Методы и приемы: игровые приемы, показ, беседа, наблюдение, пальчиковая гимнастика, дидактическая игра.
Материал:аквариум с рыбкой. Корм для рыбок. Ракушки и камни для демонстрации детям. Аквариум из бумаги трех цветов и бумажные рыбки.
Ход занятия
Воспитатель приносит в групповую комнату аквариум с рыбкой (петушок) и приглашает детей подойти к аквариуму.
Беседа
Воспитатель: Ребята, кто это? Вы знаете?
Ребята: это рыбка.
Воспитатель: Правильно ребята это рыбка, она называется Петушок. Она живет в аквариуме и плавает в воде. А вы знаете ребята, что рыбкам нужна чистая вода?
Ребята: Да.
Воспитатель: А почему вода должна быть чистой?
Ответы детей: -"Что бы ни болеть".
-"Что бы ее было видно"....
Воспитатель: Ребята рыбка, как и мы с вами любит чистоту, по этому, что бы рыбка была здорова водичка в аквариуме должно быть чистой ее нельзя загрязнять. Что бы вода была чистой, что нам для этого нужно для этого делать?
Ребята: "Нельзя бросать мусор в воду".
Воспитатель: Правильно ребята, мусор в аквариум нельзя бросать, потому что наша рыбка может его сесть и заболеть. И вода от мусора станет мутной.
Наблюдение за рыбкой
Изучение части тела
Воспитатель: Ребята посмотрите внимательно на рыбку. Что есть у рыбки?
Ответы детей:
-"У рыбки есть туловище".
-"Хвост".
-"Глаза".
Воспитатель: Какие вы молодцы ребята. А вы знаете, что у рыбки есть чешуя, которая покрывает все ее тело и защищает рыбку. А еще из-за этой чешуи она такая красивая.
Воспитатель: Ребята, а есть ли у нашей рыбки ножки?
Ребята: "нет".
Воспитатель: Правильно нет , у рыбки ног нет, поэтому она не может ходить. Вместо ног у нее плавники и хвост, с их помощью рыбка может плавать в воде.
Воспитатель: А теперь ребята я предлагаю покормить рыбку. Я насыплю в воду немного корма, а вы внимательно посмотрите, будет ли рыбка его есть?
Ребята: Да, она его ест.
Воспитатель: Как корм ест рыбка?
Ответы детей:
-"Ротиком".
-"Глотает".
-"Рыбка хватает корм ртом и проглатывает его"
Воспитатель: Рыбке нужно давать очень мелкий корм, что бы она ни подавилась. Его можно измельчить своими пальчиками. А еще рыбке необходимо давать немного корма, как вы думаете ребята почему?
Ответы детей:
- "Она маленькая".
-"Рыбка может подавиться".
-"Чтобы она все съела ".
Воспитатель: Да ребята вы правы. Рыбка маленькая и ей необходима давать мало корма, для того что бы она все съела и водичка у нее не загрязнилась от корма. Ведь если рыбка съест не весь корм вода станет грязной.
Пальчиковая гимнастика:
"Рыбки плавают, ныряют..."
Воспитатель: ребята, а давайте отойдем немного от нашей рыбки и представим что наши ручки это рыбки. (Воспитатель с детьми отходят в центр комнаты.) И поиграем с нашими ручками. Представим с вами, что наши руки похожи на рыбку и повторяйте за мной.
Рыбки плавают, ныряют
(изображая волны руками)
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся
(сжимаем и разжимаем кулачки)
То зароются в писке.
(Крутим кулачками, опуская их в низ)
Наблюдение за аквариумом
Воспитатель: Ребята давайте подойдем к аквариуму еще раз. Что мы видим в нем еще кроме рыбки?
Ответы детей:
-"Ракушки".
-"Камни".
Воспитатель: Да ребята в аквариуме есть и ракушки и камни. Когда рыбка захочет отдохнуть, она прячется в них и отдыхает. Ребята у меня есть точно такие же ракушки и камни, как в аквариуме, хотите их рассмотреть поближе и потрогать.
Ребята: Да
Воспитатель: Какие ракушки? Какие камни?
Ответы детей:
-"Большие ".
-"Красивые".
-"Чистые".
Воспитатель: Правильно ребят они красивые и чистые. Почему как вы думаете?
Ответы детей:
-"В аквариуме чисто".
-"Их не засоряли".
Воспитатель: Да ребята они чистые и красивые, потому что мы следим за аквариумом. Поддерживаем в нем чистоту и порядок. И нам так необходимо поступать для того что бы нашей рыбке хорошо жилось в нем.
Воспитатель: Ребята, а давайте сыграем в игру «Заполни аквариум».
Дидактическая игра
"Заполни аквариум"
Материал: три аквариума из трех цветов бумаги, силуэты рыбок из трех цветов.
Игровое действие: рассадить рыбок в аквариум.
Ход игры:
Воспитатель: Показывает детям аквариумы из картона определенного цвета. И предлагает детям подобрать уже вырезанных рыбок, такого же цвета, как аквариумы, и положить эту рыбку в аквариум определенного цвета.
Рефлексия
Ребята, что мы с вами узнали о нашей рыбке, которая живет в аквариуме? Давайте подойдем к аквариуму и вспомним с вами. Что нашей рыбке необходимо?
Ответы детей:
-"Еда".
-"Чистая вода".
-"Уход".
Воспитатель: Совершенно верно ребят. Для этого нам с вами необходимо соблюдать правила. А правило - это называется бережное отношение к окружающей нас среде, к воздуху, которым мы дышим, к воде, которую мы пьем, которой умываемся, и в которой живет наша с вами рыбка.
Аквариум с рыбкой оставляют в этот день в группе, чтобы дети могли в свободное время понаблюдать за рыбкой.