kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Розвиток фонематичного слуху та фонематичного сприймання у дітей з порушеннями мови

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фонематические процессы включают в себя:

  • фонематический слух
  • фонематическое восприятие
  • фонематические представления

Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Розвиток фонематичного слуху та фонематичного сприймання у дітей з порушеннями мови»

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста


Фонематические процессы включают в себя:

  • фонематический слух

  • фонематическое восприятие

  • фонематические представления

Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова».

Что такое фонематическое восприятие? «Специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова». В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления.

Под фонематическим анализом мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова – разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова – слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Исследования лингвистов показали, что уже к двум годам, а точнее к году и семи месяцам, ФС ребёнка оказывается сформированным.

Однако хорошо известно, что речь двухлетнего ребёнка по своему звуковому составу резко отличается от речи взрослого, изобилуя разного рода неправильностями и неточностями. Поэтому мы говорим о необходимости специальных звуковых упражнений для развития фонематического восприятия дошкольников.

Заслуженный учитель РФ, логопед высшей квалификации Т.А.Ткаченко рекомендует в своих методических разработках «переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова только после достижения ребёнком определённого (начального) уровня фонематического слуха, а также сформированности у него произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи».

Целесообразно начать обучать детей действию звукового анализа слов с четырех лет в учебной деятельности – на специальных занятиях.


Этапы развития фонематического восприятия

1. Развитие неречевого слуха.

На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.

Упражнения включают задания на распознание:

  • звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);

  • звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);

  • действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).

  • Проводятся игры на узнавание голосов товарищей и голосов других людей, мелодий.

2. Развитие речевого слуха.

  • Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;

  • Различение слов, близких по звуковому составу;

  • Дифференциация слогов;

  • Дифференциация фонем;

3. Развитие навыка элементарных форм звукового анализа и синтеза.

Этот этап имеет определённую последовательность:

  • Введение понятия звук;

  • Введение понятия «гласный звук»;

  • Определение количества звуков в ряду гласных;

  • Определение места в ряду гласных (первый гласный, последний гласный, в середине слова – кит, дом, мак);

  • Дифференциация понятий «гласный – согласный звук»;

  • Выделение согласного звука в конце слова (порядок знакомства с согласными определяется появлением звуков в онтогенезе, их сохранностью в детской речи);

  • Выделение первого согласного звука из стечения согласных;

  • Анализ и синтез обратного слога – АП;

  • Анализ и синтез прямого слога – МА;

  • Определение первого согласного из слогослияния.

4. Развитие сложных форм звукового анализа и синтеза.

  • Определение количества и последовательности звуков в слове.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Розвиток фонематичного слуху та фонематичного сприймання у дітей з порушеннями мови

Автор: Петуніна Олена Вікторівна

Дата: 22.04.2017

Номер свидетельства: 410938


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства