Просмотр содержимого документа
«Роль наглядных пособий в процессе восприятия музыки.»
Роль наглядных пособий в процессе восприятия музыки.
В современной педагогике под наглядными пособиями понимают такие средства обучения, которые создают у детей необходимые зрительные представления для улучшения усвоения учебного материала. В книге Л.Н.Комиссаровой и Э.П.Костиной «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» авторы предлагают использовать в работе как музыкально-дидактические пособия, предназначенные для развития музыкального восприятия, так и музыкально - дидактические игры, особенностями которых является применение их на занятии и в самостоятельной деятельности детей. Подробно раскрывается методика использования наглядных пособий. К ним относятся различные картинки, рисунки, муляжи, схемы, диафильмы, кино- и телефильмы. Они разнообразны по своему содержанию, способу изображения, технологии изготовления, назначению. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, активизирует процесс запоминания. Наглядные пособия должны отвечать всем современным критериям, выполненным в наглядно-образной форме, содержать элемент игры, по конструкции и технологии быть простыми, удобными и доступными, эстетически правильно и грамотно оформленными. Наглядные пособия условно разделяются на три группы.
К первой группе относятся такие пособия, которые дают детям представление о характере музыки (веселая, грустная) и музыкальных жанрах (песня, танец, марш).
Ко второй группе относятся пособия, цель которых - дать представление о содержании музыки и о музыкальных образах («Выбери инструмент», «Узнай сказку», «Подбери картинку» и др.).
Третья группа состоит из пособий, которые формируют у детей представления о средствах музыкальной выразительности («Карусель», «Музыкальный домик», «Кого встретил Колобок» и т.д.).
Необходимо предварительно познакомить с каждым пособием, объяснить задание, которое может выполняться как одним ребенком, так и всей группой или подгруппой.
Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, а также способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром. Для детей с ЗПР наглядное пособие - неоценимый помощник в восприятии музыки. Благодаря наглядным средствам ребенку легче найти правильный ответ о характере музыки, выбрать нужную картингу, соответствующую музыкальному настроению, дать правильную речевую характеристику средствам музыкальной выразительности.