Просмотр содержимого документа
«Роль заучивания стихотворений в развитии словесно-логической памяти у детей дошкольного возраста.»
Роль заучивания стихотворений в развитии словесно-логической памяти у детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле- и радиопередачи [4]. Это касается всех деток, в том числе и детей с речевыми нарушениями, которые отличаются низким уровнем внимания, сниженной словесно-логической памятью и продуктивностью запоминания, низкой активностью припоминания, отстают в развитии наглядно-образного мышления, что значительно обедняет и сокращает их пассивный и активный словарь.
Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка .
Стихотворная речь лучше запоминается. В поэтических образах – стихах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, расширяет его кругозор. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию : в них дети познают лаконичность и точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают её ритмическую и метрическую организованность, созвучие стихотворных строк [4].
Заучивание стихов – один из испытанных приемов развития словесно-логической памяти. А легко запоминать стихи могут дети с хорошей памятью. В это понятие входит объем запомненной информации и быстрота запоминания. Имеется в виду точность запоминания, а также время хранения информации. Память ребёнка – дошкольника развивается постепенно. С возрастом увеличивается роль опосредованной и словесно-логической памяти. Чем старше становится ребёнок, тем большее количество материала усваивается именно благодаря этим видам памяти . С 5 лет уже можно развивать опосредованную память, которая представляет собой особую деятельность ума, специально направленную на запоминание чего-либо, и связанную с использованием особых приемов запоминания [2,6].
Исследования психологов подтверждают, что для запоминания текста дошкольнику нужно 8 – 10 раз повторить стихотворение, но не на одном занятии, и раза 2 – 3 припомнить в дальнейшем. Р.Бэндлер, В.Макдональд, занимаясь нейро – лингвистическим программированием, отмечают, что воспоминания есть прямое следствие визуального образа, который мы «держим» глазами своего воспоминания [5].
Учитывая это, продуктивным , на наш взгляд, является использование дополнительных приёмов, облегчающих запоминание предлагаемого материала, то есть проводить заучивание дошкольниками стихов с опорой на наглядно – иллюстративный материал, с помощью зрительных опор. Интересен в этом плане опыт педагогов Н.М.Гордеевой, Н.Е.Васюковой, которые представили для детей 3-5 и 5-7 лет стихи Г.Лагздынь и песенки народов мира сериями картинок – иллюстраций.
Поэтому, чтобы развивать словесно-логическую память ребёнка в старшем дошкольном возрасте, необходимо активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов с помощью зрительных опор, используя наглядно – иллюстративный материал.
При заучивании стихов наиболее эффективным является использование мнемотаблиц, позволяющих логически запоминать текст через смысловое соотнесение – один из способов логического запоминания текста.. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование опосредованной памяти.