Просмотр содержимого документа
«Роль систематизированных, системных и экологических знаний в умственном развитии детей и в формировании их отношения к окружающему»
Роль систематизированных, системных и экологических знаний в умственном развитии детей и в формировании их отношения к окружающему
Ознакомление дошкольников с природой ― это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Знания о природе, как говорилось выше, даются дошкольникам в системе. Системные знания – это знания, включающие совокупность объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них. Системность знаний о природе предполагает то, что они должны носить системный характер на основе определенных теоретических положений и принципов. В системном исследовании объекты природы (растения, животные) рассматриваются как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостное свойство этого множества.
Систематизация является условием успешного овладения знаниями.
П.Г. Саморукова выделяет три направления построения систем:
¾ территориальная совокупность растений и животных;
¾ распределение их на группы на основе внешнего сходства и взаимосвязи со средой обитания;
¾ сезонные изменения природы.
Освоение систем знаний должно отвечать психическим возможностям детей дошкольного возраста и осуществляться через непосредственное общение их с природой. В процессе освоения знаний о природе дети получают объектные знания, т.е знания об объектах экологических систем, к которым относится организм, вид, популяция, биоценоз, почва, биогеоценоз, биосфера и другие природные образования. Эти знания также систематизированы и позволяют глубоко вникать в отношения между живыми и неживыми организмами, выявить их связь друг с другом, а также определять влияние челове
В процессе систематизации знаний о растениях Хайдурова И.А. использовала принцип дифференцированных потребностей растений в свете, влаге, температуре, принцип средообразующего влияния соседних растений на факторы среды: затенение, иссушение. Эти биологические зависимости определили содержание и структуру ее экспериментальной программы.[10]
Экологическое образование рассматривается в ДОУ в рамках природоведческой работы.
Формируя у детей экологические представления в процессе ознакомления с миром растений, педагог должен сам понимать, что такое растения, живой организм, среда обитания, адаптация организма к среде обитания.
Дети осваивают 4 блока знаний о растениях:
1) Общие потребности растений. Растениям для хорошего состояния и роста нужны: вода, свет, тепло, хорошая почва. Характер изменений в состоянии растений зависит от удовлетворения каждого из этих потребностей: при недостатке света растение вытягивается, наклоняется в сторону света, листья и стебли бледнеют; при недостатке воды листья вянут, опускаются; в плохой почве растения растут медленно, становятся слабыми; без тепла не прорастают семена. Всем растениям нужны одновременно все четыре условия среды. Воду и питание растения берут из почвы корнями, свет «ловят» листьями. Дети узнают, что некоторые способы ухода за культурными растениями направлены на удовлетворение их потребностей. Чтобы растению хватало воды, его нужно поливать, чтобы вода хорошо проходила к корням - рыхлить землю, чтобы растениям было достаточно света комнатные растения нужно ставить в хорошо освещенные места, протирать листья от пыли, периодически поворачивать разными сторонами к источнику света; растения открытого грунта - высаживать на хорошо освещаемые солнцем участки. Чтобы растениям было достаточно тепла, их нельзя размещать в холодных местах, поливать холодной водой. Чтобы хватало питания, растения следует сажать в хорошую почву и периодически удобрять. Дети узнают о правилах поливки, рыхления и удобрения растений: поливать до появления воды на поддоне, небольшой струей, на рыхлую почву, чтобы вода успевала проходить к корням и смочила весь ком земли; рыхлить землю по краю горшка, осторожно, чтобы не повредить корни; разводить удобрения в воде, чтобы растение его могло взять корнями; направлять уход за растениями на одновременное
удовлетворение всех их потребностей. Дети с помощью воспитателя определяют по состоянию растения степень соответствия отдельных условий общим потребностям растений и отбирать соответствующие способы ухода.
2) Дифференцированные потребности растений. Дети узнают о том, что для нормального состояния разным растениям необходимо разная мера света и воды. Есть растения, которым нужно много света - светолюбивые, и которым нужно его меньше - теневыносливые растения. Есть растения влаголюбивые и растения, которым нужно воды немного. Некоторые засухоустойчивые растения запасают воду в листьях или стеблях. Дифференцированные потребности растений в свете и воде определяются условиями в местах их постоянного произрастания; одни растения любят много света, потому что всегда росли на солнечных местах и привыкли к свету; другие - росли всегда в теневых местах и потому любят тень, хорошо растут только в тени. Дети узнают тенелюбивые растения по темно-зеленым листьям, засухоустойчивые - по сочным листьям или стеблям. Нужно знать, что при уходе за растениями учитываются не только общие, но и дифференцированные потребности, с помощью воспитателя ребёнок учится определять потребности растения в том или ином условии, отбирать способы ухода за ними.
3) Зависимость сезонных изменений в состоянии растений от степени соответствий условий среды потребностям растений (на примере конкретных сезонов весны и лета). Дети узнают о зависимости характера сезонных изменений в состоянии растений от нарастания соответствия условий среды общим потребностям растений. Весной все растения начинают расти, потому что создаются все условия для них необходимые. Весной растения начинают расти, так как становится теплее, оттаивает земля, вода поступает к корням растений, весной много света. Летом все растения растут хорошо, потому что для них есть все условия. Весенние изменения в разных группах растений происходит не одновременно, потому что не одновременно создаются необходимые условия для каждой из них. Вначале появляется зеленая трава, так как до ее корней раньше, чем до корней кустарников и деревьев доходит вода и тепло. По мере оттаивания земли вода и тепло доходят до корней кустарников, а затем до деревьев.
4) Растительные сообщества. Дети узнают о влиянии растений на условия среды: растение забирает из земли питание и воду, загораживает листьями свет.
Старшие дошкольники знакомятся с условиями в разных растительных сообществах (лес, луг): в лесу прохладнее и темнее чем на лугу, потому что большие деревья загораживают солнце; на лугу и полянах жарко и много света, потому что там нет больших деревьев, и ничто не загораживает солнце. Дети узнают о том, что состав растений в разных сообществах зависит от соответствия условий среды в сообществах дифференцированным потребностям растений: в лесу и на лугу растут различные травы. В лесу всегда мало света и потому там растут тенелюбивые растения, а на лугу много света и там растут светолюбивые растения.
Все эти знания о мире природы в целом и о растениях, в частности, постепенно усваиваются к концу дошкольного возраста. Бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней. Зная о потребностях растений, о том, что о них нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и правильно выбрать их в том или ином случае. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к растениям, их уничтожения, зачастую дети срывают, топчут их, небрежно бросают на землю. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе и бережно относились к ней.
Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе.