«Реализация регионального содержания образования – вариативная часть к образовательной программе дошкольного образования»
«Реализация регионального содержания образования – вариативная часть к образовательной программе дошкольного образования»
Структура образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта ДО предполагает обязательное включение регионального компонента в содержание образования дошкольников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Реализация регионального содержания образования – вариативная часть к образовательной программе дошкольного образования»»
«Реализация регионального содержания образования – вариативная часть к образовательной программе дошкольного образования»
Люблю и знаю, знаю и люблю,
И тем сильней люблю, чем больше знаю…
Ю. К.Ефремов
Структура образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта ДОпредполагает обязательное включение регионального компонента в содержание образования дошкольников. Важность данной проблемы отражена в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где один из пунктов документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. Система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства, а воспитатели делать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
Среди направлений образовательной программы детского сада (коррекционно-образовательная деятельность, физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент. Региональный компонент – это, во-первых, реальная форма функционирования федерального стандарта в конкретном регионе; во-вторых, он выполняет в образовательном процессе ряд очень важных функций и обладает определенными дидактическими и воспитательными возможностями.
Возможности педагогического коллектива и сложившиеся традиции детского сада позволяют нам уверенно обновлять содержание регионального компонента дошкольного образования ООП. Поэтому внедрение в образовательный процесс дошкольников национально – регионального компонентав соответствии с требованиями стандарта воспитатели восприняли позитивно. Обучающие, воспитывающие, развивающие задачи требованиям ФГОС ДО и ООП ДО, реализуемой в детском саду. Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна, а в настоящее время вопросы нравственно-патриотического воспитания в дошкольных учреждениях являются приоритетными. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину. Содержание, формы и методы дошкольного краеведения определяются целями и задачами и требованиями образовательной программы, особенностями исторического прошлого, конкретными условиями родного края.Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в ООП в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы), и обеспечивают его реализацию в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми родного края.
Реализация регионального компонента предъявляет особые требования к организации развивающей предметно - пространственной среды. Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные гуманные чувства к представителям живой и неживой природы, необходимо постоянно пополнять созданные в группах центры. Важным условием обучения является разнообразие и системность дидактического материала, который даёт возможность упорядочить знания детей о своём крае. Выбор конкретного задания зависит от темы и содержания краеведческого материала. Основные направления деятельности детского сада по реализации регионального компонента предполагаютвоспитание умения воспринимать красоту окружающего мира и формирование желания больше узнать о родной природе, стать ее защитником. Поэтому, каждый воспитатель детского сада при разработке календарно-тематического планирования обязан учитывать важность и необходимость введения элементов регионального компонента и отводить этому не менее 40% от общего количества учебных часов. Ознакомление с национальной культурой осуществляется через все виды деятельности ребенка-дошкольника и через интегрирование национально-регионального компонента в образовательных областях. Важным средством воспитания является социокультурное пространство. Поэтому одной из вариативных форм дошкольного образования является взаимодействие с социумом. Воспитатели детского сада разрабатывают пешеходные образовательные маршруты. Содержание маршрута направлено на социально-коммуникативное развитие, изучение и максимальное использование благоприятных климатических, природных и культурных особенностей села, развитие физических качеств, участие дошкольников в жизни села, рейдах и акциях.
В современных условиях введения стандарта дошкольного образования на детский сад и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные
задачи. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, а деятельность педагога детского сада должна осуществляться по принципу партнёрства с семьёй и направлена на личностный рост родителей в воспитании собственных детей.
Задача воспитателя признать родителей (законных представителей) полноценными участниками образовательных отношений.
Возможные перспективы развития
Обновление содержания регионального компонента дошкольного образования.
Развитие и совершенствование деятельности по приобщению дошкольников к культуре родного края в соответствии с ФГОС ДО.
Утверждение основных системообразующих тем в КТП, обеспечивающих реализацию ООП ДО.
Разработка технологических карт комплексно-тематического планирования по возрастным группам.
Разработка проектов различной направленности.
Разработка авторских программ и проектов.
Создание электронного банка материалов по комплексно-тематическому планированию.
Обобщение материалов и размещение их на сайте детского сада.
Особенностью стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности ребёнка. Стандарт указывает реальные виды деятельности, которыми ребёнок должен овладеть на этапе завершения дошкольного образования. Планируемые результаты нашей ОП по реализации регионального содержания образования совпадают с целевыми ориентирами образовательного стандарта. Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого; овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода; определяет свою социальную роль.