Детство – самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребёнка. Уйдя в школу, он унесёт в душе ростки добра или зла. Он расстанется с воспитателями, но при этом навсегда останется с нами, с родителями. Я считаю, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения.
Актуальность выбранной мною темы заключается в целенаправленном ознакомление ребёнка с родным краем, формировании бережного отношения к природе, что является составной частью патриотических чувств дошкольников.
Все мы – дети природы. И с малых лет мы должны прививать детям чувство любви и заботы к природе родного края, оберегать, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Поэтому передо мной стоит важная задача: организовывать творческую, продуктивную, игровую деятельности моих детей, в которых они проявляют сочувствие, заботу о природе, растениях, животных нашего края в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям ежедневно и по необходимости.
Основная часть.
Современные дети редко общаются с природой. Я стараюсь со своими детьми как можно чаще находиться на улице, так как экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми дети сталкивается каждый день. В нашем городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Я считаю, что детям интереснее увидеть, потрогать , почувствовать, нежели о чем то услышать и увидеть на картинке. Поэтому со своими детками я устраиваю экскурсии.
Экскурсия — одна из форм общения детей с природой. С детьми организуем экскурсии в разное время года, в парк, к реке, в лес. Мы стараемся, чтобы экскурсия была интересна. После каждого похода они узнают что-то новое, и у них появляется интерес к новым экскурсиям, формируется желание бережно относиться к природе. Свои экскурсии мы планируем сообща, выбираем место и время. Я заранее продумываю цель экскурсии, в разных источниках беру более подробную информацию о каком либо растении , дереве, о птицах. В непринужденной форме знакомлю детей с повадками, средой обитания той или иной особи. . Таким образом пытаюсь научить детей видеть красоту живого, оценивать её и стремиться в меру своих возможностей к её защите, помогая ей. Например, всей семьей изготавливаем кормушки для птиц зимой и в выходные подкармливаем пернатых. Во время экскурсий на водоем мы с детьми рассматривали улитку и мальков рыб и подкармливаем их. Летом любуясь красотой цветов , растений, кустарников, деревьев, мы не срываем их, не разоряем гнезда, не трогаем птенцов руками. Я горжусь тем, что правила поведения в лесу мои дети не только знают, но и соблюдают.
Вечером свои впечатления отражаем в рисунках, беседуем за чашкой чая об увиденном, я всегда уточняю чего нового и интересного было, вместе составляем смешные рассказы. В конце бесед подводим итог о бережном отношении к природе.
Не только на экскурсии я стараюсь привлечь детей к бережному отношению к природе, но и на прогулках. Отправляясь с детьми на прогулку, мы можем поговорить с ними о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает.
Во время прогулок и экскурсий мы загадываем загадки и находим отгадки. Ищем приметы времени года, знакомлю детей с народными приметами и пословицами. Могу прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева листочек?», «Найди дерево по описанию», «С какой ветки детки?» и т.д.
Я считаю, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнка, учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое. Но сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней, при этом воспитывая отрицательное отношение к негативным поступкам в природе и соблюдая правила поведения в природе.
Вывод.
Я считаю, что с помощью природной среды взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребёнка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекая детей в совместную деятельность, давая посильные поручения, побуждая ребёнка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помогать делом.
У природы человек учится красоте, чувству меры, добру, справедливости.
Как же приобщать ребёнка к родной природе? Как развивать у него познавательный интерес к ней, воспитывать любовь и бережное отношение?
Прежде всего, надо сталкивать ребёнка с чудесами живой природы, давать возможность любоваться деревом и кустиком, кошкой и галкой. Встреча с природой должна быть для ребёнка праздником, который мы, взрослые, должны подготовить. Потребность постоянно бывать среди природы может возникнуть тогда, когда человек систематически, в разное время года в разную погоду может увидеть интересное и прекрасное. Выработать бережное и заботливое отношение к животным, к среде их обитания можно только путём систематических упражнений под руководством взрослых.
Мы должны научить детей видеть красоту живого, оценивать её и стремиться в меру своих возможностей к её защите.
Зная о том, что ведущий вид деятельности дошкольников – игра, - это можно решить с помощью таких игровых приёмов, как загадывание загадок и отгадывание по описанию; сочиняя свои загадки, песенки, стихи; подбирая сравнения и эпитеты к природным явлениям; читая познавательную литературу и используя поэтическое слово; организуя совместный просмотр телевизионных передач о природе; играя дома в настольные игры природоведческого содержания; предоставляя возможность ребёнку рисовать и лепить, выполнять аппликацию, мастеря вместе с ним поделки из природного материала.
Для формирования бережного отношения к природе родного края дошкольника необходимо воздействовать на эмоциональную сферу личности, формируя нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства по отношению к природе.
Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить этому наших детей.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
["file_id"] => string(6) "450645"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1516204702"
}
}