Просмотр содержимого документа
«Речь педагога как средство речевого развития детей.»
РЕЧЬ ПЕДАГОГА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Портных А.В.
учитель-логопед
первой категории
МБДОУ № 10. Город Миасс.
Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования фиксируется в Стратегии развития российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС дошкольного образования.
Современные процессы модернизации выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание современных реалий, мотивов и способов взаимодействия с ребенком. Образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС ориентирована на развитие ряда педагогических умений, в том числе - коммуникативных. Среди них наиболее важной, по-нашему мнению, является речевая культура воспитателя.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними. По словам Н.И.Жинкина, внутренние механизмы речи образуются только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
Проблема речевой культуры в профессиональной деятельности разрабатывалась психологами и педагогами Л.С. Выготским, Л.А. Введенской, П.Я. Гальпериным, И.А. Зимней, В.В. Ильиным, В.В. Краевским, А.Н. Ксенофонтовой, В.И. Максимовым, Л.И. Скворцовым, Л.В. Соколовой и другими.
Е.И.Тихеева - одна из основоположников методики развития речи, еще в тридцатые годы прошлого столетия детально рассмотрела «культурные и методические требования к речи педагога».
В настоящее время исследователи выделяют следующие компоненты профессиональной речи педагога:
Голос – важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда.
К голосу предъявляется ряд требований:
● голос не должен вызывать неприятных ощущений. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей.
● педагог должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения, голосом надо уметь владеть (характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей);
● педагогу необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей;
● с помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.
● голос педагога должен быть достаточно вынослив.
Также описаны требования к качеству речи педагога ДОУ: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность. В многочисленных исследованиях даются их характеристики.
К вышеперечисленным требованиям относят и правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком и со взрослыми, но и слышать его.
Наблюдение и анализ речевого взаимодействия воспитателей с детьми в нашем дошкольном учреждении показали самые распространённые ошибки в речи педагогов:
1. Употребление слов-паразитов:
Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
2. Частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
Машенька, вымой ручки. Катенька, убери чашечку со столика.
3. Неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Например, не называют конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы», а говорят безликие «штаны»; не конкретизируют головной убор (берет, кепка, панама, шляпка, бейсболка) а просят «не забудь надеть шапку» и т.п.
4. Использование в речи грубых просторечий и жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку: дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма, а также слов-сокращений: телик, видик, комп.
У молодых воспитателей мы столкнулись с такими проблемами как: монотонность, смазанность, не эмоциональность; слишком быстрый или слишком медленный темп; не ориентированность на возраст детей; наличие дефектов звукопроизношения.
Таким образом, анализ речевой культуры педагогов актуализировал проблему методической работы в этом направлении. Однако на практике столкнулись с противоречием между необходимостью организации такой деятельности и неразработанностью этого вопроса в современных условиях.
Мы постарались найти ответы на вопрос: как организовать обучение педагогов? Решение данной проблемы, по нашему мнению, будет способствовать реализации задач речевого развития дошкольников.
Анализ теоретических исследований, нормативных документов, практических рекомендаций позволил нам определить этапы работы, сформулировать задачи и наметить пути решения выявленных проблем.
Одна из первостепенных задач: обратить внимание воспитателя на эту проблему - подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную речь, ставить почаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? Каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми? Нет ли дефектов звукопроизношения? Может ли служить моя речь образцом для детей?
Вторая задача: исправление собственных речевых нарушений.
Для решения этих задач мы запланировали и провели различные формы работы по совершенствованию речевой культуры воспитателей. Эти формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые и индивидуальные.
Групповые формы предполагают работу со всеми педагогами. Они организовывались как тематическими, т. е. полностью всё мероприятие посвящено решению конкретной задачи. Это были:
консультации-практикумы «Ударение в словах», «Изменение существительных по родам, числам, падежам», «Использование в речи пословиц, поговорок, крылатых слов»,
открытые просмотры с анализом речевой культуры педагога по определённой схеме, алгоритму,
А также решение этих проблем интегрировали в какую-либо форму методической работы. Например, на педсовете проводили тренинги «Речевая разминка», «Учимся диалогу», «Выразительное чтение». На семинаре-практикуме по теме «Речевое развитие ребёнка в соответствии с ФГОС ДО» воспитатели учились составлять рассказы для детей (о жизни группы, о каждом малыше, о шалостях и проказах...)
Индивидуальные формы предполагают работу с конкретным воспитателем по исправлению его речевых нарушений. Это были:
консультации: для коррекции звукопроизношения, устранения местного диалекта, двуязычия и других национальных особенностей,
брошюры – напоминалки: «Работаем с фразеологизмами». «Правила диалогического общения». «Словарь добрых слов и выражений»,
листовки-подсказки: «Проверь себя», «Слова знакомые и незнакомые». «Речевой этикет»,
беседы: «Стихотворения и ударения», «Слова близкие и далёкие»,
Таким образом, при помощи перечисленных форм мы значительно повысили уровень речевой культуры наших педагогов, а следовательно и повлияли на речевое развитие наших воспитанников.