kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Родительское собрание «Умелые руки- развитый мозг»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Родительское собрание посвящено развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание «Умелые руки- развитый мозг»»

Родительское собрание «Умелые руки- развитый мозг»

Подготовила: Башарова Лилия Ярулловна

воспитатель МБДОУ «Аленький цветочек»

город Ноябрьск

Уважаемые родители!

Сегодня наше собрание мы посвящаем развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук и назовём его "Умелые руки- развитый мозг".

Но прежде чем рассказать о развитии мелкой моторики мне бы хотелось уточнить ваши знания: что же такое "мелкая моторика"?

Мелкая моторика пальцев рук- это различные тонкие координированные движения обеих рук, тонкая слаженная работа мелких мышц кисти и всей руки, точность и ловкость движений пальцев, а также хорошо развитое зрительное восприятие и произвольное внимание.

Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Современный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики к 4,5-5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения, без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4 до 5 тысяч слов.

Но, к сожалению, всё меньше становится детей с таким уровнем речевого развития, а наоборот. год от года возрастает число детей с недостаточно-развитым словесно- логическим мышлением, низкой познавательной деятельностью, недостаточно развитой памятью, малоподвижными пальцами рук, движения их отличаются неточностью и несогласованностью действий.

Причины этому могут быть самые разные: окружающая нас неблагополучная экологическая среда, неблагополучные климатические условия для проживания, осложнения, происходившие во время беременности и родов. Но какие бы не были причины, начинать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук вашего малыша нужно с первых недель жизни: выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорождённого кисти рук всегда сжаты в кулачки и, если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребёнка, тот их плотно сжимает. Однако эти манипуляции совершает на рефлекторном уровне, его действия ещё не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.

В настоящее время рядом исследователей детской речи доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга- уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

Так на основе проведения опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность- если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребёнка. Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми (окостенение продолжается в дошкольный, школьный и подростковый периоды) остаются части кистей рук и ступней ног. Не сформировавшаяся и неразвитая полностью костно-мышечная ткань рук не позволяет ребёнку этого возраста легко и свободно выполнять мелкие и тонкие движения.

Но дело не только в мышечном аппарате. Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга.

Обратимся к схеме локализации основных функций мозга. На ней условно обозначено расположение (локализация) основных областей коры головного мозга.

В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи (языком, губами, гортанью). Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. А так как в раннем возрасте границы функциональных зон коры головного мозга расплывчаты и не чётки, прикрывают друг друга, такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны даёт возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребёнка через тренировку тонких движений пальцев рук. Развивая руки, добиваясь большей подвижности пальцев и достигая более тонких и согласованных движений ими, мы постоянно посылаем импульсы в центр речи, раздражая его тем самым, заставляя его отвечать как-то. А ответом таким является развитие речи через движение руки.

Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Тесную связь пальцевой моторики работой речевых зон коры головного мозга подтверждает тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко является одной из причин возникновения у них заикания.

Известный исследователь детской речи М.М.Кольцова пишет: "Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была рол руки..., развитие функций руки у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов, всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев."

Таким образом, "есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи- такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга."

Естественно, у вас возник вопрос "А как определить уровень развития мелкой моторики у моего ребенка?"

У педагогов есть свои методики, по которым они могут определить уровень развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Родителей должны насторожить эти факты: - к 3 годам ребенок, не смотря на ваш контроль, всё же продолжает держать ложку в кулаке; -с трудом правильно берёт карандаш или кисточку; -не может застегнуть пуговицы на одежде, зашнуровать обувь; -при рисовании поворачивает лист (направление линии заменяет поворачиванием листа); -рисует маленькие предметы (жесткая фиксация руки при рисовании. Этот недостаток можно выявить и так: предложить малышу нарисовать окружность диаметром 3-4 см, если ребёнок фиксирует кисть, он не справится с заданием, он вместо круга нарисует овал, окружность меньшего размера или будет рисовать её в несколько приёмов). Взрослых должен насторожить тот факт, если ребёнок в 4 года не умеет доносить в пригоршне воду до лица- значит, у него отстаёт в развитии мелкая мускулатура.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться своевременно, задолго до поступления, что в будущем поможет избежать проблем школьного обучения.

Что мы предлагаем в детском саду детям для развития точных движений пальцев: -конструкторы разных видов и из разных материалов (напольный, "Лего", железный, деревянный) -мозаики разных видов и также из разных материалов -пазлы -рисование, лепка, аппликация, поделки в стиле оригами на занятиях и в совместной деятельности -пальчиковая гимнастика -театрализованные игры -различные игры, способствующие тренингу мышц руки дошкольника (игры с цветными палочками, плетение ковриков, шнуровка, раскраски с заданиями и т.д.)

Что могут родители предложить своему ребёнку для развития мелкой движений пальцев рук?

В первую очередь, развитие тонкой моторики ребёнка связано с его общим физическим развитием. Поэтому ребёнку необходимо разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.

Далее, постарайтесь ограничить использование в рисовании фломастеров: они не требуют никаких усилий от ребёнка и не развивают мышцы пальцев рук. Предпочтительными должны быть простые и цветные карандаши.

Очень полезны для развития пальцев ребёнка такие виды деятельности, как лепка из пластилина и глины, рисование и раскраска (покупайте детям книжки-раскраски), составление аппликаций, работа с ножницами, пришивание пуговиц, вышивание, выжигание, выпиливание, нанизывание бус, конструирование из мелких деталей.





































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Родительское собрание «Умелые руки- развитый мозг»

Автор: Башарова Лилия Ярулловна

Дата: 03.12.2021

Номер свидетельства: 593384

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Родительское собрание «Готовим детей к школе» "
    ["seo_title"] => string(50) "roditiel-skoie-sobraniie-gotovim-dietiei-k-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "156269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421402744"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства