сурдопедагог, логопед, психолог, социальный педагог, методисты.

Направления работы выездной группы: коррекционно-развивающее, психологическое, консультативно-методическое и социальное сопровождение. Коррекционно-развивающее сопровождение осуществляется с плохослышащими учащимися и направлено на преодоление возникающих у них трудностей включения в общеобразовательный процесс. Психологическое, консультативно-методическое и социальное сопровождение нацелены на оказание помощи слышащим учащимся,

родителям, учителям и специалистам учреждения для создания адекватного социального пространства.

Организация медицинского обслуживания

Здоровьесбережение выступает как одна из задач образовательного

процесса, поэтому медицинское сопровождение школьников с нарушенным слухом является обязательным условием создания специальных образовательных условий. Основным направлением медицинского сопровождения является профилактика заболеваний органа слуха. По этому направлению необходимо организовать не только медицинское сопровождение детей с нарушенным слухом, но и всех учащихся школы. В рамках программы по здоровьесбережению школьников задача

профилактики и ранней диагностики заболеваний органа слуха обуславливает необходимость введения обследования слуха в программу

диспансеризации школьников и организацию в образовательных учреждениях системы профилактических мероприятий.

К профилактическим мероприятиям в школе относятся — контроль

состояния органа слуха в школьных медицинских кабинетах и направление на лечение к врачам — отоларингологам в районные поликлиники; проведение педагогических советов, родительских собраний, консультаций, классных часов и социально значимых акций по проблеме сохранения слуха.

Профилактические мероприятия позволят своевременно выявлять

школьников с заболеваниями слухового анализатора и учащихся группы риска, что в конечном итоге положительно скажется не только на здоровье школьников, но и позволит повысить их академическую успеваемость.

Не менее важным направлением медицинского сопровождения является охрана зрения глухих и слабослышащих детей. Рекомендуется соблюдение офтальмо-гигиенических требований в учебном процессе, проведение специальных профилактических мероприятий (по возможности ограничение зрительного напряжения и длительности зрительной нагрузки, постоянная смена одного вида деятельности другим; выполнение специальных упражнений для глаз на уроке; беседы с родителями о режиме отдыха и занятий детей дома).

Информационное обеспечение

Информационно- образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств

(компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные

продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей

детей с ОВЗ. Необходимая информация должна быть представлена на

сайте школы

Для детей с нарушением слуха в информационной среде учреждения

должны присутствовать удобно расположенные и доступные детям

стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядках/режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т. д.

Кроме того, необходимо предусмотреть наличие «бегущей строки»

на этажах и световой индикации начала и окончания урока в классах и

помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека)

Материально-техническое обеспечение

Создание специальных образовательных условий в школе должно

предусматривать организацию материально-технической базы,

включающей архитектурную среду (внеучебное, учебное пространство)

и специальное оборудование.

Для детей с нарушениями слуха основным источником получения

информации является зрительный анализатор. Следовательно, в архитектурной среде учреждения должны присутствовать удобно расположенные и доступные детям стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядках/режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т. д.

Кроме того, необходимо предусмотреть наличие «бегущей строки»

на этажах и световой индикации начала и окончания урока в классах и

помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т. д.).

В классах, на уроках возможно использование телевизоров, которые

могут быть использованы при просмотре передач в учебно-воспитательных целях, должны быть снабжены дополнительной функцией, позволяющей подключать субтитры.

В актовых залах и других помещениях, где необходимо использование микрофонов, должна быть проведена индукционная петля.

Немаловажным является обеспечение возможности ребенку с нарушенным слухом контактировать с родителями, сверстниками, учителями для получения необходимой информации с помощью телефона ОУ (обязательно наличие функции работы в режиме СМС — сообщений) и доступа к интернету.

Организация рабочего пространства ребенка с нарушенным слухом

в классе — значимая часть работы по созданию специальных образовательных условий. Педагог (при непосредственной помощи специалистов) должен начать с поиска среди учеников класса партнера для глухого/слабослышащего ребенка. Первым партнером должен быть ответственный, хорошо успевающий по основным предметам, имеющий достаточно четкую дикцию и правильную речь, добрый, отзывчивый, спокойный, внимательный ученик класса. Он будет сидеть рядом со школьником, имеющим нарушение слуха, и помогать ему ориентироваться в

процессе урока. С самого начала необходимо статус партнера сделать

престижным в классе и, впоследствии, возможна смена партнеров.

Важным моментом в организации учебного пространства является

выбор парты для ребенка с нарушенным слухом. Рекомендуется — первая парта (около окна или учительского стола) с организацией достаточного пространства, чтобы ученик с нарушенным слухом в условиях (речевого) полилога имел возможность поворачиваться и слухо-зрительно воспринимать речь одноклассников. Наиболее выгодное расположение за партой школьника с нарушенным слухом — справа от слышащего ученика-партнера, чтобы иметь возможность видеть тетрадь

сверстника на организационных моментах урока (при записи номера за

дачи, задания и т. п.).

При включении детей с нарушениями слуха в общеобразовательное

учреждение необходимо помнить об организации их психолого-педагогического сопровождения, которое включает коррекционно-развивающие занятия сурдопедагога, психолога и логопеда. Для проведения таких индивидуальных и групповых занятий в учреждении необходимо создать специальный звукоизолированный кабинет (не менее 1,5 ×2 м), оснащенный мультимедийной аппаратурой (доска, компьютер c колонками и выходом в Internet,средства для хранения и переноса информации (USB накопители), принтер, сканер); специальным оборудованием

для занятий сурдопедагога и логопеда (FMсистемы, индикатор звучания ИНЗ, сурдологопедический тренажер «Дэльфа142», специальные

компьютерные программы Hear the World, Speech W и др.); музыкальным центром с набором аудиодисков со звуками живой и неживой природы, музыкальными записями, аудиокниги; диагностическим набором для определения уровня слухового восприятия; дидактическим и наглядным материалом по темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы); специальной литературой по сурдопедагогике и сурдопсихологии

Организационно-педагогическое обеспечение

Программно-методическое обеспечение образования детей с нарушением слуха в СОШ.

Включение в образовательный процесс школы ребенка с теми или иными особенностями требует от школьного коллектива разработки

коррекционно-развивающей программы, являющейся частью общеобразовательной программы и Индивидуальной образовательной программы. При составлении этих документов учитель совместно со специалистами, входящими в состав психолого-педагогического консилиума школы, могут использовать программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений соответствующего вида, методические

пособия и технологии, разработанные для эффективного обучения и воспитания детей той или иной категории ОВЗ.

Организация образовательного процесса

В рамках сложившейся в школе традиционной классно-урочной системы можно рекомендовать более активное использование таких форм работы с детьми, имеющими нарушения слуха, как групповые, подгрупповые,

работа в парах и индивидуальные занятия. Безусловным расширением возможностей глухого/слабослышащего ребенка будет использование нестандартных уроков в форме деловых/ролевых игр, пресс-конференций, урока-КВН, урока-конкурса, урока-концерта, интегрированного урока и учебно-практического занятия. Огромный потенциал имеет самостоятельная работа ребенка с нарушенным слухом над исследовательскими или творческими проектами под руководством учителя и их защита.

Рекомендуется активно использовать дополнительные и вспомогательные формы организации образовательного процесса: экскурсии, дополнительные занятия и факультативы по предметам, кружковую, клубную и внеклассную работу (праздники, тематические вечера, конференции, олимпиады, соревнования, походы, экспедиции и т. д.). В неформальной обстановке школьникам с нарушениями слуха легче преодолеть коммуникативные барьеры и начать полноценно взаимодействовать со сверстниками.

Организуя образовательный процесс в классе, где обучается ребенок

с нарушенным слухом, учитель должен соблюдать ряд правил:

1. Тесное сотрудничество с сурдопедагогом и родителями ребёнка;

2. Стимулирование полноценного взаимодействия глухого/слабослышащего ребенка со сверстниками, адаптации в детском коллективе;

3. Организация рабочего пространства педагога: месторасположение

относительно ученика с нарушенным слухом; соблюдение требований к

речи педагога; использование наглядного и дидактического материала

во время устных объяснений; контроль понимания ребёнком заданий и

инструкций до их выполнения (обратная связь) и т. д.;

4. Организация рабочего пространства ученика с нарушением слуха:

месторасположение; наличие исправных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта; готовность работать по индивидуальным дидактическим пособиям и т. д.;

5. Включение глухого/слабослышащего ребёнка в учебную деятельность на уроке, используя специальные методы, приемы и средства,ьучитывая возможности ученика и избегая гиперопеки, не снижая при этом темп проведения урока;

6. Решение задач коррекционной направленности в процессе урока:

стимулирование слухо-зрительного внимания; коррекция речевых

ошибок и закрепление навыков грамматически правильной речи; расширение словарного запаса и пояснение слов и словосочетаний; специальная помощь при написании изложений, диктантов, при составлении пересказов.

Методы, приемы и средства работы с плохослышащими и неслышащими детьми, которые рекомендуется использовать в общеобразовательных учреждениях, являются специальными. Педагог должен помнить, что учитель не решает коррекционных задач, главное для него — сделать образовательный процесс максимально эффективным для ребенка с нарушенным слухом, используя специальные методы, приемы и

средства. При этом учителю важно не забывать, что каждый урок в целом проводится для всех учеников класса общеобразовательной школы.

Наибольшей спецификой в обучении детей с нарушениями слуха отличаются методы, приемы и средства, направленные на формирование речи и изучения языка.

В сурдопедагогике (Р.М. Боскис, А.Г. Зикеев, К.Г. Коровин, М.И. Никитина, М.Л. Любимов, К.И. Туджанова и др.) выделяют следующие наиболее характерные особенности понимания слабослышащими детьми слов и словосочетаний, отражающиеся на понимании речевого высказывания в целом:

1. Недостаточное овладение звуковым составом слова.

2. Ограниченность словарного запаса, выражающаяся:

а) в незнании значений многих слов,

б) в суженном понимании значения слова,

в) В непонимании грамматической формы слова.

3. Непонимание переносного смысла выражения.

Первостепенное значение для таких детей приобретает зрительное

восприятие речи, при этом наиболее доступной формой речи является — письменная. Чтение и анализ прочитанного текста в значительной степени способствуют компенсации недостаточной речевой практики, влияют на развитие и совершенствование устной и письменной речи, обогащают словарный запас.

Развитие речи плохослышащих и неслышащих детей проводится по

нескольким направлениям:

•лексическосемантический уровень (слово);

•синтаксический уровень (словосочетания и предложения);

•уровень текста.

Психолого-педагогическое сопровождение детей

с нарушениями слуха в образовательном учреждении.

Модель психолого-педагогического сопровождения глухих и слабослышащих учащихся в общеобразовательной школе реализуется через разные модели.

Одна из моделей организации такого сопровождения — создание в

школе психолого-медико-психологического консилиума (ПМПк), результатом работы которого будет разработка Индивидуальной образовательной программы (ИОП).

Кадровая обеспеченность общеобразовательного учреждения.

При реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении необходимо предусмотреть в штатном расписании специалистов

психолого-педагогического сопровождения: педагога-психолога, дефектолога, логопеда, тьютора, координатора по инклюзии.

Безусловно, повысит уровень кадрового обеспечения образовательного учреждения наличие таких специалистов, как сурдопедагог, специальный психолог, социальный педагог.

Основные направления работы с педагогическим коллективом школы:

— мониторинг образовательных потребностей педагогов в системе

интегрированного/инклюзивного образования;

— расстановка кадров с учетом особенностей классов и квалификации педагогов;

— организация взаимодействия со специалистами профильных психолого-педагогических центров/специальных коррекционных учреждений 1 и 2 вида;

— организация системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

— анализ уровня преподавания учителем в классе, где обучается ребенок с нарушенным слухом.

В рамках работы с педагогическим коллективом рекомендуется предусмотреть повышение информированности педагогов о детях с нарушением слуха; формирование педагогической позиции; профилактику синдрома профессионального выгорания; обучение педагогов специальным приемам и методам коррекционной работы через постоянную систему консультирования и специальных курсов повышения квалификации.

Необходимо также организовать систематический мониторинг уровня преподавания в инклюзивных классах посредством посещения и анализа уроков.

Основные принципы работы в рамках программы:

Принцип комплексного подхода к организации образовательного процесса - в работе с ребенком необходимо участие разных специалистов, при этом необходимо не только наблюдение и консультации ребенка разными специалистами, но и «ведение» данной семьи.

Дифференцированной помощи - необходимо учитывать уровень мотивации, базовый уровень знаний, степень готовности к сотрудничеству значимых взрослых.

Принцип сотрудничества и равной ответственности – предусматривает объединение целей педагогов и семьи, а также определение меры ответственности каждого.

Деятельностный принцип – для повышения активности родителей предполагается использование разных видов совместной деятельности.

Принцип наличия обратной связи.

Уважения и признания партнеров.

Принцип признания индивидуальности и уникальности каждого субъекта образовательного процесса.

Принципы инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

  • Каждый человек способен чувствовать и думать

  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

  • Все люди нуждаются друг в друге

  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

  • Для всех обучающихся достижение прогресса

  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Развитие системы инклюзивного образования – долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного подхода для ее реализации, согласно международному опыту. Особое место в данной системе занимает педагог. Именно от его эмоциональной устойчивости, готовности к принятию детей с особыми образовательными потребностями зависит развитие инклюзивного обучения в системе образования. Инклюзивное образование требует не только специально - созданных комфортных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья, но и особой психологической готовности от учителя.

Основными компонентами профессиональной компетентности являются: 

1) наличие знаний коррекционной педагогики, знаний психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей, в том числе и детей с особыми образовательными потребностями;

2) умение использовать различные способы педагогического взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса: с учащимися, педагогами, родителями, администрацией школы;

3) личностные качества: дружелюбие, толерантность, уважение и т.д.

4) профессиональное самообразование по вопросам обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ;

5) ориентация на индивидуальный подход, умение видеть сильные стороны и возможности каждого ребенка;

6) диагностические (способность выбрать, адаптировать диагностический инструментарий, провести диагностику, интерпретировать ее результаты);

7)проективные (способность разрабатывать и осуществлять различные типы проектов, адаптировать учебное содержание к возрастным, индивидуальным, личностным особенностям школьников, учитывая состояние его психического и физического здоровья);

8) конфликтологические (способность предупреждать конфликты между различными субъектами образовательного процесса в инклюзивной среде, переводить деструктивные конфликты в конструктивные);

9) прогностические (умение предвидеть результаты образовательного процесса, прогнозировать способы их реагирования в различных педагогических ситуациях).

























4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Педагоги и администрация ОУ, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок. Инклюзивное пространство подразумевает открытость и доступность не только для детей, но и для взрослых.

Практика современного образования в РФ не совсем соответствует принципам инклюзивного образования в плане неготовности принять детей с ОВЗ некоторой частью нашего общества. Из-за этого создаётся диссонанс между желанием родителей этих детей на обучение в общеобразовательных учреждениях со стороны социальной среды. При правильно организованной работе всего педагогического коллектива это несоответствие можно сгладить, и принцип социализации будет реализован. Для реализации принципа развития самостоятельности детей с ОВЗ во многих школах сейчас существуют службы психологической помощи, есть центры, куда могут обратиться родители таких детей за консультацией, а также при медицинских учреждениях существуют реабилитационные центры. Всё это помогает воплотить в жизнь идеи инклюзивного образования в нашей стране. Принцип гуманизации общества, закреплённый в Саламанской конвенции, должен реализовываться педагогами общеобразовательных учреждений в школе на каждом занятии, перемене и во внеурочной деятельности. Только тогда можно переломить ситуацию в лучшую сторону и привить каждому "обычному" ребёнку в школьном коллективе толерантное отношение к "особым" детям.

Интеграция основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.
Применительно к детям это означает следующее:

  1. Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей развитие обстановки.

  2. Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной.

  3. Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей – способствовать тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались в своих семьях.

  4. Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.

























Список литературы:

  1. Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». — М., 2010. С. 104—116.

  2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития : программно-методические материалы [Текст] / под.ред. И. М. Бгажноковой.- М. : Владос, 2007. – 239с.

  3. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт.- Волгоград: Учитель, 2011, - 95с.

  4. Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор: Сборник. М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ. — 2001.

  5. Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом / Н. Н. Малофеев. — М., 1997.

  6. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. — СПб., - 1997.

  7. Шукшунов В. От осознания парадигмы к образовательной практике / В. Шукшунов, В. Взятышев, Л. Романова. — М., 1995.

  8. Ярская-Смирнова Е. Р. Интеграция в условиях дифференциации: проблемы инклюзивного обучения детей-инвалидов / Е. Р. Ярская-Смирнова, И. И. Лошакова // Социально-психологические проблемы образования нетипичных детей. — Саратов, 2002.

  9. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности / Е. Р. Ярская-Смирнова. — Саратов, 2003.

  10. Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». — М., 2010. С. 104—116.

  11. Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна // Альманах ИКП РАО. 2007. № 11. URL: http://www.kprao.ru/almanah/11/st01.htm, Дата обращения: 10.04.2011.

  12. Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». 2010. № 4 (40).

  13. Рубцов В. В. Психолого-педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и образование. 2010. № 1 — С. 5—12.

  14. Шипицина Л. М. Многоликая интеграция // Дефектология. 2002. № 4. — С. 19.



24



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тураева Оксана Александровна

Дата: 31.10.2018

Номер свидетельства: 482861


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства