Просмотр содержимого документа
«"Реализация образовательных задач во время прогулки"»
Диспут
«Еще раз о прогулке.
Реализация образовательных задач в режимных моментах»
Дата проведения: 17 ноября 2016 г.
Провела: Воспитатель – Кислова Л. Б.
Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. На первый взгляд, ничего нового по отношению к организации режимных моментов как условий для решения образовательных задач не наблюдается: нормируется то, что всегда было в силу специфики дошкольного образования.
Рассмотрим необходимость и возможность организации жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении с позиции современных ценностно-целевых ориентиров, заданных ФГОС ДО: «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».
Не умаляя значимости развития интеллектуальных, физических качеств и предпосылок учебной деятельности, остановимся на проблеме формирования общей культуры и развития личностных качеств ребенка дошкольного возраста в процессе организации режимных моментов.
Основными составляющими общей культуры, выделенными И.А. Зимней, являются: культура здоровья (культура питания, культура сна, культура безопасности жизнедеятельности) и социальная культура (культура поведения и общения, культура деятельности).
Как известно, режим дня, в котором режимные моменты нормируются по длительности протекания, в первую очередь ориентирован на сохранение и укрепление здоровья детей. Методические рекомендации по организации режимных моментов представлены в каждой примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Большое внимание авторами программ уделяется формированию культурно-гигиенических навыков, которые имеют непосредственное отношение к культуре здоровья. Режимные моменты с позиции взаимосвязи и единства двух компонентов общей культуры практически не рассматриваются.
Специфика дошкольного образовательного учреждения и семейного воспитания позволяют ребенку «войти в культуру» (Л.С. Выготский) повседневной жизнедеятельности, которая в дальнейшем будет проявляться независимо от того, где находится ребенок, а потом и взрослый человек — в учреждении, в гостях или в домашней обстановке. Проявляется ли бережное отношение к спящему или отдыхающему; закрывается ли дверь туалетной комнаты, собственного шкафа; сервируется ли стол для себя или другого человека, убирается ли посуда после приема пищи; приводится ли в порядок место отдыха, рабочее место; звучат ли слова благодарности тем, кто проявил заботу — все это определяет уровень культуры человека. От этого поведения зависит отношение к человеку тех людей, которые находятся рядом. Основы такого поведения закладываются в дошкольном возрасте и значение дошкольного образования трудно переоценить.
Зафиксируем принципиально важные позиции или подходы, которые помогут грамотно систематизировать задачи психолого-педагогической работы в каждом из организационных моментов режима (распорядка) дня.
Организация режимных моментов должна быть направлена на формирование общей культуры и развитие личностных качеств ребенка.
Организация каждого из режимных моментов должна обеспечивать всестороннее развитие ребенка.
В ходе организации режимных моментов должно обеспечиваться единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
Организация режимных моментов должна «строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей».
В дошкольном образовательном учреждении нормативным основанием для разработки проекта по организации режимных моментов в каждой возрастной группе является режим дня.
Режимом дня предусматривается организация совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей как в режимных моментах, так и между ними.
Вариативность организации различных видов детской деятельности в каждый из режимных моментов достаточно высокая. Выбор деятельности зависит от возраста детей, их интересов, сезонности, событийности и др. В ежедневном планировании, опираясь на план организации различных видов детской деятельности в режиме дня, воспитатели определяют виды детской деятельности, формы их организации, методы и приемы (смотри Рабочую программу).
Предлагаемое проектирование организации режимных моментов базируется на идее организации бытовой, повседневной деятельности детей как условия формирования их общей культуры и развития личностных качеств.
Специфика дошкольного образования заключается в том, что образование маленького человека происходит буквально в каждый момент его жизни, исключение составляет только глубокий сон. Именно поэтому время, отведенное на сон, не входит в объем основной общеобразовательной программы. Но даже в тот момент, когда ребенок внезапно пробуждается, реакция взрослого на это пробуждение может обеспечить как положительное, так и отрицательное влияние на его развитие. Поэтому проектируя организацию сна ребенка, обязательно поставим задачи, которые могут быть решены не только при подготовке ко сну или его завершении, но и в процессе сна (при внезапном пробуждении ребенка).
Система проектирования режимных моментов будет включать:
особенности организации режимного момента (с учетом санитарных правил и норм, действующих в системе дошкольного образования);
организационные моменты (или структурные компоненты), которые можно выделить в структуре каждого режимного момента;
основные направления деятельности в каждом организационном моменте;
задачи, решаемые в каждом организационном моменте (с учетом принципа интеграции образовательных областей);
формы, методы, приемы решения задач;
планируемые результаты (достижения ребенка).
Организация режимного момента (например, «Организация прогулки»).
Особенности организации
Каждый режимный момент может включать следующие организационные моменты (структурные компоненты): подготовка к режимному моменту (подготовка к прогулке, подготовка к приему пищи, подготовка ко сну и т.п.), сам режимный момент (прогулка, прием пищи, сон и т.п.), завершение режимного момента (возвращение с прогулки, завершение приема пищи, постепенный подъем и т.п.), а также дополнительные организационные формы (дежурство, взаимодействие с родителями, встреча детей, осмотр, опрос, переодевание и т.п.).
Развитие самостоятельности в выполнении правил сбора на прогулку.
Задачи.
Формировать представления о правилах сбора на прогулку, развивать умения самостоятельно выполнять действия, предусмотренные правилами:
наводить порядок в группе и развивающих центрах (убирать игрушки и пособия, аккуратно и красиво ставить стулья к столам) («Познание», «Труд», «Социализация», «Безопасность», «Художественное творчество»);
посещать туалетную комнату, мыть руки после туалета («Здоровье», «Социализация»);
одеваться по погоде, в определенной последовательности, аккуратно, в общем ритме, не мешая соседям («Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Познание»);
при необходимости обращаться с просьбой о помощи, оказывать помощь сверстникам («Коммуникация», «Социализация»);
по окончании одевания аккуратно закрывать дверцу шкафчика, ожидать других детей («Безопасность», «Труд», «Социализация»);
участвовать в подготовке и выносе материала, необходимого для прогулки («Коммуникация», «Социализация», «Труд»);
спокойно выходить на прогулку, придерживать дверь при закрывании, заботиться о безопасности сверстников («Безопасность», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация», «Труд»).
Формы, методы, приемы.
Напоминание, ситуативный разговор, поддержка, положительная оценка, поощрение, помощь, обращение к ребенку с просьбой об оказании помощи сверстнику, образец этически ценного поведения по отношению друг к другу, похвала — одобрение, выражение педагогом своих чувств, связанных с проявлением детьми опрятности, аккуратности, а также доброжелательности, стремления помочь, озвучивание чувств детей, рассказ, проговаривание потешек, стихов, загадок.
Планируемые результаты (достижения ребенка).
Ребенок опрятен, аккуратен, заботится о состоянии вещей, одежды, соблюдает порядок в шкафчике и раздевальной.
Ребенок внимателен к нуждам и потребностям окружающих, способен в приветливой доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой о помощи, доброжелательно ответить на просьбу, по собственной инициативе оказать помощь.