kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Речемыслительное развитие детей дошкольного возраста через использование приемов ТРИЗ технологии на произведениях К.И. Чуковского

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.  

К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Произведения К.И.Чуковского имеют огромное воспитательное, познавательное и эстетическое, т.к. они расширяют кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Анализ сказок К.И. Чуковского позволит детям понять и почувствовать их глубокое идейное содержание и художественные достоинства. Поэтические образы привлекают детское внимание и надолго запоминаются. Книги К.И. Чуковского пронизаны гуманизмом, верой в победу добра и справедливости, в торжество правды. Его герои: добрый Доктор Айболит, бесстрашный Бибигон, Крокодил, удалой Комарик вызывают сочувствие детей, помогают воспитывать у них положительные качества, без назидательности высмеивает неряшливость, трусость, зазнайство. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И.Чуковского, т.к. они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

         Знакомить дошкольников с произведениями К.И. Чуковского и закреплять уже знакомые можно и при помощи использования ТРИЗ технологии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Речемыслительное развитие детей дошкольного возраста через использование приемов ТРИЗ технологии на произведениях К.И. Чуковского»

Веденеева Анна Сергеевна

воспитатель МБДОУ №44


Речемыслительное развитие детей дошкольного возраста через использование приемов ТРИЗ технологии на произведениях

К.И. Чуковского


Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души.  

К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Произведения К.И.Чуковского имеют огромное воспитательное, познавательное и эстетическое, т.к. они расширяют кругозор ребенка, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Анализ сказок К.И. Чуковского позволит детям понять и почувствовать их глубокое идейное содержание и художественные достоинства. Поэтические образы привлекают детское внимание и надолго запоминаются. Книги К.И. Чуковского пронизаны гуманизмом, верой в победу добра и справедливости, в торжество правды. Его герои: добрый Доктор Айболит, бесстрашный Бибигон, Крокодил, удалой Комарик вызывают сочувствие детей, помогают воспитывать у них положительные качества, без назидательности высмеивает неряшливость, трусость, зазнайство. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И.Чуковского, т.к. они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Знакомить дошкольников с произведениями К.И. Чуковского и закреплять уже знакомые можно и при помощи использования ТРИЗ технологии.

Круги Луллия

Цель: Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов.

Описание:

Это пособие состоит из двух кругов: большого и маленького, стрелки, каждый круг разделен на шесть секторов.

На большом круге помещены иллюстрации к сказкам К.И. Чуковского: «Мойдодыр», «Айболит», «Телефон», «Федорино горе», «Цыпленок», «Муха-Цокотуха».

На маленьком круге изображения предметов: фонендоскоп, самовар, мочалка, кочерга, телефон, лужа.

Задание на уточнение знаний:

Воспитатель: «Посмотри, какая сказка оказалась под стрелкой?»

Ребенок: Сказка «Айболит».

Воспитатель: «На маленьком круге найди предмет, который нужен Айболиту».

Ребенок: «Это фонендоскоп».

Воспитатель: «Для чего он нужен Айболиту?»

Ребенок: «Можно слушать животных, если они заболели».

Фантастическое задание:

Воспитатель: « Раскрути круги и посмотри, что оказалось под стрелкой». (Иллюстрация из сказки «Айболит» и мочалка из сказки «Мойдодыр»)

Воспитатель: «Как мочалка может помочь Айболиту лечить зверей?»

Ребенок: Можно ею вымыть грязных зверей, и они вылечатся.

Работа с остальными секторами проводится аналогично.


Игра «Да-нет»-ка по сказкам К.И. Чуковского

Цель: Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить узнавать знакомые сказки по иллюстрациям, ориентироваться в пространстве, закреплять понятия «справа», «слева», в центре.

Описание: игровое поле, на котором изображены фрагменты сказок К.И. Чуковского. «Да-Нет»-ка на основе ориентировки в пространстве.

Ход игровой ситуации:

Воспитатель: Загаданный сюжет находится слева от стихотворения «Ежики смеются?»

Ребенок:Нет.

Воспитатель: Справа от сказки «Тараканище»?

Ребенок: да.

Воспитатель: Это сказка «Путаница»?

Ребенок: Да.

Воспитатель: На иллюстрации к сказке «Путаница». Загаданный объект находится слева от рыб?

Ребенок: Нет.

Воспитатель: Выше рыб?

Ребенок: Да.

Воспитатель: Это лягушка, которая «… по небу летит»? да. И т.д.


Сюжетное лото «Сказки Чуковского и имена признаков»

Цель: Закреплять знание текстов знакомых сказок. Учить узнавать знакомые сказки по иллюстрациям. Развивать внимание, мышление, речь, умение сопоставлять часть и целое, сформировать у детей способность самостоятельно рассматривать иллюстрации к знакомым сказкам для выяснения значений знакомых признаков; способствовать осознанному отношению ребенка к перцептивному действию как основы чувственного познания мира.


Описание: дидактическая игра состоит из семи больших сюжетных картинок и любого количества маленьких частей большой картинки, у меня 50 маленьких кусочков, с обратной стороны которых изображено какое-то одно имя признака.

Ход игровой ситуации:

Ведущий: Перед тобой лежит большая иллюстрация. Сюжет, из какой сказки на нем изображен?
Ребенок: из сказки Айболит.

Ведущий: Посмотри внимательно на маленькие карточки, с одной стороны на них изображены имена признаков, а с другой – фрагмент большой иллюстрации. Тебе нужно найти на большой иллюстрации ту часть, которая изображена на маленькой карточке, и как в игре лото наложить маленький фрагмент картинки на большой.

А теперь переверни маленькие кусочки картинки. Какие имена признаков изображены с обратной стороны этих фрагментов?

Имена признаков: время, рельеф, вкус.

Найди следы времени на иллюстрации к сказке «Айболит».

Опиши, какие объекты по рельефу на этой картинке?

Какая по вкусу микстура в руках у Айболита?

С другими карточками работа проводится аналогично.


Освоение формулировки разных типов вопросов

Работа с детьми со схемами восполняющего, описательного, каузального, оценочного, воображаемого типов вопросов.

Воспитатель: Какой по форме самовар у Мухи-Цокотухи?

Ребенок: Самовар у Мухи-Цокотухи круглый по форме

Воспитатель: Из какого материала сделан самовар?

Ребенок: Самовар сделан из материала - металл

Воспитатель: Какой Бармалей по размеру?

Ребенок: Бармалей по размеру большой

Воспитатель: Что делает крокодил с солнышком?

Ребенок: Крокодил проглотил солнышко

Воспитатель: Кто потушил море?

Ребенок: Бабочка потушила море

Воспитатель: Где ждут Айболита звери?

Ребенок: Звери ждут Айболита в Африке

Воспитатель: Почему Бармалей стал добрей?

Ребенок: Он пообещал Тане и Ване, что исправится и станет добрей

Воспитатель: Зачем Танечка и Ванечка пошли в Африку гулять?

Ребенок: Захотелось им там погулять

Воспитатель: Что хорошего, что Айболиту помогли добраться до Африки?

Ребенок: Он вылечил зверей

Воспитатель: Что плохого, что медведь спас солнышко?

Ребенок: Ночи теперь не будет. Медвежата нашли дорогу домой и не заблудились

Воспитатель: Что было бы, если бы море не потухло?

Ребенок: Пришлось бы вызывать пожарных

Воспитатель: Что было бы, если у Айболита чемоданчик был красного цвета?

Ребенок: Все звери бы боялись его.

Дидактическое пособие «Я познаю мир» с К.И. Чуковским

Цель: Закреплять знание текстов знакомых сказок; учить узнавать знакомые сказки по иллюстрациям; развивать внимание, мышление, речь; сформировать у детей способность самостоятельно рассматривать иллюстрации к знакомым сказкам для выяснения значений знакомых признаков; способствовать осознанному отношению ребенка к перцептивному действию как основы чувственного познания мира.

Описание: пособие состоит из семи карточек. В центре каждой карточки сюжетная картинка из произведений К.И. Чуковского:

  • Путаница

  • Чудо дерево

  • Мойдодыр

  • Телефон

  • Айболит

  • Федорино горе

  • Топтыгин и Луна

А по краям – символы имен признаков.

Ход работы:

Воспитатель: «Сюжет, из какой сказки изображен в центре карточки?»

Ребенок: «Путаница».

Воспитатель: «Кто автор этой сказки?»

Ребенок: «Автор этой сказки К.И. Чуковский».

Воспитатель: «Какие объекты, изображенные на картинке «спрятали» признак влажности?

Ребенок: Кит по влажности мокрый, море по влажности мокрое, вода по влажности мокрая; бабочка, лисички, огонь, курочки, крокодил по влажности сухие и т.д.

Воспитатель: «Задай вопросы объектам по признакам и ответь на них»

Ребенок: Огонь, какой ты по температуре? Огонь по температуре горячий.

Рыбы, какие вы по температуре? Рыбы по температуре холодные.

Воспитатель: Какое море по рельефу?

Ребенок: Море гладкое.

Воспитатель: Какая бочка по рельефу?

Воспитатель: Какие лисички по рельефу?

Воспитатель: Пироги, какие по вкусу?

Ребенок: Вкусные, сладкие пироги по вкусу.

Воспитатель: Грибы, какие вы по вкусу? И т.д.

Воспитатель: «Что нужно сделать, чтобы узнать о звуке объекта?»
(ответы детей).

Воспитатель: «Назовите все объекты на картинке «спрятавшие» имя признака звук. Какой у них звук?»

Воспитатель: Найдите имя признака запах на иллюстрации и расскажите о нем.

Воспитатель: А какие по цвету объекты, на картинке?

Воспитатель: Какой по весу кит?

Воспитатель: Какая по весу бабочка? И т.д.

Воспитатель: Найдите на карточке символ, обозначающий имя признака действие.

Ребенок: Символ с буквой Д.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы узнать о действии предмета?

Воспитатель: Крокодил, что ты делаешь?

Воспитатель: Лисички, что вы делаете? И т.д.

Воспитатель: В каком направлении находится бабочка?

Воспитатель: В каком направлении прыгают лягушки? И т.д.

Воспитатель: А нарисованные кирпичики, что обозначают?

Ребенок: Имя признака материал.

Воспитатель: Какие объекты, изображенные на иллюстрации по материалу? Расскажите.

Воспитатель: Найдите следы времени на картинке.

Воспитатель: Опишите и расскажите, в каком месте находятся объекты, изображенные на картинке.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы узнать про части объекта и их расположение?

Ребенок: Посмотреть на объект, и если нужно точнее узнать, включить помощников умной головы.

Воспитатель: Крокодил, какие у тебя есть части? И т.д.

Воспитатель: Рыбы, какие вы по размеру?

Воспитатель: Кит, какой ты по размеру? И т.д.

Воспитатель: Какое количество объектов на картинке?

Воспитатель: Какие по форме объекты?


Дидактическая игра «Волшебный цветок»

Цель: Закреплять знание текстов знакомых сказок; учить узнавать знакомые сказки по иллюстрациям; развивать внимание, мышление, речь; сформировать у детей способность самостоятельно рассматривать иллюстрации к знакомым сказкам для выяснения значений знакомых признаков; способствовать осознанному отношению ребенка к перцептивному действию как основы чувственного познания мира.

Описание: игра состоит из трех кругов, на которых изображен какой-то один сюжет из сказок Чуковского, у меня это – «Мойдодыр», «Телефон», «Айболит» и 18 лепестков (на прищепке какой-то один объект из сказки)

Ход работы:

Воспитатель: «Выбери один любой круг, который тебе нравится. Какой он по форме? Сюжет, из какой сказки на нем изображен?

Ребенок: Из сказки «Мойдодыр».

Воспитатель: Найди лепестки, на которых изображены объекты, относящиеся к этой сказке, назови их, вспомни строчки, подтверждающие правильность твоего решения.

Ребенок: «Это крокодил, мыло, таз, мочалка, Мойдодыр, щетка».

Воспитатель: Прикрепи их вокруг сюжета этой сказки.

Воспитатель: Получился ли у тебя волшебный цветочек?

Воспитатель: Какой по материалу таз? А по температуре?

Воспитатель: Какое по цвету мыло? А по запаху?

Воспитатель: Мойдодыр, какой ты по весу? И т. д.

Воспитатель: Рассмотри сюжет в серединке цветка. Расскажи, что на нем изображено.

Воспитатель: Опиши признаками все изображенные на нем предметы.


Дидактическая игра «Волшебный кубик»

Цель: Закреплять знание текстов знакомых сказок; учить узнавать знакомые сказки по иллюстрациям; соотносить предмет из сказки к сюжету знакомой сказки; развивать внимание, мышление, речь; сформировать у детей способность самостоятельно рассматривать иллюстрации к знакомым сказкам для выяснения значений знакомых признаков; способствовать осознанному отношению ребенка к перцептивному действию как основы чувственного познания мира.

Описание: игра состоит из двух кубиков. На одном кубике изображены герои любимых сказок Чуковского. А на втором – предметы из этих сказок.

Ход работы:

Воспитатель: Подкинь кубик, на котором изображены герои сказок Чуковского. Воспитатель: Расскажи, как зовут героя, который изображен на выпавшей картинке

Ребенок: Федора Егоровна

Воспитатель: Из какой сказки герой?

Ребенок: «Федорино горе»

Воспитатель: Опиши внешность Федоры, используя имена признаков.

Ребенок: У Федоры синяя по цвету юбка, желтая кофта, присутствуют следы времени -морщинки, значит, она пожилая женщина…

Воспитатель: Подкинь второй кубик. Какая картинка выпала на нем?

Ребенок: Пузырьки микстуры и таблетки

Воспитатель: Из какой сказки объекты?

Ребенок: «Айболит»

Воспитатель: Какая микстура по вкусу? Какие таблетки по форме? И т.д.

Воспитатель: Что случилось у Федоры? Почему она грустная? Почему ее сердечко плачет?

Воспитатель: Расскажи, как таблетки и микстура могли бы помочь Федоре в ее горе? (варианты ответов детей).



Дидактическая игра «Узнай сказку»

Цель: Закреплять знание текстов знакомых сказок; учить узнавать знакомые сказки по иллюстрациям; учить находить какого предмета нет на иллюстрации, но который должен там быть; развивать внимание, мышление, речь, мелкую моторику рук; учить фантазировать, озвучивать вслух даже самые фантастические ответы; сформировать у детей способность самостоятельно рассматривать иллюстрации к знакомым сказкам для выяснения значений знакомых признаков; способствовать осознанному отношению ребенка к перцептивному действию как основы чувственного познания мира.

Описание: игра состоит пяти карточек, на которых вырезан один какой-то объект.

Ход работы:

Воспитатель: Рассмотри карточку и определи, из какой сказки этот сюжет?

Ребенок: Из сказки «Телефон»

Воспитатель: Какой объект «пропал»?

Ребенок: таз с калошами

Воспитатель: Из какого материала сделан таз? Какие по цвету калоши? Как ты думаешь, какие калоши по вкусу? Можно ли их на самом деле есть? Что будет, если мы на завтрак, вместо каши будем есть калоши?

Примечание: работать по сюжетам можно, начиная с описания изображенных предметов по именам признакам, затем составлять разные типы вопросов, загадки, стихи.


Все перечисленные выше пособия и игры мы используем в режимных моментах. Постоянно поддерживаем интерес детей к произведениям Чуковского, выбирая наиболее понравившиеся воспитанникам формы работы.

Родители на протяжении всей работы принимали активное участие в проекте: находили иллюстрации, приносили авторские книги, помогали готовить детей к участию в интернет конкурсах, посвященных дню рождения писателя.

В результате работы

  • все дети запомнили имена признаков;

  • научились соотносить их с картинками;

  • научились задавать разные типы вопросы;

  • значительно обогатилась речь детей;

  • повысился интерес к поэтическому слову;

  • сформировалось желание не только выучить понравившийся отрывок сказки, но и прочитать его своим товарищам и взрослым.

Результаты работы показали эффективность использования методов и приёмов ТРИЗ.






Литература:

  1. К. Чуковский Все самые лучшие сказки. - М.: «АСТ», 2013, с. 210

  2. Сидорчук Т.А. «Я познаю мир» Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – Ульяновск, ООО «Мастер Студия», 2014, с. 120

  3. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей. – Ульяновск, ООО «Мастер Студия», 2002, с. 180

  4. ТРИЗ в системе дошкольного образования / Науч. ред. Е.И. Касаткина. – Вологда: ВИРО, 2004, с. 108

  5. Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе». – М.: Мозайка-Синтез, 2010, с. 190







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Веденеева Анна Сергеевна

Дата: 14.05.2017

Номер свидетельства: 415333


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства