Самообразование воспитателя ДОУ по теме "Формирование основ безопасности дошкольников через познавательную деятельность"
Самообразование воспитателя ДОУ по теме "Формирование основ безопасности дошкольников через познавательную деятельность"
Формирование у детей дошкольного возраста умений и навыков по основам безопасного поведения, устойчивого навыка переключения на самоконтроль в чрезвычайных ситуациях, применение полученных знаний в повседневной жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самообразование воспитателя ДОУ по теме "Формирование основ безопасности дошкольников через познавательную деятельность"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Формирование основ безопасности дошкольников через познавательную активность»
Воспитатель высшей категории:
Рифель Н.В.
Рубцовск 2022 -2023г.
Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».
Цель: Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. Создание условий по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу, официальные и нормативные документы по данному вопросу.
Выявить возможности дошкольников в овладении основ безопасности жизнедеятельности.
Организовать специальные условия, способствующие формированию основ безопасности.
Изучить применение инновационных образовательных технологий.
Составить собственные методические разработки, картотеку дидактических игр и использовать их в работе с детьми.
Разработать перспективный план работы с детьми.
Оформить в группе мини-центр по ОБЖ.
Обобщить опыт педагогической работы по самообразованию.
Актуальность.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что- либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
Введение
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях. В Российской Федерации защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности — первостепенные задачи. Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных, случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни. Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Стандарт дошкольного образования в области социально-коммуникативного развития акцентирует внимание на формировании безопасного поведения в быту, социуме и природе. Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Несчастный случай с ребенком нередко связан с несоблюдением должных мер безопасности. Поэтому очень важно обеспечить безопасность детей в быту. Особенно подвержены риску чрезвычайно подвижные дети. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему необходимо учить детей безопасному поведению быту.
В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.
Пояснительная записка
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признаётся во всём мире. Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности детей. Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? И т.д.
Анализируя понятие «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него.
Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка.
Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно всё время водить их за руку, удерживать возле себя. Считается необходимым создать педагогические условия для ознакомления детей с различными видами опасностей.
Срок реализации: 1 год (2022-2023 учебный год)
Методическая работа
Форма работы
Сроки
Форма отчета
Изучение и сбор методической литературы по данной проблеме.
В течение года.
Изучение и просмотр статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»,
«Дошкольное воспитание»,
«Ребенок в детском саду»
Создание предметно-развивающей среды по безопасности жизнедеятельности дошкольников.
В течение года.
Наличие игр по ОБЖ.
Консультации для родителей.
Безопасность на дорогах.
Правила пожарной безопасности.
Как вести себя при пожаре.
С огнём не шути!
Пожарная безопасность детей.
Газета для любознательных родителей.
Детская безопасность летом.
Ноябрь-май.
Наличие консультаций, газет.
Оформить в группе уголок безопасности.
(картотека игр, иллюстрации по темам.)
Декабрь 2022 г.
Фотоотчёт.
Подбор загадок и частушек по ОБЖ
(пополнение уголка безопасности)
Январь 2023 г.
Наличие данного материала.
Выставка рисунков по ОБЖ.
Февраль 2023 г.
Фотоотчёт.
Подготовка анкет к анкетированию по ОБЖ.
Март 2023 г.
Наличие заполненных анкет.
Подготовка и проведение родительского собрания.
Апрель 2023 г.
Конспект родительского собрания.
Создание макета города.
Май 2023 г.
Наличие макета.
Список использованной литературы:
1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2005. – 144 с.
2. Кенеман А.В., Осокина Т.И. Детские народные подвижные игры. - М.: Просвещение, 1995.
3. Основы безопасности дошкольников /Под ред. В.А. Ананьева. - М.: Академия, 2000.
Работа с детьми
Форма работы
Сроки
Работа с родителями
1.НОД. по теме: «Знай и выполняй правила уличного движения».
2. Дид. игры, «Поставь знак», «Улица пешеход».
3. Беседа по теме: «Дорога – не место для игр».
4. Сюжетно – ролевая игра «Регулировщик».
Сентябрь 2022 г.
Индивидуальные беседы.
Папка-передвижка: «Твои помощники на дороге»
Памятка для родителей: «По обучению детей правилам дорожного движения»
Консультация для родителей : «Безопасность на дорогах»
1. НОД. По теме: «Внешность человека может быть обманчива». 2. Беседа по теме: «Опасные прохожие». 3. Чтение С. Михалков «Дядя Стёпа». 4. Обсуждение проблемной ситуации «Мы в общественном транспорте», «Как вести себя если…». 5. С/Р игра «Полиция».
Октябрь 2022 г.
Подбор произведений по правилам безопасности.
2. Буклет: «Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности»
3. Консультация «Правила пожарной безопасности»
1. НОД по теме «Я знаю, что можно, а что нельзя».
2. Дид. игра ««Я знаю - это опасно», «Бывает – не бывает?»
3.Рассматривание иллюстраций различного вида транспорта.
4. Беседа «Мой дом», «Я знаю, что можно, а что нельзя», «Безопасность в нашей группе».
Ноябрь 2022 г.
Памятка для родителей по противопожарной безопасности.
Индивидуальная беседа «Каждой вещи свое место».
Распечатать раскраски по теме: острые и клюющие предметы.
Консультация для родителей : «Как научить ребёнка правильному поведению при пожаре»
1. НОД. по теме «Пожароопасные предметы».
2. Беседа: по теме «Спички не тронь — в спичках огонь».