Просмотр содержимого документа
««Роль игры в развитии дошкольников»»
Статья на тему: «Роль игры в развитие дошкольников»
«Игра не пустая забава, она необходима
для счастья детей, для их
здоровья и правильного развития»
А. В. Менджерицкая
Игра – основной вид деятельности ребенка. О важном значении игры для ребенка говорит уже тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.
Игра – главная деятельность ребенка, наполненная для него смыслом и значением.
Педагоги называют дошкольный возраст возрастом игры. И это не случайно, потому как почти все, чем занимаются дети в этом возрасте, они называют игрой. Для ребенка игра – это независимая деятельность, в которой он может проявить свои фантазии и интересы.
Игра для детей как средство к самовыражению, способ построить собственный мир, в котором не будет запретов и ограничений, которые обычно ставят взрослые.
Что же так привлекает малышей в игре? Сам процесс или что действие в игре не настоящее? Обычно к 3-4 годам ребенок уже начинает понимать, различать настоящее игровое действие. В игре он попадает в свой собственный мир, в котором он может и будет тем, кем ему захочется в этот самый момент, будь то врач или полицейский. Игра дает возможность ребенку остановить или еще раз прожить счастливые моменты из повседневной жизни. Игра помогает ребенку восстановить и получить удовольствие от «повторения» приятных событий, а порой и загладить неприятные моменты, переживания и неудовлетворенность.
Можно сказать, что игра- это «тренировочный полигон для совершения многих проб и ошибок», для совершенствования каких-то навыков и получения нового опыта.
Очень важным аспектом игры является развитие когнитивной сферы дошкольника. Именно игра дает возможность преподать ребенку множество уроков. В процессе игры ребенок запоминает невероятно много и с большим удовольствием.
В теории игра рассматривается с различных позиций. Игра является как способ освоения мира, так как играющий ребенок создает свой мир: игра оказывает влияние на общее психическое развитие ребенка, помогает усваивать общественный опыт.
Одним из первых, кто указал не только «сиюминутную», но и на перспективную полезность игры, был немецкий ученый К. Гроос, предложивший рассматривать детскую игру как инстинктивную подготовку к будущей взрослой жизни: игра девочек в куклы – это упражнение материнского инстинкта, игра мальчиков в войну – проявление охотничьего инстинкта и т.п.
Современные ученые далеки от того, чтобы приписывать детской игре инстинктивную природу и приравнивать ее в этом смысле к игре животных, как это делал К, Гроос, но высказанное им предположение об огромном значении игры для всей будущей жизни ребенка принимается теперь исследователя всего мира за аксиому.
Психологами и педагогами установлено, что прежде всего в игре развивается способность к воображению, образу мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок стремится воссоздать широкие сферы окружающей действительности, выходящие за пределы его собственной практической деятельности, а сделать это он может только с помощью условных действий.
Сначала – это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи. Расширение содержание игры (воссоздание все более сложных действий и событий из жизни взрослых, их отношений) и невозможность реализовать его только через предметные действия с игрушками, влечет за собой переход к использованию изобразительных, речевых и воображаемых действий (совершаемых во внутреннем плане, в «уме»). Закладывающаяся у дошкольника в игре способность образами действительности в «уме» создает основу для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Кроме того, развитие воображения важно и само по себе, ведь без него невозможна никакая, даже самая простая, специфически человеческая деятельность. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности в целом.
Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействие с другими людьми. В совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
Ребенок в игре получает и опыт произвольного поведения – учится управлять собой, соблюдая правила игры, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания собственной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых.
Не надо объяснять насколько все эти качества необходимы ребенку в дальнейшей жизни, и в первую очередь в школе, где он должен включаться в большой коллектив сверстников, сосредоточиваться на объяснениях учителя в классе, контролировать свои действия при выполнении домашних заданий.
Исследования показывают, что ребенку, который «не доиграл» в детстве, будет труднее учиться и налаживать с другими людьми, чем детям, имеющим богатый игровой опыт, особенно опыт игры со сверстниками.
Из всего сказанного ясно, что игра имеет огромное значение для общего развития и воспитания ребенка.
Игра должна приносить удовольствие и ребенку и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение и взрослого и ребенка. В игре ребенок не только обучается, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью.
Ребенок развивается, овладевая тем или иным типом деятельности. Для того что бы игра стала главным фактором развития, ребенок должен овладеть этой деятельностью, и научиться играть. Взрослый может и должен ему в этом помочь.