Просмотр содержимого документа
«Рекомендации воспитателям»
РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОРГАНИЗАЦИЮ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ.
Дети с самого раннего возраста начинают проявлять интерес к своим сверстникам. Взаимоотношения между детьми в младшем дошкольном возрасте уже носят избирательный характер. «Друг» в таком возрасте меняется очень часто. Начиная с возраста 4-5 лет, у детей начинают формироваться дружеские отношения. Обычно это проявляется в процессе игры, ведь именно игра является основной деятельностью ребенка. Посредством игры ребенок познает правила поведения, учится общаться и договариваться с другими детьми. Ближе к старшему дошкольному возрасту, ребенок уже вполне может обосновать выбор своего друга или, наоборот, объяснить свою неприязнь к кому-либо, дать характеристику: «Ваня добрый, нежадный», «Таня вредная, дразнится» и т. д. Себя же ребенок дошкольного возраста, как правило, оценивает очень положительно и желает оставаться таким. Это желание как раз и надо поощрять в ребенке, заостряя его внимание на положительных качествах.
Чтобы каждый ребенок комфортно себя чувствовал в коллективе, очень важно, чтобы в нем царила дружеская, позитивная атмосфера. Конечно, в первую очередь это зависит от воспитателя. Не всегда на деле это удается. В каждой группе есть несколько детей, наиболее активных. Именно на них, как правило, и ориентируются воспитатели. Таких детей выделяют среди других. Это приводит к тому, что у «заводил» формируется желание во что бы то ни стало быть впереди, покровительственное отношение к другим, менее активным детям, завышенная самооценка. Другие же дети либо стараются любой ценой добиться «дружбы» лидеров, либо замыкаются (так называемые «тихони»). Таким образом, в некоторых детских коллективах у детей могут даже развиваться такие негативные качества как эгоизм, агрессивность, высокомерие и др. По поведению воспитанника в группе можно сказать, какими основными личностными качествами он обладает. В более старшем возрасте, дети уже точно знают, что хорошо, а что плохо и как надо себя вести в той или иной ситуации. Но в коллективе часто реальные поступки детей расходятся с «теорией». Взрослые должны задавать образец поведения, при котором вырабатывается уважительное и доброе отношение к другим, и при этом ценностное отношение к себе. В своем детском коллективе дети должны «пройти» все виды взаимоотношений между людьми, в том числе и ссоры, конфликты, их разрешение. Все эти моменты взаимодействия со сверстниками формируют у ребенка модель поведения в обществе, систему ценностей, умение понимать других, сопереживать другому человеку, в то же не бояться иметь свое собственное мнение, пусть даже отличное от мнения большинства.
Для того, чтобы у ребенка складывались нормальные дружеские отношения в коллективе, очень важно всегда «держать руку на пульсе». Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, знать, что его волнует и тревожит, есть ли у него друзья. Наблюдать за игрой несовершеннолетних с другими детьми, участвовать и организовывать детские игры, задавать тон взаимоотношениям между детьми. Всячески поощрять дружбу между детьми. Воспитывать гуманные чувства. Формировать представления о правдивости, о справедливости, о смелости, о скромности. Формировать у воспитанников быть отзывчивыми к сверстникам, проявлять внимание к их переживаниям, оказывать помощь, радоваться успехам своим и товарищей, сопереживать в случаях неудачи. Развивать дружеские взаимоотношения. Приучать детей выражать свое отношение к поступкам сверстников, правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Игры и упражнения.
1. Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания, приветствия, благодарности), то ему можно подсказать в стихотворной форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теплого... (спасибо)», «Миша, ты что-то забыл сказать, а во Франции и Дании на прощание говорят... (до свидания)», «Но давно уже от... (имя ребенка) я не слышу слова... (здравствуйте), а слово-то какое, очень дорогое».
2. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям следующие упражнения.
• «Как можно нас называть по-разному?» Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя, что они это — его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его очень любят, произносят его имя.
• «Улыбка» — дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.
• «Комплимент» — дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. («Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое платье...»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное» слово.
3. Для поддержания желания и совершенствования умения выражать свое настроение:
— предложите детям завести «Дневник настроения». В нем ребенок сможет изобразить явления природы, предметы, которые будут характеризовать его настроение. В конце недели можно поиграть с детьми в игру «Волшебные мешочки». В один из них предложить детям сложить плохое настроение, в другой — хорошее, до этого необходимо по смотреть в дневник и посчитать, сколько раз ребенок был в хорошем (радостном, веселом) и плохом (грустном, печальном) настроении.
— предложите детям игры и упражнения из цикла «Я и мои эмоции»:
• «Лица» — дети рисуют на листе бумаги лица с различны ми выражениями настроения: веселое, хмурое...;
• «Мимическая гимнастика» — дети хмурятся, как осенняя туча, как рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое;
• «Маски» — один ребенок изображает настроение при по мощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли изобразить маску;
• «Глаза в глаза» — дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе иг рать», «Я не хочу с тобой дружить»;
• «Как ты себя сегодня чувствуешь?» — ребенок выбирает из предложенных карточек, изображающих различное на строение, ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение его мамы, папы...
4. Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предложите игры:
• «Угадай» — один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;
• «Походки» — один ребенок изображает походку кого-либо (человека, животного, птицы и т.д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит;
• «Иностранец» — один ребенок, изображая иностранца, с помощью жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в бассейн, на площадь, а остальные дети, также при помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;
• «Расскажи стихи без слов». «Изобрази пословицу».
5. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слова предложите детям:
— изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи;
— произнести знакомое четверостишие — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.
6. Для развития у детей эмпатии и эмпатийного поведения предложите им:
— участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);
— сюжетные творческие игры, с повторением сцен — ребе нок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);
— разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;
— следующие упражнения, игры:
• «Опиши друга» — двое детей становятся спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем выясняется, кто оказался точнее;
• «Подари подарок другу» — при помощи мимики и жестов дети изображают подарок и дарят его друг другу;
• «Царевна-Несмеяна» — дети пытаются развеселить одно го ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру...;
• «Сравнения» — дети сравнивают себя с какими-то живот ными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослым обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;
• «Волшебный магазин» — взрослый предлагает детям купить что-нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.
7. Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации проанализируйте с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используйте аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение можно сравнить с поведением Карабаса-Барабаса, Бармалея и т.д.
8. Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите детям такую форму общения, как общение с малыша ми. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.
вивающая среда в 1 младшей группе «Рябинка» МБДОУ детский сад «Рябинушка» р.п. Сосновское Нижегородской области (Презентация ПРС. Проведение в рамках районного семинара для заведующих и старших воспитателей МБДОУ)
- Здравствуйте, гости дорогие! Проходите!
Как живем мы в группе, посмотрите!
- Наша группа «Цветочек» зовётся. Хорошо здесь ребятам живётся. Все молодцы, да удальцы, Есть танцоры, есть певцы. Обаятельные и самостоятельные, Говорливые и спокойные, Все уважения достойные.
А чтоб ребятам развиваться,
Нам приходится стараться
Такие условия создавать,
Чтоб было чем увлечь, занять.
ЦЕНТР ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Есть у нас центр дорожного движения,
Он достоин уважения.
В нем перекресток со светофорами,
Улица с домами, машинами.
На улице нашей
Машины, машины,
Машины-малютки,
Машины большие.
Эй, машины, полный ход!
Я примерный пешеход!
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.
ЦЕНТР ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ
А этот центр любим всеми мальчишками.
Оснащен он крючками, задвижками.
С замочком любым мы справимся сами,
Подрастем и будем все мастерами.
ЦЕНТР ЛЮБОВАНИЯ И РЯЖЕНИЯ
В салон красоты скорей поспешите, Нарядитесь и причёску себе наведите. Вы будете просто неотразимы, Затем поспешите в театр, в магазины.
- Если дальше вы пройдете,
К куклам в домик попадете.
ЦЕНТР ИГРЫ «ДОМ – СЕМЬЯ»
Посмотрите, сколько кукол!
Всех их нужно покормить и укачать.
Нам теперь уж не до скуки.
Просто некогда скучать!
ЦЕНТР ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Художником может быть я не стану, Но вот рисовать, я люблю! Альбомы и ручки, пластилин и тетради - Всё в этом центре найду!
(А это результат нашего труда: рисунки, изделия из пластилина)
ЦЕНТР СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
Есть в группе очень интересный уголок. Вниманье всех, конечно, он привлек. В нем собраны различные предметы
По форме, величине и цвету.
В главе его вот эта черепашка.
На ней забавная рубашка
С кнопками, молниями, застежками и бантами,
С ними учимся справляться все сами.
- А теперь посмотрите сюда.
Много здесь конструкторов? Конечно же, да!
ЦЕНТР «ЮНЫЙ СТРОИТЕЛЬ»
Центр строительства не пустует никогда.
Здесь ребятишками строятся дома
Для машин и для зайчишек,
Поросяток, кукол, мишек.
Разные конструкторы используются тут.
Всем создадут строители комфорт и уют.
Если, гости, вас устроит,
Можем дом и вам построить.
ЦЕНТР ТЕАТРА И МУЗЫКИ
А это театрально - музыкальный уголок. Здесь можно в гнома превратиться И в Бабку Ежку нарядиться.
Сказки здесь покажем вам, «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»,
«Заюшкина избушка» или даже «Теремок».
Любим все мы выступать: петь, плясать
И на музыкальных инструментах играть.
ЦЕНТР ПРИРОДЫ И ПОЗНАНИЯ
А здесь зелёные ладошки, Протянули к нам цветы, Мы их дружно поливаем, Посмотрите, хороши!
Здесь животных изучаем
И за луком наблюдаем.
Есть у нас центр песка и воды.
Разные опыты проводим тут мы.
Знаем, что мыло пенится в воде.
Такой красоты не увидишь нигде.
ЦЕНТР КНИГИ
А это книжкин дом, Здесь разные книжки на полках живут. Детишкам, желающим больше узнать, Могут о многом они рассказать!
УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ
Если все же мы устанем,
Можем и уединиться:
Можем в кресле посидеть,
На вертолете прокатиться.
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Открылся в группе новый уголок.
Но здесь не только мы играем,
А речь свою все развиваем,
Ведь, чем играем, называем.
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
Вам представить мы хотим Уголок спортивный! Хочешь ты здоровым быть? Двигайся активно.
В центре есть мячики, скакалки.
И волшебная доска, похожу по ней слегка!
(ХОДЬБА ПО РЕБРИСТОЙ ДОСКЕ)
Есть еще «Дорожки здоровья»
Они полезны для здоровья
И приятней всех даров
Пожеланье «Будь здоров!»
среды в средней группе
Яндекс.Директ
IQ Option - Официальный сайтПопробовать бесплатно. Торгуем бинарными опционами на Кипре. Регистрируйся!iqoption.com
Объявление скрыто.
Конкурсы для воспитателейДиплом через 2 минуты. Блиц-олимпиады для воспитателейи детей (ФГОС 2017).doutessa.ruАдрес и телефон
Объявление скрыто.
Работа предназначена для воспитателей детских садов. Как оригинально можно представить развивающую среду в группе детского сада для коллег, родителей. Представление написано в стихотворной форме по зонам развития детей в средней группе: уголок патриотического воспитания, театральная зона, музыкальный уголок, разделение зон для мальчиков и девочек по гендерному принципу, уголок природы, уголок сенсорного развития, спортивный уголок, уголок, посвященный 70-летию Победы!
Представление детской развивающей среды
Уважаемые гости, проходите,
Группу нашу посмотрите.
Покажем вам, чтоб все вы знали,
Развивающую детскую среду узнали.
Ребёнок – человек, он – личность,
Стремится познавать всегда.
И первым помощником в этом будут –
Детский сад и семья.
Альбомы семейные создаем,
Добрые взаимоотношения познаем.
Любимому городу уголок посвятили
На выставке наших работ.
В Нижнем Тагиле живет очень сильный, трудолюбивый народ.
Проект «Мы – тагильчане» вмиг осуществили,
Макет с родителями дружно смастерили.
Сказки любят все читать
И о волшебстве мечтать?
Дети речь здесь развивают,
В театры разные играют.
Герои сказочные есть,
Но всех их нам не перечесть:
«Репка», «Ряба», «Теремок», что не низок, не высок.
Персонажей разбираем, сказка тут же оживает.
И на пальчик надеваем
«Три медведя»? – отгадаем.
Вот зарядка для ума,
Полноценно развиваться помогает нам она.
Есть и музыкальный уголок
Мы в инструментах знаем толк.
Дудки, бубны, аккордеон
И замечательный металлофон.
В доме чисто и красиво,
За порядком девочки следят.
С куклами они играют,
Всех по моде одевают.
Стол умело накрывают,
К чаепитию приглашают.
Ну, а в мастерской «кипит» работа,
Мальчишкам некогда скучать.
Чинить машины им охота,
В полном порядке их держать.
В уютном уголке природы можно за рыбками смотреть.
Листочки у растений тихонько протереть.
За измененьями в природе активно наблюдать:
Осадки, ветер, солнце можно отмечать.
Есть конструкторы, «шнуровки» - для ума и для сноровки.
«Вкладыши», матрешки быстро собираем,
Что, за чем, мы точно знаем.
Про спорт мы тоже не забыли,
Быть здоровыми хотим.
Мячи, скакалки, массажеры
Нужны для тела и души.
Мы дате победной раздел посвятили
На выставке наших работ.
9 Мая – победу отметил
Наш русский и сильный народ.
Никто не забыт, ничто не забыто,
Мы памяти этой верны.
И в детских работах отразили
Далекое эхо войны.
Походите, посмотрите,
Отзыв свой вы нам скажите.
Буду рада, если мое представление детской развивающей среды в стихах, вам пригодится.
Автор: Крючкова Оксана Леонидовна, воспитатель МАДОУ «Радость» детский сад №184, г. Нижний Тагил, Свердловской области.
Автор: Крючкова Оксана Леонидовна
Приветствие гостей Проходи, честной народ! Группа “Теремок” вас ждет! Он не низок, не высок. Здесь играем и поём, Очень весело живём. Нашу группу посещают дети 4-5 лет: 9 девочек и 10 мальчиков. Вот они (обращаю внимание на стенд «С добрым утром!»). Ребёнок находится в детском саду весь день, и окружающая обстановка должна радовать его, способствовать пробуждению положительных эмоций и воспитанию хорошего вкуса. Поэтому особое внимание мы уделили эстетическому оформлению помещений, поскольку среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольника. «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь» - так звучат слова восточного мудреца. И я, стараюсь придерживаться этих слов. Мы любим всё яркое, мы любим всё красивое, ведь «Красота спасёт мир». Вы все прекрасно знаете, что каждый родитель обязательно обращает внимание на оформление группы, в которую будет ходить его ребёнок каждый день. Но как всё осуществить, где взять то, что не под силу тебе, как сделать то, что не по карману. И тут на помощь приходят родители. Многое из того, что вы увидите, уважаемые коллеги, является настоящим украшением и гордостью нашей группы. И так начнём наше путешествие. Встречаем детей и родителей утром здесь в раздевалке. Вот как мы её оформили, чтобы нашим детям и родителям было приятно заходить к нам. Информационное оснащение родительского уголка обогащает копилку знаний родителей. А эти красочные алгоритмы наглядно помогают детям закрепить последовательность одевания и раздевания. А это наш вежливый цветок. Он учит и детей, и родителей быть воспитанными и вежливыми. Ведь «чудо-слова» – это залог успеха в общении. Согласно комплексно-тематическому плану тема, по которой мы сейчас работаем – «Книжкина неделя» и, конечно же, она нашла своё отражение в предметно-развивающей среде нашей группы. Для родителей мы организовали фотовыставку, где они наглядно могут узнать о целях и задачах, реализуемых по этой теме. Поместили информацию «Как заучивать стихи с детьми», «Советы по организации домашнего чтения». Путешествие продолжается: По узенькой дорожке шагают наши ножки. И привела нас дорожка к «Чудо-дереву». А у наших у ворот Чудо-дерево растёт. Чудо, чудо, чудо, чудо Расчудесное! Не листочки на нём, Не цветочки на нём, А чулки да башмаки, Словно яблоки! А дерево – то не простое, а логическое. Можно посчитать, сколько ботинок, лаптей, валенок и т.д; что вверху, внизу, справа, слева; какую обувь носят летом, зимой и т.д; прочитать загадку и найти отгадку. Можно придумать много других разнообразных заданий, если ты творческий педагог. И конечно, наше чудо-дерево постоянно меняется в зависимости от времени года, от темы. Вы все прекрасно знаете, уважаемые коллеги, что образовательный процесс включает два основных составляющих блока: совместная партнёрская деятельность; свободная самостоятельная деятельность самих детей. Среда должна быть обучающей. А детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность. И здесь, в уголке познания для развёртывания этой деятельности есть необходимый материал: мерные стаканчики, губки, трубочки и т.д. Для поддержания интереса мы даём задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. Если в младшей группе хозяином уголка был Зайчик-Любознайчик, потому что детей младшего возраста отличает любопытство и любознательность, то задания с элементами экспериментирования в средней группе строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, поэтому удивляются вместе с детьми и удивляет их Обезьянка-Удивлянка Дети среднего возраста, так же как и малыши, испытывают острую потребность в движении и быстро перевозбуждаются, если она не удовлетворяется. Недостаточная двигательная активность детей ведёт к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма. Поэтому пространственная организация среды в средней группе должна предоставлять достаточно широкие возможности для передвижений ребёнка и для разнообразной двигательной деятельности. Планировка группы не позволяет нам размещение всех центров в группе, поэтому мы решили все шкафы, часть оборудования и центры разместить здесь в этом большом коридоре. Игры, игрушки, пособия размещены таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению детей. В нашей группе созданы условия для партнёрского взаимодействия за счёт наличия: игр с правилами: игры на умственную компетенцию, игры на ловкость (настольные игры «Поймай рыбку», «Закати шарик», кегли, кольцебросы, мячи разного размера) игры на удачу (лото, домино) геометрические и традиционные мозаики; строительные наборы, конструкторы для работы в общем поле со сверстником; схемы-напоминалки: сначала задумал постройку, затем построил, а потом обыграл её. Всё это ведёт к развитию целеполагания. Созданы так же условия для стимулирования самостоятельной деятельности: схемы и чертежи построек из строительного материала, образцы узоров. Именно в средней группе важно научить детей работать по заданным схемам, моделям, «алгоритмам». Это обеспечит развитие самостоятельности и инициативности детей. Центр “Мы – спортсмены” В нашей группе есть мальчишки, Сорванцы и шалунишки. Силу некуда девать, Будем гантели поднимать. Здесь вы видите стандартное и нестандартное оборудование. Для партнёрского взаимодействия и для стимулирования самостоятельной деятельности в нашем центре помещены картинки - напоминалки для выполнения основных движений, а так же вот такой чудо-куб для проведения подвижных игр. Здесь же рядом мы оборудовали уголок по правилам дорожного движения, который очень нравится нашим мальчишкам. В нашей группе даже стены развивающие. Яркими пятнами на наших стенах стали воздушные шарики с различными эмоциональными состояниями. Своего рода это стена эмоций. На противоположной стороне на нас смотрят забавные геометрические фигуры. Это создаёт положительный эмоциональный настрой детей. Пятый год жизни — время расцвета сюжетно-ролевых игр, сюжеты которых связаны с имеющимся у ребенка жизненным опытом: семья, детский сад, магазин, аптека, зоопарк, цирк и т. п «Центр сюжетно-ролевых игр» Здесь в больницу поиграем, У парикмахера мы побываем. В супермаркет мы зайдем, А потом домой пойдем. Дети 4-5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознают. Однако у них уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо и не надо себя вести. Поэтому мы оформили в группе такой уголок «Правила поведения в д/с». У детей пятого года жизни проявляется активный интерес к речи, языку. И особое внимание мы уделили оборудованию центра «Учусь говорить правильно». Следующий наш уголок, “Уголок-Говорунок”. Здесь мы будем заниматься, Не играть, не баловаться. Будем азбуку учить, Звуки точно говорить. А помогают нам в этом волчки, клубочки, массажные мячики для развития мелкой моторики рук, а также материал для развития воздушной струи и мнемотаблицы для развития связной речи, памяти, схемы для развития интонационной выразительности. Рядом расположен «математический центр», где много развивающих игр. «Центр творчества» Дальше, гости дорогие, По тропинке мы пойдём, К Карандашику зайдем. Наш умелый карандашик Учит пальчики играть, Клеить, лепить и рисовать. В центре творчества ребята обычно проводят много времени. Для стимулирования самостоятельной деятельности здесь вы видите незавершённые продукты (контурные и цветные наброски, листы для раскрашивания и т.д.), каточки «Поэтапное рисование». В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, они ожидают поддержки и похвалы, хотят услышать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому мы определили место, где каждый может выставить свою работу. Мы с уважением относимся к продуктам деятельности каждого ребёнка. Организуем персональные выставки рисунков. У каждого есть папка, куда он может положить свой рисунок. А также мы создаём своими руками вот такие замечательные книжки. А это центр «Здравствуй, книга!» Здесь есть книжки про ребят, Про щенят и поросят, Про лисичку, про зайчонка И пушистого котенка. И про жадного мальчишку Косолапого, лесного мишку. Не зря наш книжный уголок расположен рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. «Центр театра и музыки» Отправляемся друзья, В чудо – сказку “Ты, да Я!” В театр кукол и зверят, Для девчат и для ребят! Здесь экран волшебный есть, Сказок тут не перечесть. У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, создании мира в укромных уголках. Создание «своего» личного пространства достигается за счёт переносной ширмы, игровых ковриков. Уважаемые коллеги, вы наверное обратили внимание на то, что в нашей развивающей среде активно используется знаковая символика, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности. Потому что средний возраст – это начало сензитивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный период для умственного развития, формирования готовности к обучению к школе. Созданная нами предметно-развивающая среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. Такая организация предметно-пространственной развивающей среды группы кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию. Опыт работы нашей группы свидетельствует: многое можно сделать своими руками. Если только захотеть! Когда мы видим в глазах детей радость, благодарность, то получаем такой энергетический заряд, что просто не можем остановить полет творчества и продолжаем радовать своих детей все новыми и новыми сюрпризами. И в заключении я хочу пожелать всем педагогам: «Творите – созидая, Горите – не сгорая, Любите – не теряя, Вот все, что вам желаю я!»