Просмотр содержимого документа
«"Роль графических упражнений для детей с ОВЗ"»
КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
"РОЛЬ ГРАФИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Письмо это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Работая с дошкольниками с ОВЗ, мы наблюдаем с какими трудностями сталкиваются эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности и синхронности движений: что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать и т.д. Отсутствие скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка с ОВЗ огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей.
Скоординированные движения рук требуют дифференцированной работы мозга. Сложная система управления движениями осуществляется взаимосвязанными процессами нервного возбуждения и торможения. Эта деятельность требует аналитической зрелости мозговой коры.
В двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток, управляющих рукой, пальцами и органами речи: языком, губами, гортанью.
Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью.
Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка. Чем большее число связей между клетками мозга задействовано, тем интенсивнее идет процесс психического развития. Когда ребенок маленький, образование таких связей проходит быстрее и легче.
Старший дошкольный возраст связан с дальнейшим развитием и перестройкой умственной деятельности ребенка. Расширяется двигательный опыт. Развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабыми, хрящевыми остаются части кистей рук и ступней ног.
Графические игры-упражнения учитывают эти особенности, дают детям возможность не испытывать усталости и не снижают интереса к занятиям в целом.
Таким образом, выполняя графические игры-упражнения, мы совершенствуем, доводим до автоматизма двигательный навык, что очень важно как в игровой, так и в учебной деятельности.