Просмотр содержимого документа
«Ребенок и его воображение»
Ребенок и его воображение
Блинская Е.М.
Григоревская Я.В.
Воображение позволяет малышу познать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет проблемы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.
Датский сказочник И.С. Ольсен[1] писал: «когда нам, взрослым, кажется, что ребёнок большой фантазёр, то вполне возможно, что ребёнок просто пытается найти чему-то разумное объяснение….»
Воображение возникает в ситуациях неопределенности, когда школьник затрудняется найти в своем опыте объяснение, какому либо факту деятельности. Такая ситуация роднит воображение и мышление. Как справедливо подчеркнул Л.С. Выготский[2], что эти два процесса развиваются взаимосвязано. Мышление обеспечивает избирательность в преобразовании впечатления, а воображение дополняет, конкретизирует процессы мыслительного решения задач, позволяет преодолеть стереотипы. И решение интеллектуальных проблем становятся творческим процессом. Растущая познавательная потребность малыша во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Ребенок представляет лунный пейзаж, полет в ракете, тропические растения, арктических животных. Следовательно, воображения значительно расширяет границы познания. Кроме того, оно позволяет дошкольнику участвовать в событиях, которые не встречаются в обыденной жизни. Например, в игре ребенок спасает товарищей во время шторма, преодолевает бурю.
Это участие обогащает интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познать окружающее, природную, предметную и социальную действительность. Воображение помогает дошкольнику найти нестандартное, творческое решение познавательной проблемы (опираясь на реальные характеристики объектов, черпая образы из окружающей действительности).
Воображение великая сила. С его помощью можно полететь на луну, отправиться в путешествие по древнему миру, и представить себе лицо далёкого друга.
Великий немецкий математик Давид Гильберт[3] на вопрос о судьбе одного из своих учеников ответил: «Он стал поэтом, для математики у него не хватило воображения». Именно благодаря воображению в науке совершены великие революционные открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д.И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.
Но воображение, как любая психологическая функция ребёнка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.
Кажется, что проще может быть, чем развить у ребёнка воображение? Он и сам этому воображению научит кого угодно то в шкафу приведение живёт, то иноплонитянин прячется. Остаётся добавить уроки по рисованию, найти время рассказать сказку и усадить изготавливать поделки из природного материала. Но всёли так просто в королевстве воображения? Для начало обратим внимание на то, что воображение лучше всего развивается с 5 до 15 лет, и если в этот период воображение у ребёнка не развивать, то в дальнейшем без труда можно заметить спад способностей к творческому мышлению и воображению, а без воображения, как вы догадываетесь, не было бы множества открытий. И так что такое воображение? Воображение – это присущая только человеку возможность создание новых образов(представлений) путём переработки предыдущего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает деятельность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача – представление ожидаемого результата до его осуществления….
С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.
Многие родители считают, что залогом успеха в обучении является умение считать, писать, читать, но часто это бывает не достаточным. Большую роль в усвоении школьных заданий играет воображение. Так как слушая объяснения учителя, ребёнок должен представлять ситуации, с которыми он не сталкивался в своей жизни, представлять образы, не существующие в действительности. Поэтому для успешной учёбы в школе необходимо, чтобы ребёнок обладал хорошо развитым воображением. Если попробовать оценить, как развито воображение ребёнка, при оценки придётся ориентироваться в большей степени собственное представление о развитии воображения, потому что объективные критерии в данном случае составить чрезвычайно трудно.
Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребёнок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно когда ребёнок начинает сочинять, воображать, сочетая, реальное с воображаемым. Работа по формированию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. Занятия могут проводиться как фронтально, так и малыми группами или же индивидуально. Отдельные задания, упражнения могут вплетаться в занятия по развитию речи, рисованию и вводится в свободное время как игра. В задачи таких занятий входят во – первых расширения кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов для создания более полной и обширной основы для воображения, а во – вторых, активизация и развитие речи, обучение детей комбинированию и воспроизведению опыта, приёмом оперирования, представлениями для развития собственного воображения. Но самое важное условие раскрытия творческих способностей детей – это создание общей атмосферы принятия, свободы, возможности для каждого ребёнка пережить опыт своей успешности, момент достижения. Такая задача требует от взрослого особого внимания.
При выполнении заданий детям могут оказываться различные виды помощи: кому – то из достаточно ободряющей улыбки, кто – то нуждается дополнительных разъяснениях, некоторым требуется и совместная работа со взрослыми. В любом случае взрослый строит общение таким образом, чтобы по возможности каждый ребёнок мог публично порадоваться результату своего собственного или общего со взрослыми творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах.
Аналогичные задания с упрощенным содержанием используются и при работе с детьми, с проблемами развития(задержка психического развития, умственная отсталость). Таким детям требуется большая мера помощи, они чаще нуждаются в совместном со взрослыми выполнении многих заданий, однако занятия оказывают заметное положительное влияние на развитие каждого ребёнка. Например вот несколько таких заданий: Узнай предметы и нарисуй их.. Дорисуй картинку… Кто больше придумает и нарисует…
На первом этапе главной целью занятий является формирования операционных навыков, необходимых для создания образов воображения. Детей учат построению знакомых им предметов по элементам(точкам, схемам, частям предмета), тренируют умение выделять образ предмета среди других и воссоздать его в рисунке.
Второй этап «Небывальщина» «Дорисовываем рассказ» дорисуй картинку, «Составление рассказа» «Летний отдых»
На этом этапе основной целью становится обучение сюжетному видению на основе наглядных опорных знаков. Дети учатся анализировать объекты и ситуации: выделять главные и второстепенные признаки, видеть связь предметов по содержанию, располагать их в том или ином порядке; планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел, вносить новые элементы в изображение.
Для развития воображения необходимо изучить разные задания, то есть найти картинки, по которым составить рассказы и обсуждать с детьми фантастические ситуации.
Воображение начинает развиваться со сказок. Даже просто от слушанья сказок, ребёнок представляет главных действующих персонажей, сопереживает им, воспринимает их приключения, как настоящее. Но сказки можно не только рассказывать, но и сочинять самим вместе с детьми, на сказках можно тренировать воображение, память, сообразительность. Чтобы расширить свои педагогические знания в вопросе развития воображения у детей, необходимо изучить соответствующую литературу. Это такая как «Развитие воображение у детей» Р.С. Немов «Психология»[4], «Функции воображения и его развития». Р.С. Немов[5] написать консультацию для родителей; подготовить картотеку игр для развития воображения. Используя это в работе, можно дать домашнее задание детям.
Такая книга как «Тесты для детей» М.Н. Ильиной[6] поможет использовать её диагностики уровня развития воображения у детей. Фантазия у ребёнка наиболее полно проявляется в соответствующих видах творческой деятельности и свидетельствует о наличии у ребёнка задатков к ним. Благодаря воображению дети превращают обыденную жизнь в игру, они привносят в эту игру столько фантазии, так сживаются с нею и верят своей выдумке, что можно принять их рассказы за правду.
Различная литература предлагает применять знания в работе с детьми, учить детей искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства; стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребёнка является его реализм, понимание того, что может быть и чего быть не может. Как справедливо заметил В.А Сухомлинский[7], «Населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину.
Список литературы:
1. И.С. Ольсен
2.Л.С. Выготский
3. Давид Гильберт.
4. Р.С. Немов «Психология»
5.Р.С. Немов «Функции воображения и его развития».