Просмотр содержимого документа
«Роль сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании дошкольников»
«Роль сюжетно-ролевой игры в гендерном воспитании дошкольников»
Воспитатель:
Щемерова Наталья Анатольевна
Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в
процессе воспитания личности и включающий в себя психологические,
социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и
женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются
гендерными.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей
разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих
потенциалов и возможностей в современном обществе.
Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для
развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности
формируются именном в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка
происходит уже к трём-четырём годам, то есть к концу младшего возраста
ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким
содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка».
Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка
через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин.
Ребёнок ещё и не использует эти символы «мужественности» в своей
практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребёнка на
ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном
учреждении, в котором он проводит большую часть времени.
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития
личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального
опыта. Предметно – пространственная среда не только обеспечивает разные
виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и. т. д. ),
но и является основой его самостоятельной деятельности с учётом гендерных
особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть
перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить
их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и
индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
В дошкольном возрасте игра является основным видом детской
деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми
гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для
игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделить особое
внимание. При проведении работы по воспитанию детей с учётом их
гендерных особенностей, предлагаем обратить внимание на следующее:
На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
На наличие атрибутики для игр – «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети
отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в
собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого
смысла этого действия, и если вначале ребёнок просто воспроизводит в
игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть
свою роль: «Я - мама, Я – папа».
Когда у игрушек привлекательный вид, гораздо проще вызвать у
девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. Отражая в игре социально
одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к
игрушкам – девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное
развитие.
Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит
конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале
под руководством, а затем самостоятельно охотно конструируют для
коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон
поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с
учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть
поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить
основные крупные детали и. т. д.
Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх
детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию
все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.
Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают,
кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически
нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически,
учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся
энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. Просто
предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного
характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков,
моряков и создать для этого соответствующие условия. Так как мальчики
очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а
взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек), при
покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр
приобретать конструкторы «сборно – разборные модели транспорта».
Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя
игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может
понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают
роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество
кукол, колясок и прочей атрибутики. Так как у девочек лучше развита мелкая
моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.
Когда в игре будет достигнут уровень развития, который
характеризуется принятием роли и умением осуществлять в определённой
последовательности ролевые действия, воспитатель может перейти к
решению вопросов связанных с обучением девочек и мальчиков выполнения
в игре социальных функций.
Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной
стороны призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или
иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная
устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я – мальчик и всегда буду
им». Но вместе с тем, современная ситуация развития общества
категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали рядом
преимуществ по половому признаку. Например, мальчики, как будущие
мужчины, в личных проявлениях, не должны демонстрировать только
мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны
быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим
людям, родным и близким. Девочки, как будущие женщины, помимо
традиционно женских качеств должны быть активными инициативными,
уметь отстаивать свои интересы.
Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей
во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого
ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми
ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что
воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом
нежном возрасте, не повлияет на развитие личности. Проявление у девочек и
мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в
современном обществе.
Используемая литература:
1. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2001 г.
2. Полоролевое развитие детей 5-7 лет/Щетинина А.М., Иванова О.И. М., 2010 г.
3. Аспекты гендерного воспитания / Доронова Т.Н.// Обруч 2009 г.