Просмотр содержимого документа
««Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»»
Долгосрочный проект по реализации казачьего компонента регионального образования
«Роль музеев как социокультурного института общества в патриотическом и гражданском воспитании личности дошкольника»
Актуальность:
Сохранение исторической памяти прошлого - великое дело! Такие дела помогают человеку стать великодушнее, справедливее, честнее. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой родине всегда находились в центре внимания педагогов. Наш детский сад работает в углубленном направление с поддержанием казачьих традиций. Наш проект направлен на сохранение исторической памяти, посредством реконструкции музея «Казачества».
Проектом предусмотрены: инвентаризация собранных вещей для музея, исследовательская работа, подготовка новых экскурсионных маршрутов. В работе над проектом на изучение теоретических аспектов интересующей нас проблемы привело к необходимости организации сетевого взаимодействия детских садов с социальными партнерами. Ценность сетевого взаимодействия заключается в развитии способов взаимного обогащения, предъявлении собственного опыта, способности отнестись к чужому опыту с собственной содержательной позиции, а также активизации творческого потенциала педагогов. Будучи в подавляющем большинстве сословием русских людей, казаки несли в своем характере те черты русской нации, которые обеспечивали им роль создателей Великой Российской империи, из которых важнейшими были: мужество, выносливость, добродушие и уважительное отношение к другим народам и государствам. Мониторинг результативности проекта
Реализация проекта невозможна без организации мониторинга. Большая роль в осуществлении контроля и мониторинга возлагается на заместителя заведующей по ВМР, которая будет осуществлять эту деятельность по направлениям:
оценка эффективности внедрения в учебный процесс педагогических технологий, обеспечивающих личностный и компетентностный подход.
Диагностика:
2.1.личных достижений воспитанников в ознакомлении с малой Родиной (объем знаний, компетентность, любознательность);
2.2.качества и результатов профессиональной деятельности воспитателей, профессиональной компетентности педагогов;
2.4.состояния сетевого взаимодействия с учреждениями окружающего социума (библиотекой, школой, музеями города);
На всех этапах реализации проекта будет проводиться мониторинг обучения и воспитания субъектов образовательного процесса.
Результаты, получаемые по итогам проведения мониторинга по всем направлениям, будут обобщаться, и учитываться при корректировке программы развития.
1 этап мотивационно-проектный (сентябрь 2019 — декабрь 2019 гг.)
Изучить возможность создания мини-музея. Проанализировать условия, создания творческой группы, подготовить помещение для мини-музея
Наименование мероприятия
Разработать нормативно-правовой базу по сопровождению проекта. Создать творческую группу по реализации проекта
Анализ методической литературы, посещения музея Донского казачества, интернет- ресурсов по организации мини-музея, работ по истории, культуре и быте казачества
Повышение заинтересованности педагогов, родителей и старших дошкольников в изучении материалов, связанных с казачеством. Поиск социальных партнеров.
Цикл музейных занятий «Быт казака» совместно с Донским казачьим музеем
2 этап— внедренческий (основной) (декабрь 2019 по декабрь 2020 гг.) В ходе основного этапа реализации проекта проводятся запланированные мероприятия согласно направлениям деятельности с привлечением родителей и социальныхпартнёров
Создание основы учебно-методического комплекса мини-музея
-изготовление информационных стенды в холле мини-музея: «Кто такие казаки», «Устройство казачьего куреня», «Воспитание маликов и девочек в казачьих семьях»;
-разработки викторин для старших дошкольников: «Казачий курень», «Оружие казаков»; — разработаны конспекты занятий, сценарии музейных экскурсий: «Доброму гостю без зову рады!», «В эти игры мы играли!»;
«Казаки-герои Великой Отечественной войны», концерты совместно с казачьими детскими сада г. Новочеркасска.
Проведение акции для родителей «Сохранение казачьих традиций в семьях» с целью сбора экспонатов.
Наше будущее невозможно без памяти о своих корнях. Свои воспитанникам мы с детства прививаем основы культуры Донского края. Песня «Атаманом буду» была написана сотрудниками нашего детского сада для юных казачат
3 этап— обобщающий (с декабрь 2020 по май 2021 гг.) Распространение опыта работы по реализации проекта среди педагогов города, участие в конкурсах. Презентация проекта на сайте ДОУ, в печатных изданиях.
Организованы экскурсии: «Воспитание в казачьей семье» для воспитанников детских садов г. Новочеркасска
Организовано выездное занятие –экскурсия «Славься Казачество» с участием воспитанников МБДОУ д/с № 51 и студентов ГБПОУ РО НКПТиУ
Участие в рамках открытого городского проекта «Тихий Дон» в городском конкурсе инсценированной (театрализованной) казачье песни «Бессмертная душа Тихого Дона»
Участие в социальном экологическом проекте «Чистые берега» (Река Дон)
Выступление на ГМО педагогов г. Новочеркасска с презентацией опыта работы по нравственно — патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики
Оценка качества реализации проекта.
Методы оценки: − анализ средового пространства; − анкетирование педагогов и родителей воспитанников; − мониторинг потребностей и возможностей дошкольников. Эффективность оценивается по следующим показателям: − увеличение количества различных мероприятий, проводимых в рамках музейной педагогики; − увеличение количества экспозиций и экспонатов мини-музея казачьей культуры, учебно-методических материалов; − рост интереса к экспонатам и мероприятиям мини-музея дошкольников, их мотивации к познанию истории, традиций казачества;
− рост интереса к работе мини-музея родителей дошкольников, их участию воспитательно-образовательном процессе ДОУ;
− Перспективы проекта:
− разработка программы дополнительного образования «Казачьему роду нет переводу!» (по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре, истории и традициям казаков);
− создание книги «Про музей и про меня»
− созданию условий, способствующих нравственно-патриотическому воспитанию, развитию познавательных, творческих способностей детей.