Просмотр содержимого документа
«Роль патриотического воспитания в формировании личности ребенка дошкольного возраста.»
Роль патриотического воспитания в формировании личности ребенка дошкольного возраста.
Составитель:
Ющенко Светлана Александровна,
воспитатель.
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно важная и сложная. «Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; самое главное – открывать глаза на дорогое и родное…» - писал В. А. Сухомлинский. Воспитание любви к Родине начинается уже в дошкольном возрасте главным в процессе воспитания патриотических чувств является эмоционально-познавательная деятельность. Патриотизм – это привязанность, преданность, любовь к Отечеству, стремление служить интересам Родине. Поэтому у ребенка в дошкольном возрасте необходимо воспитывать привязанность к кому-либо или чему-либо, ответственность за свое маленькое дело. Любовь к Отечеству начинается с любви к своим родным, своему дому, своему городу.
На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма - его социальное содержание. Любовь к родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям.
Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к родине, преданности своему отечеству.
Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания подрастающего поколения. Предпосылками формирования основ патриотизма выступают особенности развития личности ребенка. В дошкольном возрасте, с 3-4 лет у ребенка начинает формироваться отношение к национальной символике. У 5х детей обнаруживается резкий скачок в осознании своей этнической принадлежности. Большинство детей старшего дошкольного возраста правильно определяют свою национальную принадлежность и язык, на котором общаются. Значительно возрастает их интерес к явлениям общественной жизни. В старшем дошкольном возрасте «ребенок направлен не только на предметно-операционную среду, но и на сферу отношений с другими людьми». Появляется чувство национального самосознания.
Нужно помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувствах восхищения своим городом, своей страной. Эти чувства возникают не мгновенно, это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Положительный результат можно достичь работая не только на специально организованной образовательной деятельности, но и вне её.
Методами и приемами патриотического воспитания личности дошкольника выступают: пример взрослого, игры, занятия, экскурсии, праздники; наблюдения за трудовой жизнью людей, изменениями в облике города, улицы, детского сада; беседы о родном городе, улице, детском саде; использование иллюстраций, диафильмов, аудио и видео записей; использование фольклора(разучивание песен, стихов о родине и крае, пословиц, поговорок, чтение сказок, знакомство с произведениями народного творчества);привлечение детей к посильному общественно-полезному труду; поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении; бережно относиться к общественному имуществу; добросовестно выполнять поручения; правильно вести себя в общественных местах; воспитание уважения к ветеранам войны и труда, рассказывая о подвигах воинов, устраивая тематические праздники.
Организация работы по патриотическому воспитанию строится в дошкольном возрасте с учетом принципов:
- принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;
- принцип «позитивного центризма» (отбора знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
- принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимального учета его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватного возрасту баланса интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- принцип деятельностного подхода;
- принцип развивающего характера обучения, основанного на детской активности.
Ребенок не может познать окружающий его общественный мир и взрослый выступает посредником между ребенком и обществом. Он учит его понимать окружающую действительность. Определенным образом к ней относится, в доступной форме знакомить с моральными нормами, принципами. При этом важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, и реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности.
Воспитание любви к своей семье, своей Родине, бережное отношение к окружающему миру, уважение к традициям и истории способствует становлению личности настоящего гражданина, уважающего себя и других людей, обладающего высокой нравственностью, проявляющего национальную и религиозную толерантность, что является признаками гуманного и демократического общества. В дошкольном возрасте патриотическое воспитание выступает как сложный педагогический процесс, последовательно и системно формирующий с помощью комплекса методов и приемов знания, умения и навыки, отражающие основные компоненты патриотического воспитания.
Список литературы:
Александрова, Г. А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2017. – 40с.
Ильина, Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду [Текст]/ Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова – Чита: Издательство Молодой ученый, 2012.-55 с.
Патриотическое воспитание старших дошкольников [Электронный ресурс]/Н. П. Смирнова// Социальная сеть работников образования (02.04.2017) – Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2017/04/02/patrioticheskoe-vospitanie-starshih-doshkolnikov
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
["file_id"] => string(6) "450645"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1516204702"
}
}