kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль общения в развитии личности ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение общения в формировании личности ребенка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Роль общения в развитии личности ребенка»

  1. Роль общения в развитии личности ребенка дошкольника.

Личность ребенка развивается в разных видах его практики, но и в этой сфере психическое общение является одним из решающих факторов процесса. Сюда входят его отношения к другим людям, природному миру и самому себе; на пересечении этих трех линий отношений и возникают специфические личностные образования. Полученные в ряде н работ факты показали, что отношение детей и ко взрослым, и к сверстникам строится на том, насколько другие люди удовлетворяют их потребность в общении. Любовь к старшим, дружеские чувства к ровесникам основываются прежде всего на доброжелательном внимании людей к ребенку. Отношение ребенка к себе также зависит от характера общения. Наиболее общим проявлением отношения личности к себе, другим людям и миру в целом может служить уровень ее активности. Наблюдения и опыты с детьми всех этапов дошкольного детства приводят к предположению, что первоначальная активность ребенка зависит от природных особенностей нервной системы. Но в ходе жизни ее исходный уровень может значительно измениться. Наиболее эффективный способ формирования высокой активности ребенка состоит в развитии его инициативности в сфере общения со взрослыми, а у дошкольников и со сверстниками. В результате такой работы происходит стойкое повышение также и других видов активности например, любознательности.

По мнению М. И. Лисиной, «общение имеет самое прямое отношение к развитию личности у детей, так как уже в своей самой примитивной, непосредственноэмоциональной, форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом того «ансамбля», или «целокупности» (А. Н. Леонтьев), общественных взаимоотношений, который и составляет сущность личности». Предложенный М. И. Лисиной подход к изучению формирования личности в контексте общения основан на общеметодологической концепции, разрабатывавшейся в отечественной психологии Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, В. Н. Мясищевым, С. Л. Рубинштейном. Ее отправным пунктом является представление о личности «как совокупности общественных отношений». В психологической плоскости, в отношении к отдельному индивиду, это понятие интерпретируется «как совокупность отношений к окружающему миру» (Э. В. Ильенков). Применительно к проблемам онтогенетического развития личности это положение конкретизируется в представлении о личностных образованиях как о продуктах, возникающих у ребенка: отношения к себе, к окружающим людям и предметному миру. М. И. Лисина высказала предположение, что возрастное развитие личности ребенка определяется складывающимися у него в практической деятельности и общении типами этих отношений. Она полагала, что центральные личностные новообразования в онтогенезе возникают в пунктах взаимного пересечения и преобразования одновременно всех трех линий отношений.

2) Уже на пятом году жизни дети способны проявить такое сложное качество как деликатность. Если они видят перед собой пример для подражания со стороны взрослых, они не позволят себе указывать на физические недостатки, которые замечают у другого человека, на станут пристально рассматривать его. Воспитанный ребенок удовлетворит свое любопытство лишь спустя некоторое время, когда поразивший его человек не сможет услышать вопросов.

Вот хороший повод объяснить, что правдивость и искренность не могут быть прямолинейными, что главное- не причинять боли другому человеку.

Заметьте, что воспитание такой сдержанности- дело нелегкое. Малышу Ваши требования могут показаться противоречивыми. Но последовательное воспитание, правильные моральные требования дадут результат и в этом случае.

3)Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Психологи считают, что сюжетно-ролевая игра это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности. Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольную память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуя тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что помогает развивать мыслительную способность ребенка, воспринимать чужую точку зрения . Важно учить ребенка находить для себя роль, подходящую по смыслу к ролям сверстников, с которыми он хотел бы поиграть, а для этого необходимо учить ребенка сменять принятую роль на новую. В данном случае воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной жизни и организует игру по заранее спланированному сюжету. Педагог стремится сразу включить в игру ровно столько участников, сколько он запланировал ролей в сюжете. Стремясь к порядку в игре, воспитатель убивает тем самым дух игры как свободной деятельности. Воспитанники, пытаясь выполнить команды воспитателя, становятся пассивными объектами его воздействия. Такая игра, кроме как конкретизации знаний ничего не развивает в ребенке (ни умения самостоятельно соотносить свои ролевые действия с действиями партнеров, подключаться к их игре, ни умения менять роли в ее процессе)

4) В жизни ребенка можно выделить три ситуации в которых его саморегуляция может проявляться и развиваться на основе «подключения» личностного качества терпения в личностный смысл ситуации дошкольника (т. е. взрослый говорит, что в этих ситуациях можно проявить терпение).

Первая - когда малышу требуется не плакать, а потерпеть боль (естественно, в разумных пределах) во время медицинской процедуры.

Вторая ситуация - малышу следует отсрочить исполнение своего желания (например, получить игрушку не сейчас, а позже), что может быть связано либо с правилами поведения, либо с возможностями и потребностями других людей - взрослых или детей, т. е. ради блага другого.

Третья ситуация - когда надо проявлять терпение и старательность в овладении новым умением, например, выучить стихотворение, освоить танцевальное движение.

Развитие саморегуляции одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста произвольная регуляция поведения и деятельности

Общие закономерности саморегуляции развиваются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств ребенка и его привычек в организации своих действий. А принцип личностного подхода помогает дошкольнику добиться лучшего результата. Принцип личностного подхода требует, чтобы воспитатель:

1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, своих воспитанников;
2)
умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
3)
постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
5)
развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность;

6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания.

Поэтому, не будет лишним научить ребенка помогать самому себе, сознательно создавать в себе оптимальную «внутреннюю атмосферу», то есть познакомить ребенка с методами саморегуляции. Наиболее важное место в технике саморегуляции занимают специальные упражнения, с помощью которых психика становится восприимчивой к воздействиям это упражнения на расслабления мышц, упражнения на дыхание, игровые приемы.

Игровые приемы саморегуляции

«Возьмите себя в руки»

Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился,

хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди. «Это поза выдержанного человека»

«Врасти в землю»

Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. «Ты - могучее, крепкое дерево, у тебя сильные

корни, и никакие ветры тебе не страшны. «Это поза уверенного человека».

«Стойкий солдатик»

Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. «Ты - стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто, чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Роль общения в развитии личности ребенка

Автор: РУБАНЦОВА АНАСТАСИЯ СЕРГЕЕВНА

Дата: 14.03.2021

Номер свидетельства: 575392

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Родительское собрание: "Психологическая роль семьи в развитии личности ребенка с ОВЗ"."
    ["seo_title"] => string(80) "roditelskoe_sobranie_psikhologicheskaia_rol_semi_v_razvitii_lichnosti_rebenka_s_"
    ["file_id"] => string(6) "590797"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1636387814"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Воспитание социальной нравственности в общении с ребенком в условиях семьи и в детском саду"
    ["seo_title"] => string(104) "vospitaniie-sotsial-noi-nravstviennosti-v-obshchienii-s-riebienkom-v-usloviiakh-siem-i-i-v-dietskom-sadu"
    ["file_id"] => string(6) "275201"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452529678"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) ""Роль отца в формировании творческой личности ребенка" Родительское собрание. "
    ["seo_title"] => string(82) "rol-ottsa-v-formirovanii-tvorchieskoi-lichnosti-riebienka-roditiel-skoie-sobraniie"
    ["file_id"] => string(6) "145175"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418847583"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Развитие творческого потенциала обучающихся в воспитательном процессе "
    ["seo_title"] => string(86) "razvitiie-tvorchieskogho-potientsiala-obuchaiushchikhsia-v-vospitatiel-nom-protsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "201286"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429021189"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Игра-важнейший этап в развитии ребенка"
    ["seo_title"] => string(44) "ighra-vazhnieishii-etap-v-razvitii-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "298190"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456304555"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства