- продолжать знакомить детей с бытом русского народа.
- расширять словарь детей;
- закрепить знания о печи как о неотъемлемой принадлежности русской избы;
-продолжать учить детей отвечать полным предложением.
Развивающие: развивать мыслительные способности путём загадывания загадок и определение последовательности работы; развивать умение строить из конструктора модель по схеме; развитие общей моторики.
Воспитательные: чтить традиции русского народа; воспитывать бережное отношение друг к другу и труду; вспомнить правила поведения в музее.
Материал: аудиозапись русской народной мелодии, макет печи, герой в русском наряде, строительный материал настольный.
Ход занятия
- Ребята, мы сегодня оказались в музее, и я хочу обратить Ваше внимание на один предмет. Но сначала отгадайте загадку:
В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
Что это?
Дети: - Это печь.
2. Рассказ – знакомство с экспонатом музея: фоном звучит русская народная мелодия. Правильно, печь.
Проходите, давайте рассмотрим печку, которая стоит в Нашем музее.
В старой русской избе была всего лишь одна комната и почти половину ее занимала печка.
Русская печь – удивительное изобретение. «Без печки хата – не хата» - так говорили русские люди.
Как вы, думаете для чего нужна печь?
В те далекие времена и хлеб пекли и всю еду для людей и живности готовили в печи. К тому же русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду, обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. На печке можно даже было спать. Особенно любили это делать старики и ребятишки.
Чугунок в печь
С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага.
Давайте рассмотрим макет печки повнимательнее и прислушаемся к новым словам…
Устье русской печи закрывали заслонкой.
Печка стояла, как правило, слева от входа. Угол, к которому печь была повернута устьем или топкой, назывался бабьим кутом. Здесь хозяйничали женщины, и за занавеской находился небольшой стол и стенная полка, где размещались предметы кухонной утвари…
Физкультминутка.
Встаньте, ребята на ковер, давайте будем выполнять движения по тексту.
На горушке – избушка,
Живёт в ней старушка.
Сидит на печи, жуёт калачи.
Картинка Емели
Ребята, кто это? Из какой сказки к нам пришёл этот сказочный герой? (ответы детей)
Правильно. Из сказки «По щучьему велению».
Здравствуй, Емеля! Нельзя всё время лежать на печи, нужно учиться и работать!
А нам с ребятами хотелось бы узнать, откуда у тебя печь. Расскажи нам.
Емеля:
"Догадлив крестьянин, на печи избу поставил" – гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы.
Сложить хорошую печь – дело непростое. Лишь специалист-печник брался за эту ответственную работу.
Сначала прямо на земле устанавливали опечье – небольшой деревянный сруб. На него настилали доски и выкладывали на них днище печи –ровное, без наклона, иначе выпекаемый хлеб получался кособоким. Над ним сооружали из камня и глины свод печи.
Ребята Вы поняли из рассказа Емели, как называлась профессия человека, который мог сложить печь?
Дети:
Печник
Конструирование:
Ребята, а давайте, и мы испробуем свои силы. Будем настоящими печниками
Дети подходят к столам, на которых разложены наборы деревянного конструктора. Они строят печки из настольного строительного материала.
Воспитатель с детьми обсуждают постройки, выбирают самые лучшие постройки .