Просмотр содержимого документа
«Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
«Через сказку, фантазию, игру,
через неповторимое детское творчество —
верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка, фантазия — это ключик,
с помощью, которого можно открыть эти истоки,
и они забьют животворными ключами»
В. А. Сухомлинский.
В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений, особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Художественное восприятие является активным для детей дошкольного возраста процессом, пробуждающим их нравственные качества, и, прежде всего, человечность.
Ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасную царевну, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений, которые так свойственны речи своего ребенка.
Сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
У маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок,с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
С помощью сказки у ребенка развивается:
умение слушать;
умение познавать;
умение сравнивать, сопоставлять;
умение мыслить словами;
связную речь;
интерес к учебе;
мышление; внимание;
память; воображение;
мимику лица и жесты;
эстетические чувства;
чувство юмора.
Рекомендации родителям по чтению сказок детям:
1. Не забудьте познакомиться со сказкой предварительно
2. Постарайтесь найти и объяснить все сложные и непонятные слова, встречающиеся в тексте (можно в процесс или после рассказывания)
3. Сказку лучше рассказывать, чем читать, старайтесь очень выразительно, передавая речь героев, выделять интонационным голосом, жестом, мимикой особенности интонации.
4.Делайте паузы, логические ударения, выделяйте главные слова, идею произведения.
5. После прочтения побеседуйте с ребенком (обсудите поведение персонажей, мотивы их поступков, рассмотрите при этом иллюстрации из книги)