Роль общения в развитии личности ребенка дошкольника .
Личность ребенка развивается в разных видах его практики , но и в этой сфере психическое общение является одним из решающих факторов процесса . Сюда входят его отношения к другим людям , природному миру и самому себе ; на пересечении этих трех линий отношений и возникают специфические личностные образования . Полученные в ряде н работ факты показали , что отношение детей и ко взрослым , и к сверстникам строится на том , насколько другие люди удовлетворяют их потребность в общении . Любовь к старшим , дружеские чувства к ровесникам основываются прежде всего на доброжелательном внимании людей к ребенку . Отношение ребенка к себе также зависит от характера общения . Наиболее общим проявлением отношения личности к себе , другим людям и миру в целом может служить уровень ее активности . Наблюдения и опыты с детьми всех этапов дошкольного детства приводят к предположению , что первоначальная активность ребенка зависит от природных особенностей нервной системы . Но в ходе жизни ее исходный уровень может значительно измениться . Наиболее эффективный способ формирования высокой активности ребенка состоит в развитии его инициативности в сфере общения со взрослыми , а у дошкольников – и со сверстниками . В результате такой работы происходит стойкое повышение также и других видов активности – например , любознательности .
По мнению М . И . Лисиной , « общение имеет самое прямое отношение к развитию личности у детей , так как уже в своей самой примитивной , непосредственно – эмоциональной , форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и становится первым компонентом того « ансамбля » , или « целокупности » ( А . Н . Леонтьев ), общественных взаимоотношений , который и составляет сущность личности » . Предложенный М . И . Лисиной подход к изучению формирования личности в контексте общения основан на общеметодологической концепции , разрабатывавшейся в отечественной психологии Б . Г . Ананьевым , А . Н . Леонтьевым , В . Н . Мясищевым , С . Л . Рубинштейном . Ее отправным пунктом является представление о личности « как совокупности общественных отношений » . В психологической плоскости , в отношении к отдельному индивиду , это понятие интерпретируется « как совокупность отношений к окружающему миру » ( Э . В . Ильенков ). Применительно к проблемам онтогенетического развития личности это положение конкретизируется в представлении о личностных образованиях как о продуктах , возникающих у ребенка : отношения к себе , к окружающим людям и предметному миру . М . И . Лисина высказала предположение , что возрастное развитие личности ребенка определяется складывающимися у него в практической деятельности и общении типами этих отношений . Она полагала , что центральные личностные новообразования в онтогенезе возникают в пунктах взаимного пересечения и преобразования одновременно всех трех линий отношений .
2) Уже на пятом году жизни дети способны проявить такое сложное качество как деликатность . Если они видят перед собой пример для подражания со стороны взрослых , они не позволят себе указывать на физические недостатки , которые замечают у другого человека , на станут пристально рассматривать его . Воспитанный ребенок удовлетворит свое любопытство лишь спустя некоторое время , когда поразивший его человек не сможет услышать вопросов .
Вот хороший повод объяснить , что правдивость и искренность не могут быть прямолинейными , что главное - не причинять боли другому человеку .
Заметьте , что воспитание такой сдержанности - дело нелегкое . Малышу Ваши требования могут показаться противоречивыми . Но последовательное воспитание , правильные моральные требования дадут результат и в этом случае .
3) Известный психолог Л . С . Рубинштейн говорил , что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность , но , входя в роль , расширяет , обогащает , углубляет собственную . Психологи считают , что сюжетно - ролевая игра — это высшая форма развития детской игры , в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности . Сюжетно - ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка , они развивают произвольную память . Правила , обязательные при проведении игры , воспитывают у детей умение контролировать свое поведение , ограничивать свою импульсивность , способствуя тем самым формированию характера . Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению , умению учитывать желания и действия других , отстаивать свое мнение , умению настоять на своем , а также совместно строить и реализовывать планы . Исполняя различные роли , ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности , что помогает развивать мыслительную способность ребенка , воспринимать чужую точку зрения . Важно учить ребенка находить для себя роль , подходящую по смыслу к ролям сверстников , с которыми он хотел бы поиграть , а для этого необходимо учить ребенка сменять принятую роль на новую . В данном случае воспитатель подбирает конкретную тему , связанную с определенной сферой реальной жизни и организует игру по заранее спланированному сюжету . Педагог стремится сразу включить в игру ровно столько участников , сколько он запланировал ролей в сюжете . Стремясь к порядку в игре , воспитатель убивает тем самым дух игры как свободной деятельности . Воспитанники , пытаясь выполнить команды воспитателя , становятся пассивными объектами его воздействия . Такая игра , кроме как конкретизации знаний ничего не развивает в ребенке ( ни умения самостоятельно соотносить свои ролевые действия с действиями партнеров , подключаться к их игре , ни умения менять роли в ее процессе )
4) В жизни ребенка можно выделить три ситуации в которых его саморегуляция может проявляться и развиваться на основе « подключения » личностного качества терпения в личностный смысл ситуации дошкольника ( т . е . взрослый говорит , что в этих ситуациях можно проявить терпение ).
Первая - когда малышу требуется не плакать , а потерпеть боль ( естественно , в разумных пределах ) во время медицинской процедуры .
Вторая ситуация - малышу следует отсрочить исполнение своего желания ( например , получить игрушку не сейчас , а позже ), что может быть связано либо с правилами поведения , либо с возможностями и потребностями других людей - взрослых или детей , т . е . ради блага другого .
Третья ситуация - когда надо проявлять терпение и старательность в овладении новым умением , например , выучить стихотворение , освоить танцевальное движение .
Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей . Разнообразие видов деятельности , которые осваивает дошкольник , объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности .
Общие закономерности саморегуляции развиваются в индивидуальной форме , зависящей от конкретных условий , а также от характеристик нервной деятельности , от личностных качеств ребенка и его привычек в организации своих действий . А принцип личностного подхода помогает дошкольнику добиться лучшего результата . Принцип личностного подхода требует , чтобы воспитатель :
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента , черты характера , взгляды , своих воспитанников ; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное таких важных личностных качеств , как образ мышления , мотивы , интересы , направленность личности , отношение к жизни , труду , ценностные ориентации , жизненные планы и другие ; 3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности , обеспечивающей прогрессивное развитие личности ;
4) своевременно выявлял и устранял причины , которые могут помешать достижению цели , а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств ; 5) развивал самостоятельность , инициативу , самодеятельность воспитанников , не столько руководил , сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность ;
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности , помогал в выборе целей , методов , форм самовоспитания .
Поэтому , не будет лишним научить ребенка помогать самому себе , сознательно создавать в себе оптимальную « внутреннюю атмосферу » , то есть познакомить ребенка с методами саморегуляции . Наиболее важное место в технике саморегуляции занимают специальные упражнения , с помощью которых психика становится восприимчивой к воздействиям – это упражнения на расслабления мышц , упражнения на дыхание , игровые приемы .
Игровые приемы саморегуляции
« Возьмите себя в руки »
Ребенку говорят : « Как только ты почувствуешь , что забеспокоился ,
хочется кого - то стукнуть , что - то кинуть , есть очень простой способ доказать себе свою силу : обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди . « Это поза выдержанного человека »
« Врасти в землю »
Попробуй сильно - сильно надавить пятками на пол , руки сожми в кулачки , крепко стисни зубы . « Ты - могучее , крепкое дерево , у тебя сильные
корни , и никакие ветры тебе не страшны . « Это поза уверенного человека » .
« Стойкий солдатик »
Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться , взять себя в руки , встань на одну ногу , а другую подогни в колене , руки опусти по швам . « Ты - стойкий солдатик на посту , ты честно несешь свою службу , оглянись по сторонам , заметь , что вокруг тебя делается , кто , чем занят , кому надо помочь . А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней . Молодец ! Ты настоящий защитник ! »