Просмотр содержимого документа
«Руководство игровой деятельностью младших дошкольников»
Руководство игровой деятельностью младших дошкольников
Шубаева Е.А., воспитатель
МБДОУ детский сад №4 «Солнышко»
Когда ребенок совсем маленький, только начинает различать предметы и тянуться к ним, мы пристально наблюдаем за этим и всячески стимулируем его к новым подвигам. Чем больше мы наблюдаем за ним, тем больше у нас возникает вопросов о том, как правильно и интересно развивать малыша, как построить по-настоящему развивающие занятия для него? Во-первых, важно знать, что малышу необходима частая смена видов деятельности (через каждые 15-20 минут), чтобы малыш не скучал и не уставал. Маленькие дети усваивают информацию очень легко и быстро, но долго не будут вас слушать. Если вы хотите посвятить занятия час или полтора то вы должны иметь в запасе сразу несколько вариантов интересных занятий: пальчиковые игры, рисование, лепка и многое другое.
Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев, чем «умнее» детские ручки, тем более развит ребенок. Поэтому большую часть занятий с малышами нужно направлять на работу рук. Ручная работа учит терпению и творчеству, заставляет работать фантазию. Лепка, рисование, аппликация и многое другое - это полезные занятия для рук. Лепка- это очень полезно. Мягкий кусочек пластилина в ладошках малыша меняет форму и ему это интересно. Место пластилина можно использовать соленое тесто. Рисование - истинное удовольствие для малыша особенно, если он чувствует, что делает что-то стоящее, а не просто мажет по бумаге. Теперь несколько слов об аппликации. Ну, казалось бы, какая может быть аппликация, если ребенок еще ножниц в руках не держал? Тут важно продумать и приготовить все заранее. Возьмите лист бумаги (можно цветной), придумайте для какой либо сюжет (зима, листопад, солнышко и тучи и т.д.) и наклеивайте вдвоем готовые формы.
Продумывая чем заняться с малышом в течение дня, не забудьте о чтении. Ежедневные чтения крайне важны для малыша: появляются общие сопереживания, появляются темы для разговоров и для поделок. Если хотите подойти более серьезно к чтению ребенку книжки, то прочитайте выбранную вами книжку заранее, подберите персонажей из имеющихся у вас игрушек. Читая книжку, показывайте малышу действующих лиц, обращайтесь к нему с вопросами о прочитанном или попробуйте разговаривать от имени персонажей книжки. После такого чтения малых запомнит сюжет и персонажи книги.
Не забывайте о пальчиковых играх. Чего только нельзя сделать из пальчиков сначала своих, а потом и своего ребенка. Легче начать с самого знакомого - сорока-ворона, коза-дереза.
Создать угол – «крышу» - пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом». Или животных, например, жука:
Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами».
Но малыш не только хочет клеить, рисовать и слушать сказки, но и естественно играть в игрушки. Пирамидки и пазлы, которых сейчас огромное множество, помогут малышу развивать логику. Бумажные пазлы, где нужно составить картинку, детям до 2,5 лет собирать очень трудно, поэтому лучше начать с деревянных, где у частей, которые надо убирать или вставлять, есть специальная ручка, чтобы ухватиться. Пирамидку тоже можно отнести к разряду игр на развитие логики. Приобретая пирамидку необходимо обратить внимание на толщину оси: она бывает одинаковая по всей высоте, а ребенку удобнее нанизывать на конусообразную ось. Используя пирамидки-игрушки из дерева мы развиваем моторику и логику ребенка.
Нужно постоянно прислушиваться и приглядываться к ребенку - если уже хорошо справляется с предлагаемыми заданиями, можно и нужно усложнять задания.
Литература:
1. Воспитание и обучение детей раннего возраста. /Под ред. Л.Н. Павловой. - М.: Просвещение, 1986.
2. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях.- М.: Просвещение, 2006.
3. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях./Под ред. М.А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986.