kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Результаты диагностики родителей, детей и воспитателей к педсовету по теме «Проектирование образовательного процесса с учётом гендерного подхода»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт проведения диагности по гендерному воспитанию среди педагогов, родителей и детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Результаты диагностики родителей, детей и воспитателей к педсовету по теме «Проектирование образовательного процесса с учётом гендерного подхода»»

Результаты диагностики родителей, детей и воспитателей к педсовету

по теме «Проектирование образовательного процесса

с учётом гендерного подхода»

Л.В. Коноплёва, педагог-психолог высшей

квалификационной категории МБДОУ № 106

«Детский сад присмотра и оздоровления» г. Кемерово


Педагогические диагностики – это способы тонкого исследования социально-психологических характеристик ребенка, скрытых в глубинах его личностной структуры, но выявляемых путем особых методик, организуемых как в контексте естественно протекающей жизнедеятельности, так и в лабораторных условиях.

Диагностики не решают педагогических проблем воспитания личности, не могут заменить необходимости работать с детьми, не способны заменить собой систему воспитания и снять высокие требования к профессиональной культуре педагога. Диагностики – и в этом их предназначение! – лишь фиксируют наличие определенных характеристик личности, помогая педагогу расширить представление о ходе становления и развития личности ребенка.

В нашем исследовании приняли участие родители, дети и педагоги.

Для родителей использовалась анкета на тему «Воспитываем мальчиков и девочек», которая помогла выявить уровень родительских знаний по проблеме, определить актуальность вопроса полового воспитания детей в ДОУ среди родителей воспитанников.

Нами, в результате анкетирования родителей - 69 человек (46% от всего коллектива) было установлено, что в настоящее время значительная часть родителей – 75 % не знают, что такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. И только единицы (25%) имеют небольшие представления, как осуществлять гендерное воспитание дошкольников.

По результатам анкетных данных можно выявить, кто больше занимается воспитанием ребёнка в семье: мама или папа.

100% респондентов считают неоправданным раздельное обучение и воспитание, но не могут пояснить, каким образом осуществить дифференцированный подход.

Женщина и мужчина – по-разному устроенные организмы. У них разный обмен веществ, разные характеристики поведения. Женщине, например, свойственны нежность, грациозность, мягкость, уступчивость, ранимость, терпимость, нерешительность. Мужчине, наоборот, присущи резкость, решительность, азартность, увлеченность, обуянность идеями, бесшабашность, удаль и т.д.

В трудные моменты женщина вполне могла проявить очень большую смелость и находчивость. Но это именно в трудные моменты. А в основном главенствующую роль традиционно играл мужчина, хотя при этом женщина тоже всегда была активным строителем общества, но со своими задачами и со своими особенностями. И казалось, что эти особенности присущи полам изначально, а значит, они могут быть сохранены, невзирая ни на какие педагогические новшества и социальные эксперименты. Поэтому в свое время общественность так легко согласилась на совместное обучение мальчиков и девочек.

В поведенческом плане отход от принципов раздельного обучения и воспитания меняет половую ориентацию, делая ее смешанной: феминизирует мужчин и маскулинизирует, омужествляет женщин. У женщин появляется стремление играть мужскую, доминирующую роль, а мужчины соглашаются на второстепенную роль, роль ведомого. И женщина, сама того не подозревая, обрекает себя на одиночество. Ей нужен защитник – активный, сильный, бесшабашный. А у нее под боком не мужчина, а ребенок, который сам требует защиты и помощи. Так возникает страшный перекос ролей. Феминизированный мужчина, будучи инфантильным, женственным, ведет себя как ребенок. Тем более с женщиной, претендующей на роль командира. Это порождает проблемы в семье и в воспитании детей.

Подводя итог, можно сказать, что проблема полоролевого развития ребёнка достаточно актуальна для родителей, но не все они готовы передать необходимые знания ребёнку, а именно дошкольнику, объяснить факт рождения человека, рассказать ему об идеальных образах мужчины и женщины (поведение, культура общения, настоящие и бедующие социальные др.), а самое главное формировать всё это у ребёнка с учётом его новой принадлежности.

В наши дни родительская семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей дошкольного возраста. Сказывается, как развитие системы общественного дошкольного воспитания, так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, занятость женщин, сокращение количества детей в семье и т.д.), а также нередкое желание родителей переложить ответственность за развитие личности собственного ребенка на плечи учреждений дошкольного воспитания.

Но роль семьи сохраняется. В семье ребенок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе других личностей.

В исследовании приняли участие 89 детей (83,2%).

Для детей использовались такие методы диагностики полоролевого поведения как:

  1. Беседа с детьми.

Для беседы с каждым ребёнком нами был составлен «Опросник по половой идентификации» (Приложение 1). Беседа направлена на уточнение знаний детей о своей половой принадлежности, роли и занятости мужчины я женщины в семье, их социальном статусе, об основных чертах внешности и поведения. Также в ходе беседы изучались представления дошкольников о культуре общения мальчиков и девочек. В беседе совершенствуется речевая активность детей и осуществляется попытка привлечения внимания детей к половым и возрастным различиям людей. При анализе учитывалось понимание ребенком роли мужчины и женщины. Использовались вопросы из полустандартизированного интервью Кагана и серии вопросов предложенных И. П. Шелухиной.

В возрасте от 3 до 7 лет отмечается 89 % избирательных контактов со сверстниками своего пола и только 11 % - с детьми противоположного пола, поэтому перед педагогами стоит задача поиска путей, которые бы способствовали дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками и вместе с тем не тормозили бы процесса половой дифференциации детей.

Можно условно определить три уровня полоролевой социализации мальчиков и девочек.

Высокий уровень: ребенок четко знает свой пол, называет его признаки (атрибутивные и поведенческие), имеет представления о социальных полоролевых функциях в будущем (будет мамой, папой, строителем и пр.), называет признаки эталонных фемининных и маскулинных качеств мальчика и девочки, осознает необратимость своего пола, выражает позитивное отношение к себе как к мальчику или девочке (гордится своей принадлежностью к полу и выполнению социально требуемых полоролевых функций), проявляет желание быть хорошим мальчиком (девочкой), обнаруживает положительное отношение к представителям противоположного пола, проявляет постоянство "мужских" ("женских") способов поведения в различных ситуациях.

Средний уровень: ребенок знает свой пол, но имеет очень мало знаний его признаков как атрибутивных, так и поведенческих; имеет недостаточные представления о социальных полоролевых функциях в будущем, называет лишь 2-3 эталонных качества мальчика или девочки, половозрастную хронологию выстраивает, но допускает ошибки в определении последовательности, осознает необратимость своей принадлежности к определенному полу, но довольно легко соглашается на воображаемое изменение пола, предпочитает свою половую роль, но проявляет индифферентное отношение как к своей принадлежности к нему, так и к соответствию эталонным качествам мальчика или девочки, обнаруживает признаки негативного отношения к сверстникам противоположного пола, проявляет нестабильность в проявлении маскулинных или фемининных способов поведения.

Низкий уровень: ребенок знает свой пол, некоторые его атрибутивные и поведенческие признаки, обнаруживает неустойчивые представления о своих социальных полоролевых функциях в настоящем и отсутствие их знаний в будущем, допускает ошибки в построении половозрастной хронологии, не знает эталонных качеств мальчика и девочки и соответствующих им способов поведения, допускает возможность изменения пола, нередко дает себе как мальчику или девочке негативные оценки, проявляет негативное или недоверчивое отношение к представителям противоположного пола, ярко выражена нестабильность в проявлении адекватных полу способов поведения в различных ситуациях.


  1. Методика исследования детского самосознания и половозрастной идентификации.

Методика разработана Н. Л. Белопольской и предназначена для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста. Предназначена для детей от 3 до 11 лет. Может применяться для исследовательских целей, при диагностическом обследовании детей, при консультировании ребенка и для коррекционной работы.

Стимульный материал.

Используются два набора карточек, на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости (карточки-рисунки). Каждый такой набор (мужской и женский варианты) состоит из 6 карточек. Облик изображенного на них персонажа демонстрирует типичные черты, соответствующие определенной фазе жизни и соответствующей ей половозрастной роли: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному возрасту, юности, зрелости и старости.

Исследование проводится в два этапа.

Задачей первого этапа является оценка возможности ребенка идентифицировать свои настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале. Другими словами, проверяется способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути

На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.


Интерпретация результатов.

Дети с нормальным психическим развитием характеризуются следующей половозрастной идентификацией.

Дети 3 лет чаще всего (в 84% случаев) идентифицируют себя с младенцем и не принимают дальнейшей инструкции.

Однако уже к 4 годам почти все дети оказываются способны идентифицировать себя с картинкой, на которой изображен дошкольник соответствующего пола.

Приблизительно 80% детей этого возраста могут идентифицировать свой прошлый образ с образом младенца на картинке. В качестве "образа будущего" дети выбирают разные картинки: от картинки с изображением школьника (72%) до картинки мужчины (женщины), комментируя это так: "потом я буду большой, потом я буду мама (папа), потом я буду, как Таня (старшая сестра)". Типичной для детей этого возраста является половозрастная последовательность, отраженная в табл.:

Начиная с 5 лет дети уже не делают ошибок при идентификации своего реального половозрастного статуса. Дети этого возраста могут правильно построить последовательность идентификации: младенец - дошкольник - школьник. Около половины из них продолжают построение последовательности и идентифицируют себя с будущими ролями юноши (девушки), мужчины (женщины), правда, называя последних "папа" и "мама".

Таким образом, 80% детей 5 лет строят последовательность, отраженную в табл.: А 20% детей этого возраста - более укороченную последовательность:

Практически все дети в возрасте 6 - 7 лет правильно устанавливают последовательность идентификации от младенца до взрослого (с 1 по 5 картинку), но испытывают затруднение в идентификации себя с образом "старость".


  1. Диагностическая методика "Нарисуй себя".

Этот тест – один из наиболее используемых диагностических методов, предназначен для детей 4-6 лет и направлен на выявление уровня самооценки ребёнка.

Среднее время выполнения задания - 30-40 минут.

Необходимые материалы: стандартный лист белой нелинованной бумаги, сложенный пополам, четыре цветных карандаша - черный, коричневый, красный и синий.

Первая страница остается чистой, здесь после проведения работы записываются необходимые сведения о ребенке. На второй, третьей и четвертой страницах в вертикальном положении сверху большими буквами напечатано название каждого рисунка - соответственно: "Плохой мальчик/девочка" (в зависимости от пола ребенка), "Хороший мальчик/девочка", "Я сам(а)".


Схема обработки результатов.

1. Анализ "автопортрета": наличие всех основных деталей, полнота изображения, количество дополнительных деталей, тщательность их прорисовки, "разукрашенность", статичность рисунка или представленность фигурки в движении, включение "себя в какой-либо сюжет-игру" и т. п.

Исходное количество баллов - 10. За отсутствие какой-нибудь детали из основных снимается 1 балл. За каждую дополнительную деталь, "разукрашенность", представленность в сюжете или движении начисляется 1 балл. Чем больше баллов, тем позитивнее отношение к рисунку, т. е. к себе (норма 11-15 баллов). Напротив, отсутствие необходимых деталей указывает на отрицательное или конфликтное отношение.

2. Сопоставление "автопортрета" с рисунком "хорошего" и "плохого" сверстников по параметрам:

- Размер "автопортрета" (приблизительно совпадает с "хорошим" - начисляется 1 балл, гораздо больше - 2 балла, совпадает с "плохим" - минус 1 балл, гораздо меньше - минус 2 балла, меньше "хорошего", но больше "плохого" - 0,5 балла).

- Цвета, использованные в "автопортрете" (больше синего и красного цвета - 1 балл, больше черного и коричневого цвета - минус 1 балл, цветов приблизительно поровну - 0 баллов).

- Повторение на "автопортрете" деталей рисунков "хорошего" или "плохого" (одежда, головной убор, игрушки, цветы, рогатка и т. д.). Общее количество в целом больше совпадает с "хорошим" ребенком - начисляется 1 балл, совпадение полное - 2 балла. Общее количество больше совпадает с "плохим" ребенком - минус 1 балл, совпадение полное - минус 2 балла. Тех и других приблизительно поровну - 0 баллов.

- Общее впечатление о похожести "автопортрета" на рисунок "хорошего" - 1 балл, на рисунок "плохого" –минус 1 балл.

Количество набранных баллов: 3-5 баллов - адекватное позитивное отношение к себе, больше - завышенная самооценка, меньше - заниженная самооценка, отрицательный результат (0 и меньше) - негативное отношение к себе, возможно, полное неприятие себя.

3. Расположение "автопортрета" на листе. Изображение рисунка внизу страницы - минус 1 балл, если к этому и фигурка изображается маленькой - минус 2 балла Такое положение свидетельствует о депрессивном состоянии ребенка, наличия у него чувства неполноценности Наиболее неблагоприятным является расположение фигурки в нижних углах листа и изображенной в профиль (как бы стремящейся "убежать" с листа) - минус 3 балла.

Рисунок расположен в центре листа или чуть выше - 1 балл, рисунок очень большой, занимает практически весь лист - 2 балла, дополнительно к последнему еще и расположен анфас (лицом к нам) - 3 балла.

Обработка данных.

На основе анализа данных, полученных с использованием вышеприведенных методик, определяется уровень развития гендерной идентичности мальчика или девочки.

Высокий уровень: ребенок четко знает свой пол, называет его признаки (атрибутивные и поведенческие); имеет представление о социальных полоролевых функциях в настоящем и будущем (будет мамой, папой); называет признаки феминных и маскулинных качеств личности мальчика и девочки; осознает необратимость своего пола; выражает позитивное отношение к себе как к мальчику или девочке (гордится своей принадлежностью к этому полу и выполнением социально требуемых полоролевых функций); проявляет желание быть хорошим мальчиком (девочкой); обнаруживает положительное отношение к представителям противоположного пола; постоянно демонстрирует мужские (женские) способы поведении в различных ситуациях.

Средний уровень: ребенок знает свой пол, но с трудом называет его признаки (атрибутивные и поведенческие); имеет нечеткое представление о социальных полоролевых функциях в настоящем и будущем; называет лишь 2-3 качества мальчика или девочки; осознает необратимость своей принадлежности к определенному полу, но легко соглашается на воображаемое изменение пола; предпочитает свою половую роль, но проявляет индифферентное отношение как к своей принадлежности к полу, так и к соответствию качествам мальчика или девочки; обнаруживает признаки негативного отношения к сверстникам противоположного пола: нестабилен в проявлении маскулинных или феминных способов поведения.

Низкий уровень. Ребенок знает свой пол и некоторые его атрибутивные и поведенческие признаки; обнаруживает неустойчивое представление о своих социальных полоролевых функциях в настоящем и отсутствие знаний о них в будущем; не знает качеств мальчиков или девочек и соответствующих им способов поведения; допускает возможность изменения пола; нередко дает себе как мальчику или девочке негативные оценки; проявляет негативное или недоверчивое отношение к представителям противоположного пола; крайне неустойчив в проявлении адекватных полу способов поведения в различных ситуациях.

Познавательный компонент (ПК), осознание принадлежности к определенному полу и описание себя с использованием категорий мужественности-женственности

Коммуникативно-поведенческий компонент (КПК)

Эмоционально-ценностный компонент (ЭЦК)

В процессе исследования психолого-педагогической и методической литературы по полоролевой социализации детей дошкольного возраста мы пришли к выводу, что мальчики и девочки ведут себя абсолютно по разному в обществе, что социализация мальчиков проходит более сложно, чем у девочек.

Для педагогов также были подготовлены анкеты. Всего в анкетировании приняли участие 15 человек.

Анкета содержит 8 вопросов, с помощью которых идет попытка выявить, ведется ли работа воспитателями по восприятию ребенка себя, как представителя определенного пола, используются ли игры, упражнения, занятия и другие разнообразные формы работы с детьми по половому воспитанию. При анализе анкеты учитывается актуальность проблемы полоролевой социализации в условиях данного дошкольного учреждения.


Высокий уровень свидетельствует о том, что у педагогов адекватные представления о своем образе и образе противоположного пола, причем идеальный образ соответствует реальному. Присутствуют обширные представления о гендерных и социальных ролях или эталонах мужского и женского поведения, традиционное и современное понимание роли отца и матери в воспитании дочери и сына. Сформировано сознание, что положение человека в обществе зависит от его пола, есть соответствующее понятию понимание равноправия мужчин и женщин. Педагоги хорошо осведомлены о гендерной культуре и гендерных проблемах в обществе, в том числе, проблемах равноправия. Они обладают разносторонними знаниями о взаимоотношениях мужчин и женщин, ощущают потребность в дополнительных сведениях о предназначении мужчин и женщин, их статусе, взаимоотношениях в обществе и семье.

Средний уровень свидетельствует о том, что педагоги имеют адекватные представления о своем образе и образе противоположного пола, но идеальный образ частично соответствует реальному. У педагогов есть некоторые представления о гендерных ролях или эталонах мужского и женского поведения и традиционные представления о роли отца и матери в воспитании дочери и сына. Присутствует понимание понятия равноправие мужчин и женщин, но оно не соответствует принятому в обществе. Педагоги хорошо осведомлены о гендерных проблемах в обществе и проблемах равноправия и частично осознают, что положение человека в обществе зависит от его пола. Обладают знаниями, касающимися исключительно социальной или половой сферы, имеют потребность в дополнительной информации о предназначении мужчин и женщин, их статусе, взаимоотношениях в обществе и семье или не могут определиться.

Низкий уровень свидетельствует о неадекватных представлениях педагогов о своем образе и образе противоположного пола, когда идеальный образ кардинально отличается от реального в негативную сторону. Педагоги имеют небольшие знания в сфере взаимоотношений мужчин и женщин, представления о гендерных ролях или эталонах мужского и женского поведения суженные, о роли отца и матери в воспитании дочери и сына – поверхностные. Отсутствует понимание равноправия мужчин и женщин; нет представления о гендерных проблемах в обществе и проблемах равноправия. Педагоги считают, что положение человека в обществе не зависит от его пола, не испытывают необходимости в дополнительных знаниях о предназначении мужчин и женщин, их статусе, взаимоотношениях в обществе и семье.

Очень низкий уровень свидетельствует о том, что у педагогов отсутствуют представления о своем образе и образе противоположного пола, гендерных ролях или эталонах мужского и женского поведения, роли отца и матери в воспитании дочери и сына, в целом о гендерных проблемах в обществе и проблемах равноправия. Педагоги считают, что положение человека в обществе не зависит от его пола, не могут определиться, обладают ли они знаниями в области взаимоотношений мужчин и женщин и не ощущают необходимости в дополнительных знаниях о предназначении мужчин и женщин, их статусе, взаимоотношениях в обществе и семье.

Вывод:

1. Недостаточность теоретических знаний педагогов о психосоциальных различиях мальчиков и девочек. Содержанием программ подготовки в педагогическом колледже и вузе не предусмотрено изучение основ гендерной психологии, поэтому в профессиональной деятельности исходят из собственного житейского опыта. Особенно опасен перенос воспитателем негативного личного опыта взаимоотношений с мужчинами на воспитанников-мальчиков, их отцов и т д. Педагоги испытывают затруднения в выборе стратегии воспитания мальчиков, стараются отвечать односложно на вопросы: Удается ли вам воспитывать будущих мужчин? Какие особенности воспитания мальчика вы можете перечислить?

2. Педагоги испытывают трудности в просвещении родителей по особенностям воспитания детей разного пола, учете современных тенденций структуры семьи, осложняющих полоролевую социализацию детей:
- возрастание экономического равенства мужа и жены;

- поворот от семьи большой, трехпоколенной, к семье малой; двухпоколенной, от четкого разделения семейных ролей к взаимозаменяемым хозяйственно-педагогическим функциям;

- падение авторитета отцов и отсутствие привлекательности для ряда работающих матерей хозяйственной работы по дому.


Заключение

  1. Исследуя поведение мальчиков и девочек в обществе с детьми разных полов, мы пришли к выводу, что девочки более социально-активнее, в большей степени, чем мальчики, готовы поддержать остальных. Мальчики в незнакомом обществе детей замкнуты, ведут себя тихо. Девочки быстрее приспосабливаются и адаптируются в обществе незнакомых детей. Социальные роли мальчиков и девочек по – своему разные, но при этом необходимо сохранять равенство между полами.

  2. Родителям и педагогам, осуществляя половое воспитание, необходимо иметь в виду следующее: для того чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми женами и мужьями, у тех и других надо формировать множество «общих», т.е. свойственных обоим полам, нравственных качеств. Честность, трудолюбие, доброта, справедливость, решительность, любовь к родному дому, культура поведения, несомненно, должны быть присущи как женщинам, так и мужчинам. Но степень выраженности, интенсивность, удельный вес проявления определенного «набора» нравственных качеств у мальчиков и девочек должны быть разными.

  3. Работа по поло-ролевому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коноплёва Людмила Викторовна

Дата: 09.01.2020

Номер свидетельства: 534881


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства