Просмотр содержимого документа
«Роль родителей в трудовом воспитании дошкольников»
Тема: Роль родителей в трудовом воспитании дошкольников
Бивигаим Ракишовна Дюсенова,
воспитатель МБДОУ детский сад «Светлячок»
Москаленского муниципального района
Омской области
Добрый день уважаемые коллеги! В рамках зональной Всероссийской научно-практической конференции хочу предоставить Вашему вниманию систематизацию опыта моей педагогической деятельности по заявленной теме.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально-коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного повеления в быту, социуме, природе. Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) ряд видов деятельности реализовывается в самообслуживании и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал.
Актуальность моей темы обоснована тем, что трудовое воспитание школьников на современном рубеже считается одной из важнейших сторон воспитания, как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения. В последнее время современные родители уделяют больше внимания интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их к обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех этих учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывает прилежание, целеустремлённость, самостоятельность, но и помогают ребенку легче адаптироваться в социальном окружении. В следствие этого актуальность проблемы приобщения ребенка к трудовой деятельности рассматривается не как самоцель, а прежде всего, как средство развития становления личных качеств и формирование общих умений дошкольников.
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться во многом зависит его судьба.
Главная задача трудового воспитания – формирование правильного отношения ребенка к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета возрастных особенностей ребенка. С дошкольного возраста каждый ребенок должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Основным принципом трудового воспитания ребенка уже в младшем возрасте должен быть такой: не дела за него то, что он может сделать сам. Самообслуживание – это начало трудового воспитания дошкольника. Ребенок 4-7 лет уже должен уметь ухаживать за собой, но необходимо учить его делать это хорошо.
Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание трудолюбия, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья.
Прав был замечательный педагог В.А. Сухомлинский, подчеркивая, что «трудовое воспитание – это образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно.. Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать. Воспитывая у детей желание и умение трудиться, мы тем самым решаем важные социальные задачи формирования личности ребенка. Трудовое, нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование активной позиции человека могут быть достигнуты только совместными усилиями семьи и общественности.
Основы труда воспитания закладывается в семье. Семья – дружный трудовой коллектив. Воспитывать любовь к труду необходимо начинать очень рано. Подражание, свойственное ребенку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребенка трудолюбивым.
В современных условиях задачей модернизации взаимодействия семей и детского сада является развитие партнерского взаимодействия в системе «детский сад – семья», направленного на активное включение родителей в жизнь дошкольного учреждения.
Эффективность трудового воспитания и уровень его развития не может проходить без такого взаимодействия с семей, родителями. В настоящее время некоторые семьи испытывают трудности по ряду причин: неполные семьи, расслоение семей по уровню доходов, внебрачных детей. Чтобы семья стала стабильной, выполняла свои функции, необходимо серьезное и всестороннее содействие, помощь и поддержки.
При организации общей работы дошкольного образовательного учреждения с семьями нужно соблюдать главные принципы: открытость детского сада для семьи; сотрудничество воспитателей и родителей в воспитании детей; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Целью моей работы было: активизировать родителей к совместной деятельности по вопросам трудового воспитания, установить взаимосвязь между семьёй каждого ребёнка, создать атмосферу взаимопонимания, взаимоподдержки. Перед собой поставила следующие задачи: 1. Обогатить знания родителей в вопросах трудового воспитания детей дошкольного возраста. 2. Создать условия для благополучного сотрудничества с родителями. 3. Втягивание семьи в целое образовательное пространство. 4. Настроить как детей, так и родителей на совместную плодотворную работу.
Для выполнения поставленных задач использовала как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями.
Чтобы выявить знания родителей о том, как помочь ребенку преодолевать трудности в исполнении трудовых обязанностей, я провела родительское собрание на тему: «Семейные традиции и их роль в формировании трудовых навыков». Родители узнали, что нужно тактично оценивать результаты труда детей. Нельзя наказывать ребенка за неумение что-то делать, а старайтесь его научить.
Чтобы научить ребенка трудится, нужно сделать его труд творческим, приносящим ребенку радость и удовлетворение.
Правила анкетирования родителей н тему: «Трудовые обязанности дошкольников в семье» Из анализа анкеты родителей, сделала вывод, что в процессе совместной работы важно не только разделение труда по его содержанию, но и уровень активности взрослых и детей, степень их участия в труде.
Приглашаю родителей на педагогические всеобучи, круглые столы, деловые игры.
Для того, чтобы родителям легче было организовать трудовую деятельность в семье, я провела консультацию для родителей: «Домашние обязанности без напоминания и с удовольствием» Так как я считаю, в совместной трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Родители узнали, ка сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему нужно (прилагается памятка).
В уголках для родителей систематически помещаю информацию по проблеме трудового воспитания.
Для приобщения родителей к педагогической литературе создала папу – передвижку, подбираю в папку статьи на определенную тему, после этого беседую, что заинтересовало их для воспитания ребенка.
Силами родителей в группе создали необходимые условия для труда детей: дооборудовали трудовые уголки, оформили «Огород на подоконнике» отремонтировали детский инвентарь для работы на участке. Все оборудования расположили с учетом санитарно-гигиенических требований, в доступном для детей месте.
Почта доверия. Это ящик, в котором родители кладут записки со своими идеями и предложениями, обращаются с вопросами к педагогу или специалистам.
Чтобы вовлечь семьи в единое образовательное пространство провожу дни открытых дверей. Приглашаю на НОД по темам «Профессии», Труд людей весной, Мастер-класс родителей, где родители рассказывают о своих профессиях, привлекают детей в том или ином действий, используя сюрпризный момент, что дает положительный результат для запоминания (мама – врач, папа – пожарник). В настоящее время нельзя не использовать современные образовательные технологии. Это сайт детского сада, где родители получают интересующую информацию, высказать свои пожелания, написать отзыв о работе ДОУ. Сайт направлен на выявление интересов и запросов родителей.
Широко в своей практике использую совместный труд детей и родителей: периодически проводим субботники по благоустройству участков детского сада: в осенний период сбор листьев, в зимний период постройки снежных городков, кормушек для птиц, весенний период изготовление и ремонт скворечников, летний период озеленение участка детского сада.
Родители не остаются в стороне и при подготовке материала для развития игровой деятельности детей: показали особое внимание и творчество для физкультурного и театрального уголка. Коллективный труд на общую пользу, который видят дети, о значимости которого слышат от взрослых, содействует их нравственно-трудовому воспитанию. У них появляется ощущение веселья, когда папа или мама помогают детскому саду, желание активно трудится.
Так осенью мы устраиваем выставку поделок «Дар осени», на Новый год конкурс «Новогодняя елочная игрушка», в подготовке к которой участвуют дети и родители. Вмести они делают поделки из различных материалов.
Для детей моей группы я провела опрос на тему «Как я помогаю родителям». Всё это способствует заимствованию ребенком опыта старших и побуждает детей к самостоятельности в работе.
Периодическая работа с родителями по трудовому воспитанию дала свои положительные результаты. Родители стали прислушиваться к советам воспитателей, видеть в педагогическом коллективе своих близких советчиков. Родители находят время подождать, пока ребенок разденется или оденется самостоятельно. На собраниях, в разговорах с воспитателями многие родители с большой теплотой сообщают, как формируется самостоятельность у детей, умение обслуживать себя, желание помочь старшим. Очень приятно, что у многих появляется устойчивое желание и умение хорошо выполнять свои, пусть небольшие, но постоянные трудовые обязанности не только в детском саду, но и дома.
Библиографический список:
Арнаутова Е.П. «Практика взаимодействия семьи и современного детского сада» - Метод. пособие ВЛАДОС, 2008 г.
Сухомлинский В.А. «О воспитании», М-2009 г.
Бурс Р.С. «Дошкольник и труд» Изд. Мозайка – синтез
Точин А.Е. «Трудовое воспитание детей в семье» 1982 г.
Логинова В.И., Бабаева Т.И. Детство «Программа развития и воспитания детей в детском саду» М. Детство – Пресс 2016 г.