Просмотр содержимого документа
«Самоопределение педагога дошкольного образовательного учреждения в условиях деятельности Клуба «Школы молодого воспитателя»»
Самоопределение педагога дошкольного образовательного учреждения в условиях деятельности
Клуба «Школы молодого воспитателя»
Воспитатель
первой квалификационной категории
Васильева Виктория Николаевна
Четыре года назад я начала работу с молодыми педагогами нашего детского сада. Все оказалось очень сложно, молодые педагоги были не подготовлены и работе в свете новых ФГОС и Сан ПИН. Им было сложно найти взаимопонимание с коллективом, нормализовать свой рабочий график, какие решение принять в сложной педагогической ситуации, как правильно организовать образовательный процесс с детьми. Эти вопросы встают перед молодым педагогом дошкольного воспитания, ведь понимание многого приходит только с опытом. В такие моменты сомнений необходима поддержка коллектива, более опытных воспитателей, совет старших товарищей. Необходимым видится возрождение института наставничества. Где наставник – это тот опытный педагог, к которому молодой учитель всегда мог бы обратиться за советом.
Еще Максим Горький писал: «Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником». Но некоторым молодым педагогам сложно обратиться за помощью, ведь выпуская из университета, нам говорят, что мы стали состоявшимися специалистами и можем решить любую проблему. Конечно, это не так.
Именно в первое время работы в детском саду наступает профессиональное самоопределение молодого педагога. Что же может помочь молодому педагогу? В первую очередь – он сам. От молодого педагога тоже многое зависит. Он не должен ждать того, что кто-то за него решит все проблемы. Но обязан думать, прежде всего, о том, зачем вообще пришел в дошкольное учреждение. Потому что некуда было идти после окончания ВУЗа? Или для того, все-таки, чтобы нести разумное, доброе, вечное?
Современный педагог, в том числе и молодой, должен постоянно развиваться. Быть открыт для всего нового, участвовать в проектах, в том числе и тех, что предлагает Министерство Образования и Науки.
Чего же нам не хватает? Места, где можно было бы поговорить о своих проблемах, связанных с работой, где молодые педагоги могли бы делиться опытом и обсуждать насущное, вместе изучать новое. Такое общение могло бы проходить в рамках Школы молодых воспитателя.
Особое место в становлении педагога может сыграть именно Школа молодого воспитателя, что помогает проанализировать всю предыдущую деятельности опытного педагога и дает толчок для дальнейшего развития молодых специалистов.
«Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным», – писал Л.Н. Толстой. Именно этой уверенности не хватает многим молодым учителям. И эту уверенность может дать конкурс, ставший своего рода «боевым крещением».
Начав работать в Школе молодого воспитателя, с молодыми воспитателями, мы для начало определили принципы личностного подхода, которые требуются от воспитателя в воспитание дошкольников: 1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
5) максимально опирался на собственную активность личности;
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Изучение проблемы профессионального самоопределения молодых педагогов мы осуществляли с помощью методики И.К. Шалаева «Профессиональное самоопределение педагога ОУ». Полученные результаты свидетельствуют о том, что лишь 30% респондентов обладают допустимым уровнем профессионализма, у 60% опрошенных критический уровень профессионализма и 10% молодых специалистов показали недопустимый уровень.
Рис. 2.1 Показатели уровней профессионализма молодых педагогов ДОУ.
При этом по параметру личностной готовности («хочу и имею для этого способности») 60% воспитателей обладают необходимыми качествами, но не в достаточной степени, которые проявляются в профессиональной деятельности неустойчиво; и у 40 % испытуемых данные качества проявляются слабо, их недостаточность создает проблемы в профессиональной деятельности.
По показателю теоретической готовности только 20% опрошенных обладают допустимым уровнем владения знаниями, которые проявляются в профессиональной деятельности. Критический уровень показали 60% респондентов, что говорит о том, что воспитатель владеет знаниями, но затрудняется воплотить их в деятельность; и еще 20% испытуемых имеют недопустимый уровень – слабое владение знаниями, в основном на «житейском» уровне.
Параметр «Операционно - деятельностная (технологическая) готовность» («умею» и «делаю») выявил следующие показатели: только 10% педагогов владеют технологиями на основе знания и, в основном, заимственного опыта, и внедряют их в профессиональную деятельность. А также 70% респондентов имеют представление о педагогических технологиях, но затрудняются воплощать их в деятельность – это критический уровень. И 20% молодых педагогов показали недопустимый уровень, что свидетельствует о слабом владении педагогическими технологиями.
Параметр «Результативность» деятельности педагога также выявил низкие показатели. 75% испытуемых имеют критический уровень и 25% - недопустимый уровень по данной шкале.
Высокие уровни по данным шкалам не показал ни один молодой специалист.
Рис. 2.2 Данные по параметрам профессионального самоопределения педагога ДОУ
Для исследования педагогической стрессоустойчивости и самоопределения педагога мы использовали «Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости» Н. В. Микляевой и Ю.В. Микляевой. Полученные результаты показали, что у 65% респондентов заниженная самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Таким людям необходимо оказание психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии. У остальных 35% воспитателей неустойчивый тип стрессоустойчивости. У них недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге.
В ходе исследования профессиональной позиции педагога как воспитателя с помощью методики А.Н.Григорьевой мы определили, что 10% испытуемых обладают относительно сильной профессиональной позицией педагога, 75% имеют относительно слабой профессиональной позицией и 15% опрошенных со слабой профессиональной позицией педагога как воспитателя.