Роль музыкального воспитания в процессе организации изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Роль музыкального воспитания в процессе организации изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Изобразительное искусство и музыка - источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и при достаточном богатстве впечатлений стремиться выразить их в собственном творческом продукте через рисование
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Роль музыкального воспитания в процессе организации изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»
Роль музыкального воспитания в процессе организации изобразительной деятельности детей дошкольного возраста
Изобразительное искусство и музыка - источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и при достаточном богатстве впечатлений стремиться выразить их в собственном творческом продукте через рисование. Изобразительная деятельность дошкольников в сочетании с музыкальной деятельностью, по мнению многих педагогов, воспитывает в ребенке эстетический вкус, развивает способность искать, фантазировать, мыслить неординарно, формируют творческую личность. Для развития изобразительной деятельности на занятиях по рисованию на ряду с применением игровых приемов, тематического рисования, использование нетрадиционных выразительных техник изображения. Применение музыки на этих занятиях играет большую роль.
Ведущим видом музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Разнообразные виды изобразительной деятельности помогают его активизации. Однако их подбор не должен быть случайным, а педагогически целесообразным. Так, рисование помогает понять эмоциональное состояние детей при слушании музыки. Взаимосвязь изобразительной деятельности с музыкой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто рисует, а передает в изображениях образы музыки, что способствует развитию изобразительной деятельности.
Музыка дает возможность выражения чувств, появления эмоционального отклика, сочувствия. Музыкальное искусство - это тот вид искусства, который достаточно хорошо воспринимается детьми, даже в самом раннем возрасте. Дети, как правило, не могут остаться равнодушными к выразительным интонациям. Взаимодействие красок и звуков, музыки и живописи существует издавна как в природе, так и в искусстве. Еще Аристотель писал о том, что цвета по красоте и гармонии могут соотноситься между собой подобно музыкальным созвучиям. В Древней Индии существовал род живописи на музыкальные темы - ваника, в которой семь звуков гаммы сопоставлялись с семью цветами, а мелодия с определенной графической формой. Пытаясь сделать музыку видимой, аббат Кастель в ХVIII веке создал так называемый «цветной клавесин» . В рисунках детей находят отражение не только настроение, но и выразительные средства музыки: тембр, мелодия, ритм. Эти занятия высоко эффективны с точки зрения развития у детей образного мышления, воображения, креативности.
Занятия, на которых слушание музыки сочетается с рисованием, строятся следующим образом: детям предлагаются для прослушивания музыкальная пьеса или фрагмент оперы, которую они слушали и анализировали на предыдущих занятиях. Дети вспоминают музыку, делятся впечатлениями, а затем «рисуют ее». Иногда дети воплощают в рисунках музыку, с которой они впервые познакомились на этом же занятии, но и в таком случае рисованию предшествуют беседа о музыке и ее анализ. Музыка звучит и в самом процессе рисования как необходимая эмоциональная «подпитка». Она ни в коем случае не является просто «фоном»: хорошо знакомая детям и воплощаемая в рисунке, она напоминает о себе, продолжает волновать, вызывает ассоциации. Дети воплощают в рисунках не только настроение музыки, ее общий эмоциональный колорит, но и особенности мелодики, ритма, тембра.
Предлагая детям воплотить в рисунке ту или иную пьесу или фрагмент оперы, необходимо учитывать их возрастные возможности. Дети младшего дошкольного возраста еще не обладают такими умениями и навыками в изобразительной деятельности, как старшие дошкольники, им сложно нарисовать портрет или развернутый сюжет. Поэтому им лучше предложить «нарисовать» музыку, темы и образы которой больше соответствуют их возможностям. Вместе с тем, дети могут воплотить в красках и более сложные темы и образы, если им сразу объяснить, что можно просто «нарисовать музыку», передав ее настроение с помощью цвета, различных его сочетаний и оттенков. Как правило, они принимают эту задачу и передают настроение музыки и свои впечатления от нее цветовыми пятнами, переходами цветов и оттенков, насыщенностью или прозрачностью цветового колорита.
Таким образом, музыка оказывает влияние на изобразительное искусство и в результате такого взаимодействия происходит обогащение рисунков детей, новым содержанием, в то же время создаваемый ими рисунок помогает более глубоко постичь музыкальный образ.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(266) "Конспект музыкального занятия в детском саду «Пение как основной вид музыкальной деятельности детей. Программы для усвоения певческих навыков»"
["seo_title"] => string(80) "konspekt_muzykalnogo_zaniatiia_v_detskom_sadu_penie_kak_osnovnoi_vid_muzykalnoi_"
["file_id"] => string(6) "584282"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
["date"] => string(10) "1625034224"
}
}