Просмотр содержимого документа
«Русский фольклор и его значение в воспитании детей раннего возраста.»
Русский фольклор и его значение в воспитании детей раннего возраста.
Содержание Введение Роль фольклорных произведений в воспитании детей Загадки О роли игр – забав в жизни дошкольника Значение сказки в гуманизации воспитательного процесса Заключение Литература Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 ВВЕДЕНИЕ Раннее детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющей нежным румянцем, восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающий день, и мы говорим: "Доброе утро!" "Доброе утро..." Ранний период жизни ребенка. Он во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны духовно обогатить среду, в которой он растет, расцвести всеми цветами радуги, заложить предпосылки высоких человеческих начал. А что может духовно обогатить среду9 Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлого, поступь настоящего и будущего. И звучат из поколения в поколение материнские колыбельные песни, сказы, потешки, небылички, поговорки, басенки. Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Особенность его - он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы, танец. Научная работа Павловой Л.Н. экспериментально подтвердила следующие важные положения. Первое: обогащение педагогического процесса фольклором - действенный метод, гуманизация воспитания с первых лет жизни ребенка. Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста. Третье: детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации. Данные показатели: начальные знания об окружающем, как бы ни был мал ребенок, в первую очередь связаны с познанием человека: человек и его действия, затем виды деятельности. Предметы окружающей действительности познаются непосредственно, усваивается функциональное назначение предметов, закрепленное общественно исторической практикой. Сложный путь его познавательного развития лишь только начинается, и произведения народного поэтического творчества помогут ему в этом. Но если ребенок первого года жизни "идет" на речевой и эмоциональный контакт со взрослым, реагируя в основном интуитивно на интонационную выразительность фольклорного произведения, то на втором году жизни особую роль начинает играть понимание текста. Ведь художественное произведение рассчитано на образное восприятие читающего и слушающего. Произведение воздействует на воображение, вызывает душевный отклик, пробуждает чувство сопричастности. Описываемая ситуация создается в воображении посредством художественного слова. РОЛЬ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых маленьких. Таким образом, детский фольклор делится на три группы. Произведения первой группы открываются колыбельными песнями. Их назначение убаюкать, усыпить малыша. Младенца, когда он начинает узнавать близких, протягивать ручки, ходить, взрослые забавляют разными песенками и короткими стишками. Ими сопровождают первые движения ребенка - это так называемые пестушки. К ним примыкают потешки - песенки и стишки к первым играм малыша с пальцами, ручками и ножками. Спустя некоторое время его начинают забавлять песенками и стишками, интересными прежде всего своим содержанием, - это прибаутки. Вторая группа, состоящая из произведений, созданных взрослыми и перешедших со временем к детям, включает в первую очередь заклички и приговорки. В остаточной форме они хранят древние, бывшие в свое время принадлежностью "взрослого" фольклора обращения к солнцу, дождю, радуге, весне, животным, насекомым и птицам. Так как эти произведения связаны с временами года, с календарем, народными праздниками, их принято объединять в один цикл календарного детского фольклора. Особый жанр детского фольклора этого рода образуют игровые припевы и приговоры, нераздельно соединенные с элементами драматического представления в игре. Сюда можно отнести и считалки. Считалками открывается и собственное творчество детей. Кроме считалок среди жанров третьей группы произведений надо называть также жеребьевые сговорки, дразнилки, поддевки и, по-видимому, скороговорки. Многозначность и многогранность фольклорной тематики требуют от педагога не только умения владеть некоторыми художественными навыками исполнения, но и душевной щедрости, полноты чувства и личной сопричастности. Прекрасно, если воспитатель может привнести в занятие элементы артистич-ности, индивидуальности в исполнении народных произведений. Тогда занятия будут проходить не в традиционной форме /учебной деятельности/, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у ребят разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т.п. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда некоторого баловства - вот в чем приоритет фольклорных занятий. На фольклорные занятия распространяются общие дидактические принципы, разработанные для детей раннего возраста. Они имеют свою специфическую выраженность и для данного вида занятия. Рассмотрим эти принципы подробнее. Принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть - активное соучастие и сотворчество и педагога и ребенка. Воспитатель должен, во-первых, приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали, соответственно коллизиям развертывающегося сюжета. Я подчеркиваю: всего произведения, не удовлетворяясь чисто внешним, эмоциональным реагированием на ритмический рисунок произведения, без ориентировки на его смысловое содержание. Исключение составляют некоторые произведения для маленьких, рассчитанные именно на игру слов. Это скороговорки или подговорки типа: "Чики-чики, кички", "Ай, тюшки-тюшки, тюшки", "Дыбок-дыбок, дыбо-чек! Скоро Сашеньке /Олечке/ годочек! Целый годок! Дыбок-дыбок!" и т.п. Во-вторых, расширяя понимаемую речь ребенка, необходимо формировать активный словарь во взаимодействии со взрослым. Поэтому на занятии создаются условия, чтобы у малышей полутора лет возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения – что-то подтвердить или возразить /хотя бы используя набор самых простых слов: "да", "нет", "так", "вот", "вот так" и т.п./. Но эта речевая активность возникает только в том случае, если педагог сумеет заинтересовать своих воспитанников. В-третьих, педагог должен вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа. Иными словами, необходимо эмоциональное взаимодействие. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, как бы заражает малыша своим настроением. В-четвертых, необходимо активное, действенное соучастие ребенка. Педагог предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу развертывающихся текстовых коллизий, например попоить цыплят из ведерочек /у каждого ребенка должно быть маленькое ведерочко/; убаюкать куколку /у каждого ребенка куколка, завернутая в одеяльце/; показать, как цыплята ходят и клюют зернышки; поиграть /постучать/ на деревянных ложках /у каждого пара деревянных расписных ложек/; спеть песенку, потанцевать и т.д. При этом постепенно педагог побуждает малышей проявлять самостоятельность. Давая собственную оценку, он действенно разворачивает ход своих мыслей, обосновывая то или иное решение, тот или иной выбор; учит по аналогии самостоятельно давать оценки, искать рациональный выход из ситуации и т.п. Уже во второй половине учебного года дети полутора-двух лет учатся выражать словами свое отношение к происходящему, скажем, отвечать, кто больше всех понравился, чей домик самый красивый, хорошо ли поступила кисонька и т.п. Разумеется, мнение полуторагодовалого ребенка- это еще не проявление нравственных убеждений, устоявшихся взглядов или суждений. Самостоятельность только формируется, она элементарна, фрагментарна, зависима от ситуации и порой проявляется в неожиданной и забавной форме. Малыши в прямом смысле воспринимают действия персонажей /курочки, ушедшей за водичкой, чтобы напоить цыплят; сороки, варившей кашу; котика, откусившего пирожок, и т.п./, не понимают действий "понарошку" /курочка, пришедшая с речки с пустым ведром, вызывает недоумение: "А где же вода'?* Чем поить цыплят?/. Сказанное позволяет заметить: дети второго года жизни исключительно чутко воспринимают окружающий мир, тем не менее ещё не могут обобщить предметы и действия по существенным признакам; перенос действий часто совершается неадекватно ситуации, а действия по аналогии лишены точности. Исключительную роль в развитии активности играет подражательная способность. Натуралистичность персонажей /например, петушок на картинке должен быть изображен реалистично/ или их действий в причинно-следственных отношениях помогает на первых порах приобретать изначальный круг знаний, который начинает постепенно обрастать взаимосвязями. Понимание ситуации - необходимое условие активности детей на занятии. Воспитатель должен помнить: детское восприятие в этом возрасте ситуативно, поэтому так важно донести до малышей суть фольклорного произведения, развертывающихся событий. Тогда он сможет постепенно вводить детей в воображаемую ситуацию, учить выполнять действия "понарошку", понимать условное игровое взаимодействие со взрослым и т.п. Эта способность у детей начинает формироваться к концу второго и на протяжении третьего года жизни. Но элементы ее следует закладывать уже в начале второго года жизни, постепенно переводя детей от натуралистичности и конкретики восприятия к образности. Один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором - принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей, А это немаловажный фактор. Ведь, как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности. Их внимание носит летучий характер. Ориентировочное подкрепление выступает как метод, реализуемый приемами в течение занятия. И в этом аспекте эмоциональные воздействия поддерживают ориентировочную активность на основе введения ориентировочных подкреплений различной модальности /зрительных, слуховых стимулов/. Поясним это положение более развернуто. Ситуации внезапного появления или исчезновения персонажей связаны с сюрпризностью, что поддерживает непроизвольное внимание детей. Этот прием, очень сильный по своему воздействию, нецелесообразно слишком часто использовать в процессе занятия, так как дети привыкают взаимодействовать со взрослым только при условии сильного ориентировочного подкрепления. А это не способствует развитию произвольности поведения. И, тем не менее, ориентировочные подкрепления необходимы, поэтому разумнее их строить с частичной заменой. Например, кукла поменяла платье, у нее появился бант другого цвета; котик сидел, ушел, затем пришел и лакает молоко, спит, т.е. проделывает самые разнообразные действия, оставаясь в том же виде; а вот он уже в другом виде: "Пошел котик во лесок, нашел котик поясок, нарядился, воротился..." и т.п. Воспитатель пользуется ориентировочным подкреплением на основе слуховых ориентировочных реакций: его голос звучит то очень тихо, то громко; то медленно, то быстро: иногда он говорит нараспев, растягивая гласные, пользуется речитативом, употребляя соразмерные паузы и т.п. Это приемы, рассчитанные на подкрепление на основе слуховых ориентировочных реакций, которые и обеспечиваются эмоциональностью педагога. Вместе с тем дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых. Они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога, особым образом реагируя на его голос, настроение, мимику, жесты. Эти проявления легко копируются; поэтому для малышей они выполняют информатив-ную роль. Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми раннего возраста принцип наглядности, т.е. используемые наглядные средства /игрушки, картинки, пособия и т.п./, с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, точные, сжатые /иначе за потоком слов потеряется смысл текста/ подкрепляются показом наглядного дидактического материала. Показ - основной метод принципа наглядности - может быть фрагментарный /основные эпизоды произведения/ или полный /последовательные эпизоды произведения/, с использованием различных наглядных средств. Использовать можно пособия плоскостные и объемные. Малые фольклорные формы /песенки, потешки, стишки, подговорки и пр./ - прекрасный речевой материал, на основе которого у ребенка уже во втором полугодии начинает отрабатываться понимание текста. Прежде всего возникает ситуативная связь между смысловым общим содержанием произведения и конкретным действием, которое отражает его. Именно конкретное, ситуативное действие ребенка, которое понятно ему и приобретено через практический опыт, сочетающееся неоднократно со словом /в данном случае с потешкой, песенкой/, приобретает на ранних этапах детства смысловое содержание. Появление этого навыка можно считать эпохальным событием в развитии ребенка, так как он в самой элементарной форме начинает реагировать не только на звуковое оформление произведения, но и на его содержание. Поясним это положение, так как оно чрезвычайно важно. Если ребенку неоднократно прочитывают одни и те же поэтические строки, сочетающиеся с определенной ситуацией, то он усваивает их общую смысловую направленность, например: Баю-баю-баиньки... В огороде заиньки! Баю-баю-баюшки... Не ложись на краешке! Или: Баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай! Или: Баю-баюшки-баю… Баю деточку мою... Сочетание "баю-бай" всегда связано для ребенка с укладыванием спать, это им пережито и приобретено в собственном опыте. Поэтому, как только малыш слышит знакомые сочетания слов, они ситуативно начинают ассоциироваться в его сознании с конкретной действительностью. Экспериментальное исследование показало, что это положение является еще одной скрытой пружиной действенного влияния народной поэзии на умственное, познавательное развитие ребенка раннего возраста. Вместе с тем следует отметить: это "внутреннее", скрытое богатство малых фольклорных форм должно быть прежде всего открыто взрослым. Именно взрослый, используя перлы народной педагогики и мудрости, привносит посредством умелой интерпретации слова, жеста, действия и смысловое содержание - открывает его ребенку в доступной форме. Малышу становятся "сигнальными" по смысловому содержанию звукосочетания-наигрыши /"Ай, та-ту, та-ту, та-ту! Ай, та-ту, ай, та-ту!"/. Малыш в ответ начинает приплясывать. В другом случае слова. "Кап-кап, шлеп-шлеп!" ассоциируются у него с ситуацией купания и т.п. Народные произведения рассчитаны также и на такой эмоциональный прием, как обращение к ребенку по имени. Анализ этой особенности фольклористики для маленьких показал: стихотворное обращение к ребенку активизирует его. Разыгрывание потешки, в которой слышится имя ребенка, побуждает к большему осмыслению содержания: Пошел котик на Торжок, Купил котик пирожок, Пошел котик на улочку, Купил котик булочку. Самому ли есть Или Бореньке /Сашеньке, Олечке, Мишеньке/ снесть? И я сам укушу, Да и Бореньке снесу. Потешка помогает ребенку "открыть" себя /вот он, оказывается, кто: Боренька!/, делает его как бы соучастником действия. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. В подтексте звучит, что ребенок для взрослого - высшая ценность, несравнимая ни с какими богатствами мира. Запомним: фольклорные произведения для маленьких несут в себе высшие гуманистические ценности, вечные категории жизни, обновляющиеся красотой и любовью, потому что ребенок - вершина человеческой любви. Народное поэтическое слово, предназначенное маленьким, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум /"Коленька хороший, Коленька пригожий", "Этот конь-богатырь для Алеши-удальца", "Маша черноброва", "Расти, косынька, до пят, все волосыньки в ряд" и т.д./. Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений; они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для маленьких - народная дидактика, школа материнства ЗАГАДКИ. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность". Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства и речи–описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения. Систематическая работа по развитию у детей навыков речь – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Необходимо иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень ёмко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины. Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка О РОЛИ ИГР – ЗАБАВ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА, Среди разнообразных игр, используемых в педагогическом процессе дошкольных учреждений, одно из ведущих мест по праву принадлежит играм, созданным на народном материале, играм-забавам. В этих играх отражались веками складывающиеся отношения между людьми и миром людей и миром природы, что и определяет их огромное воспитательное значение. Кроме того, в них есть тот богатейший материал, который с незапамятных времен использовался в народной педагогике, т.е. фольклор. Русский народ - мастер на всякого рода присказки, прибаутки, пословицы, поговорки; созданный им язык богат образными разговорными формами, и это богатство родного языка, традиций, жизненного уклада, житейских заповедей может быть донесено до детей с помощью народных игр. Изучение и анализ народных игр позволяют сделать удивительный вывод: они точно соответствуют законам физического и интеллектуального развития ребенка и составляют своего рода систему, сопровождающую маленького человека с момента рождения и до вступления в самостоятельную жизнь. Народные игры как средство воспитания подрастающего поколения получили самую высокую оценку со стороны таких выдающихся педагогов, как К.Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Е.И.Тихеева, А.А. Симонович. Так, Ушинскому принадлежат слова: "Обратить внимание на народные игры, разрабатывать этот богатый источник, организовывать их и создавать из них превосходное я могущественное средство - задача будущей педагогики! " Игры-забавы в жизни детей дошкольного возраста играют весьма существенную роль. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью, ее выразительной лексикой. Запоминая слова потешек, песенок, сопровождающих игры, дети развивают память, внимание, воображение. Народные игры помогают в нравственном воспитании детей, в частности учат верности и взаимопомощи. Игры-забавы насыщены добрыми чувствами и юмором, они всегда осуждают отрицательные качества, дают заряд бодрости и теплоты. Многие из них связаны с выполнением определенных движений / бег, прыжки, метание/, тем самым они могут оказать помощь в физическом воспитании, в укреплении здоровья. Игры-забавы могут быть использованы и для развития детского творчества ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКИ В ГУМАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. Трудно представить мир ребенка без сказки. "Детство" и "сказка" - понятия неотделимые. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда, как чудо, как радость, как память. Сказка заняла настолько прочное место в жизни ребенка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст "возрастом сказок". Сказки хороши тем, что в них нет длинных и томительных рассуждений. Разнообразие и напряженность действия создают у ребенка постоянный и неослабевающий интерес. Сказочные образы близки по своему характеру образам воображения ребенка. Своим содержанием сказки вызывают у детей энергию, готовность к борьбе за правду, справедливость, свободу. Ребенок очень живо и эмоционально воспринимает описанные события, мысленно участвует в них. Он активно сопереживает героям, радуется и горюет вместе с ними. Другая существенная особенность эстетического восприятия дошкольника состоит в том, что нравственная оценка, которую ребенок даёт произведению искусства, влияет и на эстетическую оценку ребенком произведения. Для малыша например, "хорошая" сказка - это та, в которой "хороший" конец и где справедливость торжествует. Отмечается своеобразный подход ребенка к некоторым видам художественных произведений, как и образам реальности, когда он начинает оценивать художественные произведения, в том числе и сказку, с точки зрения их соответствия окружающей их жизни. Самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку, - сказки о животных. Звери, птицы в них похожи и не похожи на настоящих. Идет петух в сапогах, несёт на плече косу и кричит во все горло о том, чтобы шла коза вон из заячьей избушки, иначе быть дерезе зарубленной /"Коза-дереза"/. Волк ловит рыбу - опустил хвост в прорубь и приговаривает: "Ловись рыбка, и мала и велика!" /"Лиса и волк"/. Лиса извещает тетерева о новом "указе" - тетеревам без боязни гулять по лугам, но тетерев не верит /"Лиса и тетерев"/ Легко усмотреть во всех этих сказках неправдоподобие: где это видано, чтобы петух ходил с косой, волк ловил рыбу, а лиса уговаривала тетерева спуститься на землю? Ребенок принимает выдумку за выдумку, как и взрослый, но она привлекает его необычностью, непохожестью на то, что он знает о настоящих птицах и зверях. Больше всего детей занимает сама история: будет ли изгнана коза-дереза из заячьей избушки, чем кончится очевидная нелепость ловить рыбу хвостом, удастся ли хитрый умысел лисы. Самые элементарные и в то же время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности - ложатся в сознание и опреде-ляют для ребенка нормы поведения. Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка - тянут-потянут, а не вытянуть им репки. И только тогда, когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, ёмкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку, лишь когда он вырастет. Тогда сказка обернется к нему многими гранями. Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже маленькая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку. "Курочка-ряба" в народном варианте, хорошо представленном, например, в обработке писателя А.Я.Толстого, несет в себе столь же важную для воспитания мысль. Снесла курочка яичко, бежала мышка, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Стал дед плакать, бабка рыдать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились, рассыпался тын, верх на избе зашатался. А весь переполох - от разбитого яйца. Много шума из ничего! Сказка смеётся над пустяшной причиной стольких нелепых последствий. Дети рано приучаются верно оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, - вот он и попался лисе. /"Колобок"/. В сказке о теремке рассказывается о совместной дружной жизни мухи, комар, мыши, лягушки, зайца, лисы и волка. А потом пришел медведь - всем "пригнётыш" - и не стало теремка /"Теремок"/. В каждой сказке о животных есть такой смысл, который полезен ребенку, ведь он должен определять для себя место в жизни, усваивать морально-этические нормы поведения в обществе. Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт, верно, уловил особенности детского восприятия. Сказки "Репка", "Курочка-ряба", "Колобок", "Теремок" и некоторые другие удерживают внимание ребенка особой композицией: эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию. Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову бежит курица по воду - петух проглотил зерно и подавился, река воды не дала, просит дать ей листа с липки. Курица - к липке, липка просит нитку от девушки и пр. В конце концов, курица принесла воды, петух спасен, но скольким он обязан спасением! /"Петушок и бобовое зернышко"/. Ирония сказки понятна ребенку, ему нравится и то, что сколько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра и зла. В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки ведают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки. Его выгнала коза. Петух прогнал козу - радостям зайца нет конца. Весело и слушателю сказки. Резкое разграничение положительного и отрицательного - в природе сказок. У детей никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Петух - герой, лиса - хитрая и обманщица, волк - жадный, медведь - глупый, коза - лживая. Это не примитивность, а та необходимая простота, которая должна быть усвоена ребенком прежде, чем он будет готов воспринять сложные вещи. В сказках о животных много вставных песенок: поет лиса льстивую песенку петуху: "Петушок, петушок, золотой гребешок, масляна головушка, шёлкова бородушка…", поёт петух, призывая на помощь кота: "Несёт меня лиса за темные леса...", поёт коза перед дверью дома: "Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся ." поют волк, медведь и др. персонажи. Сказки изобилуют веселыми присловьями: "лиса – при беседе краса", "заюнок – кривоног, по горке скок", "комар-пискун", "муха-горюха". Песенно-ритмическое начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит его, придаёт сказке черты необычного, свойства игры. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания. Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим. Подчеркнем: именно это открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса. Малые фольклорные формы я использую в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время "тяжелого расставания" с родителями переключаю его внимание на яркую красочную игрушку/ кошку, петуха, собачку/, сопровождая ее движения чтением потешки. Например: Вот, собачка, Жучка, Хвостик – закорючка, Зубки острые, Шёрстка пёстрая… В период привыкания к новой обстановке малыш скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми, поэтому необходимо подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку - воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, в адаптационный период я использую такие потешки как, например: Вот проснулся петушок, Встала курочка. Подымайся, мой дружок, Встань, мой Юрочка. или: Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Ванечка - хороший! Ванечка - пригожий! Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывание ее спать. Очень большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются успокоить, приговаривая: «Не плачь, не плачь, куплю калач». Мы вводим в игры - забавы хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре - забаве «Моя доченька» малыши слышат уже знакомые им «Баю-баюшки-баю», «Катя, Катя маленькая...». В развлечении «Солнышко, загляни в окошечко»: Солнышко, солнышко, Загляни в окошечко. Ждут тебя детки, Ждут малолетки. Дождик, дождик, Полно лить, Малых детушек мочить. В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:
Петушок, петушок, Золотой гребешок, Что так рано встаешь, Деткам спать не даешь Наши уточки с утра: Кря,кря, кря. Наши гуси у пруда: Га-га! Га-га! Га-га! Наши курочки в окно: Ко-ко, ко-ко, ко-ко...
На дубочке, Тут сидят два голубочка. У них шейки голубые, У них перья золотые. В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов малыша нам помогают малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. У нас на группе подобрать соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формируют умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке находятся книги - игрушки, книги - раскладушки, книги - картинки, книжки - малышки. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек. Очень хорошо воспринимаются детьми совместные игры, сопровождаемые потешками. Чтение потешки сочетается с движениями, которые выполняют все малыши одновременно. Это и игры с пальчиками: "Сорока-белобока" Сорока-белобока, Печку топила, Кашку варила Деток кормила Этому дала, этому дала Этому дала, этому дала, А этому не дала Ты печку не топил, кашу не варил Тебе и нет ничего. И прибаутки /"Ладушки-ладушки"/ В игре "Ладушки " я использовала имена всех детей: "..маслом поливала, детям давала: Саше два, Лёше два, Насте два". При этом касалась ладошек каждого ребенка своими руками. На мой взгляд, такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического "поглаживания", когда ребенок чувствует внимание к себе лично. Разрабатывая занятия, я прилагаю все усилия к тому, чтобы каждый малыш участвовал в нем не только голосом, но и движениями. Например, на занятии по художественному чтению читаю потешку "Котя, котенька, коток", затем предлагаю накормить котика молочком. Дети делают из ладошек "тарелочку" и угощают котика. Каждое занятие я стараюсь сделать игровым, максимально приблизив тему к знакомой ребенку обстановке. Очень эффективен приём использования художественного слова во время режимных моментов, простые, короткие, потешки побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должнысоответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся, должна быть понятна детям. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя - помочь им в этом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Анализ народных произведение для маленьких показал: их тематика в своей основе раскрывает опыт первоначальной ориентировки детей в окружающем и соответствует статусу познавательной деятельности, характерной для раннего возраста. В потешках, песенках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки - без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения - это удивительное ожидание радости, светлое восприятие взрослого человека, приятие его непререкаемого авторитета и ожидание.. ожидание добра, добра и только добра. Простота малых фольклорных форм не имеет ничего общего с упрощенностью. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не примитивен; ребенок несмышлен, но не глуп; ребенок беспомощен, но в нем сила роста; ребенок для матери, но уже не для нее, а для мира. Эти крохотные произведения философичны в своей основе, потому что обращены внутрь человека. Уже в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа. Третий год для ребенка - это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Русские народные песни (составитель В.В. Варганова). М., 1988. 2. Селиванов В.В. Год русского земледельца. М.,1987. 3. Аникин В. П., «Русская народная сказка», М.:Художественная литература, 1984; 4. Гауак В. М., «Фольклор и молдавско-русско-украинские связи», М.: Наука, 1975; 5. «Вопросы жанров российского фольклора», Сборник статей, М.: МГУ, 1972; 6. Хрестоматия для маленьких.(составитель Елисеева Л. Н.) Москва. 1998 г Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. – М.: Дет. лит., 1988.
приложение 1 Потешки Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шёлкова бородушка, Что ты рано встаешь, Саше спать не даешь? Встань, малыш, еще разок, Сделай маленький шажок, Топ, топ! Ходит мальчик наш с трудом, Первый раз обходит дом, Топ, топ! Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись, Наша Танечка пойдет, Через киску упадет. Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик - наш малыш, А зову его Ванечка. или Этот пальчик - я Вот и вся моя семья. При умывании Теплая водичка - Моет Вове личико, Никитке - ладошки, Пальчики – Антошке. Водичка, водичка. Умой моё личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Ай лады, лады, лады Не боимся мы воды. Чисто умываемся, Детям улыбаемся. При причесывании: Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти косынька до пят, Все волосоньки в ряд. Расти коса не путайся, Дочка, маму слушайся. Во время приема пищи: Умница Катенька, ешь кашу сладеньку, Вкусную, пушистую. Мягкую, душистую. Травка-муравка со сна поднялась, Птица-синица за зерно взялась. Зайка – за капустку, Мышка – за корку, Дети – за молочко. При одевании на прогулку: Завяжу потуже шарф, Будем делать снежный шар, Шар покачу, гулять хочу.
Вот они, сапожки: Этот с левой ножки, Этот с правой ножки, Если дождичек пойдет, Наденем калошки; Этот - с правой ножки, Этот - с левой ножки. Вот так хорошо! Валенки - валенки Невелички – маленьки. Опушка бобровая Маша чернобровая. При укладывании спать: Дедушка-Вредушка, к нам не заходи! Дедушка-Вредушка, дом наш обойди. Нет у нас капризных деток – Нет. Нет! Видишь, спать ложимся? Видишь, выключаем свет! Спи, усни, дитя Серёженька Все ласточки спят, Все касаточки спят, Нашему Серёженьке спать велят. Вот и люди спят, Вот в звери спят! Птицы спят на веточках, Лисы спят на горочках Утки - на муравушке. Детки все по люлечкам Спят-поспят, всему миру спать велят. Баю-бай, баю-бай, Ты, собачка, не лай. Белолапа не скули, Нашу Таню не буди.
Ладушки-хлопушки, где бывали? Много ли работали? Что делали? Что ещё делали? Как? Кубики сложили?
-Да /хлопают левой ладошкой о правую, потом наоборот/ -Рылись в песочке, клали пирожочки /имитация движений/ -Кубики складывали. -Вот так! /показывают/ -Домик смастерили, тук-тук /сжимают пальцы в кулачок и стучат ими/ Вот какой большой с крышей и трубой /поднимают руки вверх/.
"Мальчик - пальчик" Мальчик-пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. /по ходу рассказывания потешки, дети загибают один пальчик за другим/ "Где же наши ручки?" Где же наши ручки? /руки спрятаны за спину/ Нету наших ручек! /2р./ Вот, вот наши ручки, Вот наши ручки! /показывают руки/ Пляшут, пляшут наши ручки, Маленькие ручки! /имитируют танцевальные движения/ Где же, где же наши детки? Нету наших деток! /2р./ /закрывают лицо руками/ Вот, вот наши детки, Вот наши детки! /показывают лицо, имитируют танцевальные движения Пляшут, пляшут наши детки, Маленькие детки. Где же наши ножки? Нету наших ножек! /2р./ /приседают/ Вот, вот наши ножки, Вот наши ножки! /встают и показывают ножки/ Пляшут, пляшут наши ножки Маленькие ножки! /танцуют/
приложение 3 СЦЕНАРИИ СКАЗОК ДЛЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ТЕРЕМОК Участвуют: ведущий, мышка, лягушка, залп, петух, мишка. В зале стоит домик-теремок. Ведущий. Жила-была мышка-норушка, серенькое ушко, Мышка по полю пошла, мышка теремок нашла! Мышка. Аи да терем, как хорош! Кто живет в нем - не поймешь. Буду жить в нём и работать, в гости звать к себе кого-то. Лягушка. Ква-ква-ква! Ну как красиво, теремок прямо на диво! Кто живет тут - отзовись и со мною подружись. Мышка. Мышка серая живет, тебя в гости к себе ждет. Будем вместе дружно жить, и работать, и дружить. Ведущий. И работа закипела. Дружно все взялись за дело. Вместе моют, вместе трут и всегда гостей тут ждут. По дорожке – угадай-ка! - кто бежит к нам, дети? Дети. Зайка! Ведущий. Увидал он теремок и на месте скок-поскок! Заяц. Терем прямо красота, а какая чистота... Кто живёт тут - отзовись и со мною подружись. Мышка и лягушка. Это мы - подружки: мышка и лягушка. Заходи скорее в дом, будешь другом нам во всем. Петух. Я иду - кукареку! - с острой саблей на боку. Ведущий. Петя терем увидал, крыльями он замахал. Петух. Аи да терем, хоть куда, постучу скорей сюда. Может, здесь друзья живут? Вот и Петя - тут как тут! Звери в теремке. Слышим стук в наш теремок. Кто стучит к нам? Петух. Петушок! Буду с вами я дружить, утром рано вас будить1 Звери. Приглашаем, заходи, утром песней нас буди! Ведущий. Дружно, весело живут, и в почете у них труд. Песни звонкие поют и гостей, конечно, ждут. Звучит "Песенка друзей" /муз. Савельева/ к мультфильму "Тимка и Димка". Ведущий. Мишка из лесу ушел, мишка теремок нашел. Скромно в двери постучал и проситься мишка стал. Мишка. Я - маленький мишка, я читаю книжки. Сказок много знаю, вам их прочитаю. Лягушка. Мы тебя, мишутка, знаем, тебя к чаю приглашаем. Только к нам не заходи, на полянке посиди. Теремок-то наш хорош, но в него ты не войдешь. Теремок-то очень мая, ну а ты большим уж стал. Мышка. Теремок ты нам сломаешь, разве сам не понимаешь? Мишка. Я согласен, выходите и со мною посидите. Заяц. Чаю сладкого, потом всем гостям своим нальем. Петух. Всех гостей мы приглашаем к нам прийти на чашку чая! Звери выходят из домика с угощением для детей. "ЛЯГУШКИ И ЦАПЛЯ" Участвуют: ведущий, три лягушки, цапля. Ведущий. Осень, дождик, за окном, не гремит уж в небе гром, на болоте с утра так и слышится... Три лягушки /хором/. Ква-ква! Ведущий. И о чем они болтают, лишь они, наверно, знают! 1-я лягушка. Осень, птицы улетают! Три лягушки /хором/. Ква-ква-ква /2 раза/. 2-я лягушка. Все лягушки это знают. Три лягушки /хором/. Ква-ква-ква /2 раза/. 3-я лягушка. Птицы в Африку летят и в тепле там жить хотят. Ведущий. Тут откуда ни возмись цапля прилетела. Над болотом покружила, у болота села. Цапля. Улетаю, улетаю, надоели холода. Всюду птицы улетают, всюду шум и суета. 1-я лягушка. Надо цаплю попросить нас с собою захватить! 2-я лягушка. Сколько можно здесь сидеть, хочу мир я поглядеть! 3-я лягушка. Ой, подружки, берегитесь, лучше с цаплей не водитесь! 1-я лягушка. В Африке тепло всегда, точно знаю, ква-ква-ква! 2-я лягушка. А как хочется лететь, мир огромный поглядеть. 3-я лягушка. Лучше здесь нам всем остаться. Цаплю нужно нам бояться. Ведущий. Цапля быстро обернулась, на лягушек тех наткнулась. Цапля. Очень видеть вас я рада, познакомиться нам надо. 1-я лягушка, Мы хотим вас попросить нас с собою прихватить. 2-я лягушка. Мы хотим лететь далеко, тут зимою одиноко. Ведущий. Открывает цапля рот - сейчас лягушку в рот возьмет! 3-я лягушка. Ой, спасайся кто куда! Цапля съест нас всех? Беда? Ведущий. И лягушки все от страха громко так сказали... Три лягушки /хором/. Лучше здесь зимой сидеть, чем в клюве цапли улететь? Ведущий. Лягушки прыгнули, пропали, как будто здесь и не болтали. "РЕПКА" Участвуют: ведущий, дед, бабка, внучка, Жучка, Мурка, мышка. Ведущий. Репку дед посадил, он старался что есть сил. Репка выросла на диво! Так вкусна и так красива! Дед. Надо репку уже рвать, бабку надо бы позвать. Ну-ка, бабка, не ленись и за мною становись. Бабка и дед тянут репку. Бабка. Надо внучку бы позвать, так нам репку не сорвать! Очень выросла большая и тяжелая какая! Ведущий. Стали внучку вместе звать, а потом тянуть опять. Внучка. Нет, не справимся опять, нашу Жучку надо звать. Ну-ка! Жучка, не ленись, за подол скорей берись! Ведущий. Жучка к внучке подбежала и за юбку тянуть стала. Только репка все на месте, нет, не вытянуть им вместе! Жучка. Гав-гав-гав, что за беда? Нужно Мурку звать тогда! Ведущий. Тут и Мурка подоспела, и они взялись за дело! Тянут славно, но беда: ни туда и ни сюда! Мурка. Кликнуть мышку не мешало б, только что вот тут бежала! Все вместе. Мышка, мышка, не ленись, с нами вместе потрудись! Мышка. Потрудиться я бы рада, а какая вдет награда? Мурка. Репки маленький кусочек ты получишь, мой дружочек. Ведущий. Станем вместе, скажем "Ух". Вытащили репку вдруг. И веселый хоровод возле репки тут пойдет. Взявшись за руки, все водят хоровод. В качестве музыкального сопровождения можно использовать русскую народную песню "Как у наших у ворот". Ай да репка, красота, И кругла ты и вкусна! Припев: Ай-люли, ай-люли, И вкусна ты и кругла! Да как дед тебя сажал, Как тебя он поливал! Припев: Ай-люли, ай-люли. Как тебя он поливал! Да как вместе мы взялись И немножко напряглись. Припев: Ай-люли, ай-люли, Да как вместе напряглись! Славный вырос урожай, Удивили мы весь край! Припев: Ай-люли, ай-люли, Удивили мы весь край! /Припев повторяется два раза./ НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА "ЗОЛУШКА" Участвуют: Золушка, две мышки, мыгака-королева, четыре гнома, свечка, два зайца, метель, снежинки. Золушка, Скоро полночь. Тишина. Золушка сидит одна. В эту полночь Новый год! Что он Золушке несет? Так хотелось мнена бал, хоть меня никто не звал. Да наряд мой нехорош, как на бал в таком пойдешь? Появляется мышка, на голове у нее корона. Мышка-королева. Моя милая, не плач! Слезы горькие ты спрячь! Доброта и красота - твоя лучшая черта. Ты и гладишь, ты и трешь, ты и варишь, ты и шьешь. Заслужила ты свой бал, Дед Мороз тебя позвал. Вот письмо его - читай! И ответ мне передай! Золушка. Дед Мороз меня зовет вместе встретить Новый год! Очень я на бал хочу, мысленно туда лечу. Да наряд мой нехорош, как туда в таком пойдешь? Мышка-королева. Это вовсе не беда, помогу тебе тогда. Мышки, мышки, собирайтесь, не шумите, не кривляйтесь. И быстрей, скорей вперед, Золушка на бал идет. Мышки исполняют танец. Музыка на усмотрение музыкального руководителя. Мышки /хором/. Что прикажешь, королева? И возьмемся мы за дело! Мышка-королева. Ткань из снега вы сотките, серебро туда вплетите. Да быстрей, поторопитесь, не копайтесь, не ленитесь. Мышки уходят. Золушка. Но ведь скоро Новый год. Кто же платье мне сошьёт? Мышка-королева. Не волнуйся, будет в срок. Где волшебный мой свисток? Королева свистит в свисток. Звучит музыка, появляются гномы. 1-ый гном. Королева, я ваш гном, я послушен вам во всем. 2-ой гном. Как услышали свисток, прибыли мы точно в срок. 3-ий гном. Мы спешили, торопились, через вьюгу мы пробились. 4-ый гном. Что прикажешь, королева, тотчас выполним умело. Мышка-королева. Сейчас мышки будут тут, много ткани принесут. Эту ткань скорей берите, платье Золушке скроите. Чтоб нарядней всех она на балу у нас была! 1-ый гном. Пока мышек здесь мы ждем, потанцуем вчетвером. Гномы исполняют танец. Мышки несут ткань. 2-ой гном. Всё готово будет в срок, свистни ты в свой свисток. Мышка-королева свистит, гномы уходят. Золушка. Благодарна тебе очень. Белый снег кружит, кружит. А на окне моём сегодня свеча ка- чается, дрожит. Свечка. Я все на свете освещаю, я много вижу, много знаю. Танец свой я начинаю, и тебя я приглашаю. Звучит вальс. Золушка и свечка танцуют. Мышка-королева. Золушка, моя малышка! Видно, стала старой мышка. Где свисток мой положила? Я про туфельки забыла. Королева находит свисток и свистит в него. Появляются два зайца. 1-й заяц. Что случилось, королева? Все исполним в тот же час! Смело мы брались за дело, хорошо ты знаешь нас. Мышка-королева. Мерку вы с ноги снимите и мне туфли принесите, чтоб сверкали и блистали, танцевать, чтоб не устали. 2-й заяц. Все исполним мы тотчас, туфли принесем сейчас. Зайцы убегают. Звучит музыка. Появляются гномы с платьем. 1-й гном. Мы старались, мы спешили, платье для тебя мы сшили. 2-й гном. С Новым голом поздравляем, счастья все тебе желаем! Гномы протягивают Золушке платье. Появляются зайцы. 1-й заяц. Вот и туфельки готовы! 2-й заяц. Их быстрее надевай и зайчишек вспоминай Мышка-королева. Одевайся, дорогая, не то на бал ты опоздаешь. Золушка убегает переодеваться. Звучит вальс. Золушка /прибегает/. От души благодарю, я вас очень всех люблю. Но как на бал я попаду? Разве по снегу пойду? Мышка-королева. Метель и снежинки, сюда торопитесь, вы очень сегодня нам здесь пригодитесь. Исполняется танец метели и снежинок. Метель. На бал ты успеешь и будешь там в срок, пусть королева свистнет в свисток. Мышка-королева свистит в свисток. Золушка. Прощай и спасибо! Я еду на бая. Сам Дед Мороз меня в гости позвал. Все персонажи уходят со сцены.
ФОЛЬКЛОР ДЛЯ МАЛЕНЬКИХ На тему: "Вот и люди спят, вот и звери спят". Цель. Познакомить детей с фольклорным произведением, в котором занимательно показана особенность живых существ /людей, зверей/. Обратить - внимание на слова: "люди", "звери", "веточки". Ввести в активный словарь новые: "утки", "зайки", "птицы", "детки". Чтение потешки сочетать с синхронным инсценированием, используя игрушки. В процессе чтения активизировать детей, привлекая к действенному участию в ходе занятия. Материал. Стол, застланный зеленой тканью, под которую положен картон, сложенный пополам в виде "горочки". Кусочек голубой бумаги /40x40/ в виде овала /озеро/, который положен на зеленую поверхность ткани, собранную сборками около и вокруг голубого овала-озера, ваза с ветками. Игрушки по 2 экземпляра: птички, зайки, утки, лисы; колыбелька или кроватка с куколкой /30-40 см, имитирующая младенца/, завернутой в пеленку; столько же кукол по количеству детей, участвующих в занятии, Все предметы приготовлены заранее и используются в процессе развертывающегося действия. Часть первая. Воспитатель /показывая игрушки/. Это птицы. /Дети рассматривают игрушки, держа в руке./ А это кто? Зайки! /Точно так же рассматриваются уточки, лисички. Педагог повторяет названия игрушек, привлекая к ответу детей./ Часть вторая. На столе, застланном зеленой тканью, сооружена горка, сбоку ваза с ветками. Рядом - игрушки. Воспитатель. Вот и люди спят. /Слово "люди" выразительно выделяется. Педагог складывает ладони, прикладывает их к щеке, наклоняет голову набок, закрывает на мгновение глаза; действие повторяем сначала сам педагог, сочетая движения с первой стихотворной строчкой, затем малыши./ Все, все спят! Детки спят! Все люди спят! /Повторяет педагог, добиваясь, чтобы дети поняли смысл первой строчки./ Часть третья. Воспитатель /выполняя движения, имитирующие сон/. Вот и люди спят, Вот и звери спят, Птицы /показ, пауза/ спят на веточках /расставляет птиц на ветках/, Лисы /показ, пауза/ спят на горочках /кладет на горочку/. Зайки /показ, пауза/ спят на травугпке /располагает зайцев на ткани/, Утки /показ, пауза/ - на муравушке. Часть четвертая. Педагог выразительно читает все произведение, сопровождая чтение плавным жестом руки, указывающим на птичек, уточек и т.п. Затем читает следующие строки: "Детки снят по люлечкам. /Ставит пород детьми люлечку с куклой. Педагог обыгрывает эту ситуацию, напевая колыбельную./ Баю, баю! Баю, бай! Ты, собачка, не лай!" Часть пятая. Педагог читает сначала стихотворение, не прерывая его пояснениями, только показывая плавными жестами на персонажей, о которых он рассказывает. После короткой паузы добавляет последние две строчки: Спят - поспят, Всему миру спать велят. Вновь повторяется тот же жест: сложенные ладони под щеку /с которого началось чтение произведения/ /первая часть занятия/. Педагог должен убедиться, что малыши поняли его слона, Часть шестая. Педагог приглашает детей покачать люлечку, взять куколок, завернутых в пеленки. Дети баюкают кукол. Они ходят по комната, напевая: "Баю, бай!" Часть седьмая. Педагог собирает детей вокруг себя. Предлагая им побаюкать кукол. Затем напевно читает речитативом все стихотворение как колыбельную песню, убаюкивая кукол; дает возможность /3-5 мин/ поиграть детям с куклами. Часть восьмая. Воспитатель предлагает уложить "заснувших" кукол в кроватки-колыбельки или на стульчики, напоминает: необходимо тихо уйти, чтобы куклы не проснулись, пока дети будут на прогулке. Ознакомление с этой потешкой можно провести в два этапа. На первом занятии инсценировать первые 6 строк, на втором все произведение, на третьем малыши сами располагают игрушки. Поэтапное вхождение в произведение облегчает усвоение.