«Роль детского экспериментирования в речевом развитии дошкольников»
«Роль детского экспериментирования в речевом развитии дошкольников»
В ходе диагностики по речевому развитию воспитатели часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение.Применение экспериментальной деятельности в работе с детьми помогает решить ряд проблем в данном направлении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Роль детского экспериментирования в речевом развитии дошкольников»»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
«Роль детского экспериментирования в речевом развитии дошкольников»
Подготовила воспитатель второй квалификационной категории
Шандрук Надежда Валентиновна
с. п. Унъюган.
2014 год
Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, создавать разные типы текстов по темам доступным его пониманию.
Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи.
Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как? что будет, если…?».
Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику детского сада
Как еще ребенку познать мир, если не через собственные ощущения? А что дает такие ощущения? Только собственный опыт, собственные действия малыша. Когда ребенок сам задает вопросы и ищет на них ответы.
Мир опытов и экспериментов увлекателен для ребенка. Это сказочный и волшебный мир, когда одно превращается в другое, когда результат непредсказуем, когда на обычные действия возникает бурная реакция.
Надо ли говорить о том, что дошкольники – это самый любопытный народ, который постоянно стремиться узнать, «а что же там внутри» необходимо внимательнее присмотреться к детскому экспериментированию, как одному из наиболее эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира. Реализуя этот метод, я применяю в своей работе технологию исследовательской деятельности. Во-первых, она предполагает активизацию поисковой активности. А надо ли говорить о том, что дошкольники – это самый любопытный народ, который постоянно стремиться узнать, «а что же там внутри». Во-первых, она предполагает активизацию поисковой активности. . Во - вторых, формирует исследовательские способности, т. е учит ставить задачу исследования, выдвигать различные гипотезы, выбирать способы исследования, планировать свою работу, анализировать полученные результаты и соотносить их с собственными предположениями.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме отмечают, что формирование исследовательских способностей и развитие речи очень тесно связаны между собой, и это прослеживается на всех этапах. Дошкольникам ещё сложно самим поставить задачу исследования, и на этом этапе я вижу свою роль в том, чтобы стимулировать их интерес к предметам и явлениям, пробуждать любознательность. «Почему нельзя сделать зонтик из бумаги? » «Почему нельзя пуститься в плавание на бумажном кораблике? » «Откуда берутся сосульки? ».
Заинтересовав детей, я перехожу к следующему этапу – выдвижению гипотез. Скажу сразу, что это самый благотворный этап для активизации речевой активности. Каких предположений только не услышишь от детей. («Сосульки развесил ночью Дед Мороз». «Зонтик нельзя сделать из бумаги, потому что она шуршит».) В любом случае, они ценны тем, что дети пытаются выразить свои мысли и, чаще всего, это попытки построить сложноподчинённые предложения.
Переходя к этапу анализа проведённого исследования, важно не только подвести детей к определённому выводу, но и зафиксировать полученные ими знания в форме рисунков, условных обозначений, ведения журнала экспериментов. Такая форма работы закрепит знания детей, позволит им не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире. Накопление знаний формирует опыт.
Таким образом, целесообразность, выбранной мною технологии исследовательской деятельности, очевидна. Она помогает детям приобрести знания в ходе формирования практических умений. Всё это происходит на фоне развития лексической, грамматической и понятийной стороны речи.
При организации экспериментально-исследовательской деятельности необходимо создать атмосферу сотрудничества и взаимодействия. Даже если в ходе исследования ребёнок робко и неуверенно сказал 2-3 слова – это уже хорошо, т. к. он вступил в сложный процесс общения внутри сообщества детей. Важно так же создать ситуацию успеха. («Вы уже много знаете и умеете, поэтому у вас всё получится»).
Постановка познавательной задачи требует, чтобы она была принята детьми, интересна им, тогда они с увлечением вступят в обсуждение проблемы, им будут понятна и доступна достаточно сложная терминология: аэронавты, аэростат, аэродром.
Связь детского экспериментирования и развития речи имеет двухсторонний характер. Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, а пополнение знаний способствует развитию речи.
Экспериментируйте и придумывайте интересные задания для детей, побуждая их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у старших дошкольников.