Просмотр содержимого документа
«Рекомендация для родителей :»
Рекомендация для родителей :
«Кризис трех лет»
В кризисные периоды всякий ребёнок становится «относительно трудновоспитуемым» по сравнению с самим собой. Но у одних детей кризисы протекают более сглажено, почти незаметно, у других- остро и болезненно. В 3- 3,5 года дети переживают кризис дошкольного возраста.
Условно можно выделить симптомы кризиса:
1. Негативизм. Негативизмом называют такие проявления в поведении ребёнка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания, так как в последнем случае ребёнок отказывается выполнять требования взрослого потому что он не хочет делать чего- либо или хочет в это время заниматься чем-то другим. Мотив негативизма- отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания.
Один из типичных примеров: мама предлагает сыну ложиться спать. «Уже поздно, на улице темно, все дети уже спят.» Мальчик устал и хочет спать, но он упрямо твердит: «Нет, я хочу гулять». «Хорошо,- говорит мама, - одевайся и иди гулять». «Нет, я спать буду!»- отвечает сын. В этой и аналогичной ситуации взрослый может добиться нужного результата, изменив своё требование на противоположное. Уговоры, объяснения, наказания в этом случае бесполезны.
2. Упрямство. Ребёнок настаивает на чём- либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому что ОН этого потребовал. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является потребность в самоутверждении. При этом само действие или предмет для него могут и не иметь привлекательности.
3. Строптивость. В отличие от негативизма, строптивость направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребёнка, против привычного образа жизни.
4. Своеволие. Проявляется в стремлении ребёнка к самостоятельности, в желании всё делать самому.
Все эти поведенческие проявления имеют одну и ту же основу- потребность ребёнка в социальном признании, стремлении к самостоятельности.
Ребёнок как бы находится в состоянии войны с окружающими, постоянно происходят ссоры с родителями иногда по очень незначительным поводам. Складывается впечатление, как будто ребёнок специально провоцирует конфликты в семье. Обесценивание может проявляться по отношению к взрослым- (ребёнок говорит им «плохие» слова, грубит), по отношению к любимым прежде вещам (рвёт книжки, ломает игрушки). Кажется, что такое плохое поведение приносит ребёнку удовольствие.
В семье с единственным ребёнком может наблюдаться ещё один симптом-деспотизм, когда ребёнок стремится подчинить весь уклад семейной жизни себе, проявить власть над окружающими. Если в семье есть другие дети, то этот симптом может проявляться в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют под собой одну и ту же психологическую основу - детский эгоцентризм, стремление занять главное, центральное место в жизни семьи.
Способность анализировать свои возможности и предвидеть результат своих действий в трёхлетнем возрасте развита ещё очень слабо, поэтому ребёнок часто требует невозможного. Уговоры и убеждения здесь бесполезны, так как малыш ещё не может рассуждать логически.
Что делать?
- Родители должны понимать, что изменения в поведении ребёнка носят непроизвольный характер, то есть ребёнок ведёт себя так НЕ специально. Кризис трёх лет связан с развитием самосознания, в этом возрасте ребёнок впервые начинает осознавать себя автономной личностью, отличной от других. Он как бы пробует мир на прочность, изучает его границы, выясняет отношение сил.
- Родители должны в этой ситуации понимать, что кризис - явление временное и скоро пройдет. Однако, это не означает, что они должны идти на поводу у ребёнка. Нужно чётко определить границы дозволенного, определить сначала для самих себя, а потом и для ребёнка принципиальные позиции, по которым они не пойдут на уступки ( нельзя бить маленькую сестру, нельзя обзываться на родителей, нельзя кидать мусор на пол и т.д.). - Постарайтесь быть более внимательны к своему ребёнку, проявляйте больше любви, тепла, заботы, чаще говорите о том, что любите его, гладьте, целуйте, обнимайте.
- Помните о том, что у вашего ребёнка есть свои проблемы. Больше разговаривайте с ним. Заведите традицию беседовать с ребёнком перед сном. Когда малыш уже в постели, сядьте рядом, погладьте его, возьмите за ручку, расскажите что-нибудь приятное. Избегайте при этом сильных эмоций, чтобы не перевозбудить ребёнка. Поговорите о приятных планах.
- В кризисный период почти все дети испытывают нервное напряжение. Снять его помогают тёплые ванны. Если у ребёнка истерика, прекратить её поможет прохладный душ.
- Пусть ваш малыш больше двигается, тогда у него будет меньше энергии оставаться на конфликты и борьбу с родителями.
- Не акцентируйте внимание ребёнка на своих негативных переживаниях, ведите себя по возможности ровно, не обсуждайте свои проблемы в его присутствии, не давайте негативную оценку его поведению. Используйте чувство юмора.
- - Старайтесь не срываться и не кричать на ребёнка. Дети, чьи родители постоянно кричат, перестают слышать их. Если вы чувствуете, что «закипаете», постарайтесь покинуть «поле боя», переключиться на что-нибудь приятное. Попросите близких, друзей, соседей побыть с ребёнком, пока вы успокоитесь. Прогуляйтесь, поговорите с кем-нибудь о своих чувствах, примите ванну, съешьте или выпейте что-нибудь вкусное, посмотрите любимый фильм.
- У ребёнка сложный период. Для профилактики нервной перегрузки соблюдайте правила:
1 правило. У ребёнка должен быть полноценный сон. Несмотря ни на что, в 21 час его необходимо укладывать спать.
2 правило. Ребёнку необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения.
3 правило. Не позволяйте ребёнку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в видеоигры. Кровавые боевики и фильмы ужасов- не для вашего малыша, их надо полностью исключить.
4 правило. Организуйте полноценное питание ребёнка, включайте в рацион больше фруктов, овощей, рыбу, мясо, птицу, печень и сердце, яйца и молочные продукты. Подберите для своего малыша витаминно - минеральный комплекс, йодсодержащие препараты. Дайте ребёнку возможность пить столько жидкости, сколько ему требуется.
Главная рекомендация- больше любви, доброты, терпения, веры в его силы, и тогда всё получится!