Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Этот сложный возраст. Кризис 3 - х лет"»
« Этот сложный возраст. Кризис 3 лет»
Форма проведения: заседание клуба успешного родителя с элементами тренинга (или конференция).
Цель: привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребёнком.
Задачи:
- помочь родителям овладеть знаниями о возрастных психологических особенностях детей 3-4 лет и учитывать их в общении;
- сформировать представление о кризисе 3-х лет;
- развивать способность к разрешению проблемных ситуаций, возникающих в ходе общения с ребёнком и обусловленных его возрастными особенностями;
- выработать новые навыки взаимодействия с ребёнком.
Участники: родители, воспитатели.
Место проведения: групповая комната.
Повестка собрания:
мини-лекция «Возрастные психологические особенности младших дошкольников. Кризис 3 лет»
упражнение
моделирование проблемных ситуаций
разное
рефлексия
упражнение «Пожелания»
Ход собрания:
Приветствие родителей, сообщение темы и цели встречи.
Воспитатель: - Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Нас волнуют поведение наших детей и трудности с этим связанные. Сегодня мы вместе попытаемся найти причины изменений в поведении детей 3-4 лет.
Третий год жизни ребенка… . Кажется, совсем недавно перед вами лежало маленькое беспомощное существо. Теперь ваш ребенок многое умеет: он ходит, говорит, играет, задает вопросы, рассуждает, мечтает и, конечно же, борется за свою самостоятельность. Конец раннего возраста – ещё один трудный период в совместной жизни ребёнка и взрослого.
На новом витке развития (в период от 2,5 лет до 3,5 лет) вновь повторяется критическая ситуация, которая в научной литературе обозначается специальными терминами: «возраст упрямства , строптивости», «кризис самостоятельности», «кризис независимости», « кризис 3 лет». Ребёнку зачастую свойственны негативизм, капризы, упрямство. Это связано с тем, что к концу раннего детства ребёнок намного самостоятельнее, чем раньше, менее зависим от взрослого, имеет достаточно устойчивую самооценку, позволяющую отстаивать свои права».
Зачастую некоторые родители не видят изменений, которые происходят с его ребенком, не замечают, в каком лице говорит о себе ребёнок, не видят его потребностей и т. д., поэтому это важно выяснить.
Дорога жизни сложная, на ней встречаются ухабы и выбоины, все временами с этим сталкиваются. Почему же наш дом вдруг превратился в зону боевых действий? Что вызвало бунт на корабле? Иногда причина вызывающего поведения ребёнка кроется не в нем самом, а в ситуациях вокруг него. Напряженный распорядок, сложные ситуации и возможная неадекватная реакция взрослых на плохое поведение ребенка – все это создает условия для возникновения конфронтации.
Взрослым
Я в своей родной квартире
Как на службе строевой.
Командир на командире,
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться,
По приказу одеваться,
По приказу умываться,
Ровно заправлять кровать.
По команде есть садиться,
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моему!
ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗА-ЦИ-Я!!!
Мини-лекция «Возрастные психологические особенности младших дошкольников. Кризис 3 лет».
Знаменитый кризис 3 лет был впервые описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она выделила следующие симптомы этого кризиса: негативизм; упрямство; строптивость; своеволие; протест-бунт; обесценивание взрослых; стремление к деспотизму. Эти симптомы, характерные для поведения ребёнка в этот период, Л.Выготский назвал «семизвездием симптомов» (приложение 2).
Следует обратить особое внимание на следующие моменты:
Сам по себе кризис 3 лет является естественным явлением. Насколько быстро и благополучно он минует, зависит от поведения взрослых.
Конфликты по разным поводам в данный возрастной период неизбежны.
Если в столкновениях со взрослыми всегда побеждает ребёнок, он начинает переоценивать себя и свои возможности.
Если сильная воля родителей во всем подавляет развивающуюся волю малыша, можно получить невротика.
Больше всего дети в кризисный период нуждаются в поддержке, понимании и терпении любящих взрослых.
Если родители поощряют желание ребёнка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начнет вести себя более ответственно.
Терпение не означает вседозволенности, а поддержка – беспрерывного восхваления любых детских проявлений.
Следует помнить правила использования слова «нельзя»: запретов должно быть немного, чтобы у ребёнка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля; запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи (маме и папе нужно выступать единым фронтом, не внося сумятицу в сознание ребёнка); запреты нужно высказывать доброжелательно, но твердо, не позволяя ребенку использовать шантаж для достижения своих целей ( лучше это сделать, переключив внимание ребенка на что-нибудь другое).
Успешно преодолев кризис 3 лет, ребёнок становится относительно независимым от окружающей его среды.
Такие эмоции, как обида и злость, прекрасно «отыгрываются» в подвижных играх. Побросайте с малышом мячик, устройте бой на воздушных шариках, поиграйте в кричалки или сопелки по примеру Винни-Пуха, поколотите непослушную глину, из которой никак не выходит мишка. Будьте сами как можно более эмоциональны в этих играх. Играя с ребёнком, вы не только поможете ему освободиться от неприятных эмоций, но и сможете ненавязчиво проследить за тем, чтобы «буйство» не вышло за рамки допустимого и безопасного. Кроме того, малыш поймет, что в любых ситуациях вы его любите, стремитесь понять и поддержать. Он будет более откровенен с вами, а значит, вы легче сможете помочь ему в трудные для него моменты. Также вы можете рассказать малышу о том , что с вами тоже случались похожие неприятности в детстве, и поделиться опытом, как можно избавиться от них. Ребенок будет благодарен вам за откровенность, для него это знак поддержки и доверия. Только не ждите, что он тут же воспользуется именно вашим рецептом выхода из сложной ситуации. У него должно созреть свое собственное решение.
Успешно преодолев кризис 3 лет, ребенок становится относительно независимым от окружающей его среды. Он осознает себя как отдельную личность, достаточно ловко и независимо передвигается , может обслуживать многие свои потребности. Он начинает овладевать собой и своим поведением – может сам решить, чего он хочет, что и как ему надо делать, что хорошо и что плохо. Он постоянно и интенсивно учится – но только тому, в чем испытывает необходимость, что его интересует. Он играет- придумывает, воображает, действует по правилам, общается с другими детьми и развивается в процессе игры. Чем интереснее и активнее живет ребенок в дошкольные годы, тем больше пользы принесет этот период для его развития.
Период «упрямого» кризиса – серьезное испытание для родителей и детей. И тем и другим приходится многому учиться, но это стоит того. Можно сказать, что это время – залог ваших будущих отношений с ребенком.
(раздать визитки психолога)
Упражнение « Рисунок счастья».
Каждому родителю на альбомном листе в течение 1,5 минут предлагается нарисовать «рисунок счастья» (каким они его себе представляют), затем передать свой рисунок соседу справа. Получив рисунок соседа слева, дорисовать его в течение 1,5 минуты и т.д., пока рисунки не сделают полный круг и не вернутся к хозяевам.
Обсуждение (по Шерингу)
- Какой первоначальный сюжет был у вашего рисунка?
- Какие чувства вы испытывали, когда наблюдали за тем, как сосед вносит коррективы в ваш рисунок?
- Кому понравился рисунок в том виде, как он дошел до вас?
- Кому не понравился окончательный рисунок? Почему?
Моделирование проблемных ситуаций
Ситуации взаимодействия взрослого с ребенком могут разрешаться как конфликтным, так и бесконфликтным способом. Какой из них можно признать конструктивным в конкретной ситуации? Давайте это сейчас выясним (приложение 3).
Мы проиграем заявленную ситуацию, при этом будем объяснять мотивы поведения ребенка и соотносить их с целесообразностью избираемых родителями способов реагирования на нее.
Разное
Напомнить о своевременной оплате за д/сад до 1 числа каждого месяца.
В шкафчиках одежда по сезону; чистая обувь; головной убор обязательно не смотря на погоду; никаких запасов печенья, яблок и т.д. Приводить детей в группу в удобной одежде и обуви (молнии, липучки на обуви, брюки не в обтяжку); иметь запас пакетов для мокрых вещей.
Подведение итогов собрания
В заключение нашей встречи хочется познакомить вас с притчей о перевернутом камне. Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай».Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Эта притча как нельзя лучше подходит к сегодняшнему разговору о наших детях. Зачастую проблемы в их поведении, их трудности в нас самих: в нашем диктате и попустительстве, в нашей лжи и двурушничестве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами ребенка, и тогда военные действия, которые вы ведете с ребенком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир.
Наиболее правильный ответ на самый трудный вопрос всегда связан с осознанием родительской любви к ребенку. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребенку: « Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».
«Любить ребенка – не значит обладать им или жить рядом, а скорее чувствовать, угадывать, что ему нужно, и доверять ему. Доверие же всегда связано с риском. Но воспитание на доверии принесет несоизмеримо больше положительных результатов и радости как детям, так и родителям» ( А.Гаврилова).
Мы приготовили для вас памятки с полезными советами, которые помогут вам в семейном воспитании.
(приложение 4)
Рефлексия
Родителям предлагается по 5-ти бальной шкале оценить результат встречи:
полезность встречи
актуальность обсуждаемых ситуаций
атмосфера встречи
Упражнение «Пожелания»
Участники стоят по кругу и , передавая друг другу зажженную свечу, заканчивают предложения: «Я желаю себе…..», «Я желаю вам….»
В заключение нашей встречи хочется прочитать вам несколько строк поэта В. Берестова