Просмотр содержимого документа
«Сборник дидактических игр»
Дидактическая игра «Поручения»
Цель. Совершенствовать умение детей понимать речь воспитателя; поощрять попытки детей самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их.
Описание игры.
На столе воспитателя следующие игрушки: большой и маленький медведи, неваляшка, матрешка, красная и синяя чашки, большой и маленький кубы.
Указывая на игрушки, воспитатель предлагает назвать их, сказать, какого они размера, цвета. Далее, по очереди вызывая к себе детей (ребенок должен стоять так, чтобы выполняемые им действия были хорошо видны остальным детям), педагог предлагает им одно из перечисленных ниже заданий:
– Большого мишку угости чаем из красной чашки. (Если ребенок в чем-то ошибается, медвежонок «рычит», «отворачивается», проявляя свое неудовольствие. Аналогично ведут себя другие игрушки.)
– Поставь матрешку на маленький кубик.
– Посади маленького медведя на большой куб.
– Неваляшку напои чаем из синей чашки.
– Заставь неваляшку покачаться и позвенеть.
Затем педагог усложняет задания. Он вызывает ребенка и передает ему игрушку, например медвежонка: «Можешь напоить его чаем, познакомить с матрешкой или неваляшкой, усадить на стульчик, заставить танцевать» и т. п.
Ребенок воспроизводит действие и объясняет: «Я дал мишке меда в синей чашечке». (Выполняется 4–5 заданий. Ребенку, который охотно вышел к столу воспитателя, взял игрушку и замолчал, следует помочь: «Мы с Илюшей сейчас…»)
Дидактическое упражнение «Вверх – вниз»
Цель . Помочь детям понять значение слов вверх – вниз, научить отчетливо произносить их.
Описание игры.
Воспитатель строит из кубиков лесенку. По ней поднимается кукла: «Вверх – вверх – вверх… Трудно!» и спускается: «Вниз – вниз – вниз – прыг! Легко!» Упражнение повторяется 4–5 раз, дети проговаривают соответствующие слова.
Примечание. В последующие дни, поднимаясь и спускаясь по лестнице, дети проговаривают: «Вверх – вверх – вверх – наверху, вниз – вниз – вниз – и на улице».
Дидактическое упражнение «Кто что ест?»
Цель. Уточнить представления детей о том, какое животное что ест (мышка грызет корочку сыра, собака – косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть.
Описание игры.
«Посадил дед репку, – рассказывает воспитатель, – выросла репка… (большая-пребольшая). Стал дед репку из земли… (тянуть). Тянет-потянет, вытянуть… (не может). Позвал дед… (бабку). Бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть… (не могут). Кто же еще прибежал тянуть репку?»
По окончании сказки воспитатель спрашивает, что дед и баба сделали с репкой. (Домой отвезли, вымыли, очистили и стали есть и нахваливать: «Сладкая репка! Сладкая!»)
«Дед, бабка и внучка, – говорит воспитатель и ставит фигурки людей отдельно, – едят сладкую репку. Едят, нахваливают: «Очень-очень вкусная репка». Какая репка? (Хоровой, несколько индивидуальных ответов.)
Жучка, кошка и мышка на людей глядят, репку не едят. Им внучка другую еду приготовила. Кошке – молочка и кусочек колбаски: «Лакай, киска, молоко! Ешь колбаску!» (Хоровое и индивидуальное повторения.) Жучке – косточку: «Грызи, Жучка, косточку!» Мышке – корочку сыра: «Неси, мышка, сыр мышаткам!» (Хоровые повторения.)
Далее воспитатель предлагает детям повторить, кто что ест: «Дед, бабка и внучка едят сладкую репку»; «Кошка ест колбаску и лакает молоко»; «Собака Жучка грызет косточку»; «Мышка лакомится корочкой сыра».
Дидактическое упражнение «Скажи «а»
Цель. Учить отчетливо произносить звук а.
Описание игры.
Воспитатель достает куклу-врача (Айболита). Кукла «говорит»: «Здравствуйте, дети! Я добрый доктор Айболит. Пришел проверить, не болят ли у вас горлышки. Валентина Ивановна, – обращается Айболит к воспитателю, – откройте пошире рот и скажите: «А-а-а-а». «А-а-а-а», – произносит воспитатель. Затем педагог (вместе с Айболитом) подходит к каждому ребенку, предлагает широко открыть рот и громко произнести а-а-а. «Все здоровы, и все умеют произносить звук а», – говорит Айболит и прощается с детьми.
Дидактическая игра «Сделай то-то»
Цель. Учить детей дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия; различать действия, противоположные по значению (подняться вверх – спуститься вниз)
Описание игры.
На столе воспитателя лесенка из кубов. У ее основания и на верхней ступеньке стоят матрешки. Рядом с лесенкой размещаются две по-разному одетые куклы, тазик, полотенце, люлька, грузовик.
Воспитатель вызывает ребенка и просит: «Помоги матрешке спуститься с лесенки». (Ребенок должен стоять так, чтобы выполняемые им действия были видны всем.)
Педагог одобряет действия малыша, если они верны, просит детей повторить (показать рукой), как матрешка спускалась со ступеньки на ступеньку: «Вниз – вниз – вниз… и внизу!»
Затем воспитатель предлагает детям следующие задания:
– Помоги матрешке подняться по лесенке. (Педагог учит детей сопровождать движения матрешки рукой и словами: «Вверх – вверх – вверх… и наверху».)
– Попроси водичку умыть куклу в красном платье. (Ребенок находит куклу, умывает ее водой из тазика (воображаемая ситуация) и приговаривает: «Водичка, водичка, умой кукле личико». Вытирает лицо куклы полотенцем.)
– Куклу в розовом платье уложи в люлечку (кроватку) и покачай. (Дети могут при этом напевать: «Баю-баю-баю-бай!»)
– Матрешку, которая стоит около лесенки, покатай на грузовике: «Вперед-назад, вперед-назад». (Дети выполняют задание и проговаривают эти слова.)
Далее задания повторяются. Воспитатель вызывает тех детей, которые еще не научились дослушивать поручение до конца и нуждаются в помощи. Им легче выполнить знакомое действие.
Дидактическое упражнение «Лошадка».
Цель. Учить отчетливо произносить звук и.
Описание игры.
Педагог демонстрирует детям игрушечную лошадку. Объясняет, как кричит лошадка: "И-и-и" (2–3 хоровых повторения).
Воспитатель предлагает поиграть в "заводных лошадок". Он "заводит" ребенка-лошадку ключиком, и тот произносит: "И-и-и". Если у ребенка что-то не получатся, настаивать не следует, можно сказать детям, что игрушка сломалась.
Воспитатель показывает детям ослика (игрушку или картинку). Малыши часто путают ослика с лошадкой, поэтому педагог объясняет: "Ослик меньше лошадки и у него длинные уши. И кричат ослик и лошадка по-разному. Лошадка кричит… (и-и-и, и-го-го), а ослик кричит: "И-a, и-a, и-а".
Дидактическая игра «Кто пришел? Кто ушел?».
Цель. Учить детей различать и называть птиц, развивать внимание.
Описание игры.
«Выглянуло солнышко, и во двор вышла маленькая девочка, – рассказывает педагог. – Вот она (показывает картинку). Девочка вышла покормить птиц. Сначала пришли к ней… (уточки). Потом пришли… (гуси), затем пришел… (индюк), прибежали… (курочки).
Наелись птицы и собрались кто куда. Сначала ушел… закройте глаза (дети не должны закрывать глаза руками)». Воспитатель убирает картинку и говорит: «Откройте глазки. Скажите, кто ушел? (Индюк.) Зажмурьте глаза. А теперь откройте. Что скажете? (Гуси ушли. На пруд ушли.) Еще раз закройте глаза. Откройте. Что теперь видите? (Ушли курочки, а пришел петушок.)»И так далее. ( Вернулись гуси, прилетели голуби, убежала девочка и т. п.)
Дидактическое упражнение «Ветерок».
Цель. С помощью султанчиков учить детей медленно выдыхать воздух через рот (подготовительные упражнения для развития речевого дыхания).
Описание игры.
Воспитатель напоминает детям: когда дует ветер, листочки на деревьях шелестят. Показывает им султанчик (палочка длиной 13–15 см, к концу которой приклеены (привязаны) полоски тонкой бумаги (6–7 штук). Длина полоски 4–5 см, ширина 0,5 см.)
Педагог говорит детям, что палочка – это дерево с листьями. Он дует на листочки, показывая ребятам, как они шелестят. Затем предлагает 3–4 малышам подуть на султанчик.
Педагог раздает султанчики всем детям. Проверяет, правильно ли малыши их держат: расстояние от султанчика до губ ребенка должно быть около 8–10 см. Дети одновременно дуют на листочки. Потом отдыхают и дуют снова.
Воспитатель предлагает посмотреть и послушать, как шелестят листочки на Олином дереве (на Павлушином и т. д.). При этом он следит, чтобы ребенок выдыхал воздух только через рот, дул длительно (больше секунды), не добирая воздуха, выдыхал плавно, не поднимая плеч. Воспитатель замечает детей со слабым выдохом, чтобы позже позаниматься с ними индивидуально.
Педагог предлагает детям обменяться султанчиками, интересуется, кто с кем поменялся. Затем малыши еще раз одновременно дуют на листочки, после чего воспитатель собирает султанчики.
Дидактическая игра «Подбери перышко»
Цель. Учить детей различать и называть красный, желтый, зеленый цвета; повторять фразы вслед за воспитателем.
Описание игры.
Перед детьми на мольберте картинка, на которой изображен большой красивый петух с пышным хвостом (хвост не раскрашен). В том месте, где должны начинаться перья, сделаны прорези. (Перья воспитатель заранее вырезает из бумаги.) Сбоку от мольберта – стол воспитателя. На нем разложены перья трех цветов.
Педагог обращает внимание детей на петуха. Показывает другого петуха (картинку или игрушку) с ярким пышным хвостом. Поясняет, что первый петушок тоже хочет иметь красивый хвост, и просит малышей подарить ему перышки: красные, зеленые, желтые (показывает).
«Сначала я подарю перышко петушку, – говорит педагог. – Петушок, какое перышко тебе подарить?» (Красное.) Воспитатель находит красное перышко, показывает детям, затем вставляет его в прорезь и говорит: «Вот тебе, петушок, красное перышко».
«Ку-ка-ре-ку!» – благодарит петушок воспитателя.
«Пусть Вова подарит мне перышко», – просит петушок.
Затем дети самостоятельно выбирают перья, показывают их остальным малышам и называют цвет. (Я подарю петушку желтое перо.) Если ребенок ошибается, петушок говорит: «Ку-ка-ре-ку! Я хочу другое перо. Хочу перо зеленое!»
В заключение дети любуются красивым петушиным хвостом. «Красивый у меня хвост!» – радуется петушок. "Очень-очень красивый!" – подтверждают дети.
Дидактическая игра «Устроим кукле комнату»
Цель. Упражнять детей в правильном назывании предметов мебели; учить четко и правильно произносить звукоподражательные слова.
Описание игры.
Дети сидят полукругом, в центре которого журнальный (детский) стол.
Воспитатель вносит куклу. «Здесь будет, – педагог обводит рукой поверхность стола, – Катина комната. Тут Катя будет жить. Катенька, тебе нравится твоя комната?» (С этими словами к кукле обращаются и дети.) «Нет, – отвечает Катя. – Не нравится мне моя комната. Стола нет, стула нет. Кровати нет"»
Воспитатель ставит кровать. Спрашивает у детей: «Что это? Зачем Кате кровать?» Предлагает кукле лечь в кровать. «Ложись. Ляг, Катенька!» – предлагают и дети. (Хоровое и индивидуальные повторения.)
Катя ложится. Дети поют колыбельную: «Баю-бай, баю-бай, поскорее засыпай"» (повторяется дважды). «Пусть поспит, – говорит воспитатель, а мы ей в комнату мебель поставим. Стол поставим. Нужен стол?» «И стулья нужны», – обязательно скажет кто-нибудь из детей. «Зачем стулья?» – интересуется педагог. Выслушивает ответы и ставит в комнату стулья.
Просыпается Катя. Она радуется новой мебели.
Дидактическая игра «Кто что делает?»
Цель. Учить детей, рассматривая картинку, называть изображенные на ней предметы и их качества, действия; выполнять действия, которые они видят на картинке; развивать игровые навыки.
Описание игры. На столе лежат сюжетные картинки с одним действием (изображениями вниз): мальчик играет на барабане, девочка вытирает стол,мальчик из леечки поливает цветы, девочка причесывает куклу и т п.
На соседнем столе разложены изображенные на картинках предметы и игрушки:барабан,тряпочка,леечка и т д.
Воспитатель вызывает ребенка. Тот выбирает картинку, рассказывает о том,что на ней изображено,показывает всем. Затем отдает картинку педагогу и идет к соседнему столу,находит нужный предмет и совершает с ним действие изображенное на картинке, например поливает цветы.
Количество игрушек должно превышать количество играющих детей.
Дидактическая игра «Какой?»
Цель. Учить детей различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый.
Описание игры. Дети сидят за столами, на которых на подносах лежат карандаши.
Воспитатель обращает внимание на карандаши, подчеркивает, что они разные: «Вот красные карандаши. Красными карандашами рисуют красные флажки, красные цветы.(Показывает заранее приготовленный рисунок)
Есть на подносах желтые карандаши. Какие? Желтыми карандашами хорошо рисовать желтые одуванчики.(Показывает карандаш и рисунок с желтым одуванчиком.)
А зеленый карандаш (показывает)похож на травку. Я не дорисовала травку(показывает незавершенный рисунок)и хочу, чтобы вы помогли мне. Возьмите зеленый карандаш. Зеленый как травка… Какие у вас карандаши?
Педагог смотрит, кто ошибся, и предлагает этому ребенку дорисовать травку. Сделав несколько штрихов, малыш, как правило, замечает свою ошибку. Замечают ее и дети. Те, кто ошибся, спешат сменить карандаши. Всем предоставляется возможность порисовать травку зелеными карандашами.
Дидактическое упражнение «Паровоз»
Цель. Учить отчетливо и по возможности длительно произносить звук у.
Описание игры.Педагог показывает детям игрушечный паровоз. Приглашает послушать, как гудит паровоз: уууу (произносит достаточно громко и протяжно) просит детей погудеть.
Затем воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Позови паровоз». Уууу – гудит ребенок, и паровоз «едет» на этот звук. Если малыш гудит тихо или «песня»получается очень короткой,паровоз может и не услышать ее. Воспитатель обращает на это внимание ребенка и предлагает погудеть громче или стараться гудеть дольше.
Дидактическое упражнение «Угадай, что звучит»
Цель. Учить детей различать на слух звучание погремушки, барабана, колокольчика.
Описание игры.Педагог показывает барабан, называет его, спрашивает название у детей, затем предлагает послушать, как он звучит. Аналогично детей знакомит и с другими звучащими предметами. Когда воспитатель убедится в том, что дети усвоили названия предметов, различают их звучание, он прячет игрушки за ширму и предлагает детям отгадывать, чью песенку они услышат.
Дидактическое упражнение «Кто что делает?»(животные)
Цель. Формировать способность к обобщению путем упражнения детей в подборе к глаголам соответствующих существительных.
Описание игры. Воспитатель демонстрирует детям картинки с изображениями кролика, курочки, петушка, кошки, мышки, собаки. Спрашивает: «Кто клюет? (Петушок, курочка»). Кто грызет, умеет грызть?(Кролик. Собака грызет кость. Мышка-корочку). Кто лакает? (Кошка) Педагог просит детей показать , как лакает молоко котенок, как клюют зерно курочки. Уточняет: «У кого клюв? А у кого острые зубы?»
Дидактическая игра «Узнай и назови».
Цель. Учить детей узнавать и называть овощи. Учить понимать и выполнять инструкцию «возьми по одному». Учить детей повторять за воспитателем несложные фразы.
Описание игры. Воспитатель сообщает детям , что в корзине, которая стоит на столе, лежат овощи.
«Сейчас я буду доставать овощи из корзины по одному. Посмотрю, знаете ли вы их», - говорит педагог и достает морковь, лук, картошку, помидор, капусту. Показывает их, уточняет названия и кладет обратно в корзину. Там, где это целесообразно, он уточняет цвет, размер, назначение овощей.
Дидактическая игра «Овощной суп».
Цель. Учить детей узнавать и называть овощи. Учить понимать и выполнять инструкцию «возьми по одному». Учить детей повторять за воспитателем несложные фразы, использовать в речи собирательное существительное овощи.Описание игры. Воспитатель говорит детям, что кукла Маша собралась варить суп. «Она взяла большую кастрюлю, налила в нее воды и поставила на плиту.(Выполняет названные действия) Теперь Машеньке требуются овощи: морковь, лук, картошка и капуста. Что тебе,Машенька,принести? Тебе нужна картошка? Картошка нужна. Дети,кто хочет принести Машеньке картошку?» Педагог ставит корзину с овощами на детский стул, чтобы детям удобно было брать из нее овощи. «Иди, Митя, найди в корзине картошку,- приглашает педагог ребенка. Что у тебя в руке…? Валера, что достал Митя? Отнеси,Митя,картошку Машеньке. Скажи: я принес тебе картошку…
Чтобы суп получился вкусным,надо положить лук. Кто найдет луковицу? Что это…?(Лук, луковица)А теперь нужно найти морковь. Скажи, Катя,Машеньке:смотри,какая большая,красная морковка».
Фразы,с которыми воспитатель предлагает обратиться к Машеньке, должны быть разными по синтаксической конструкции:простыми («на,Машенька,лук»; «я принес капусту»)и сложными («чтобы суп был вкусным, надо положить в него лук»
Дидактическая игра «Найди и назови».
Цель. Учить детей узнавать овощи в натуре и на картинках, называть их. Учить понимать и правильно выполнять задания педагога. Активизировать в речи детей слово много. Описание игры. Перед детьми на подносе лежат овощи. Воспитатель берет один из овощей(морковь), показывает его детям. Не называя и не требуя названия от детей, он предлагает: «Надо найти такой же овощ, как у меня». Вызывает одного ребенка. После того как задание будет выполнено, педагог объясняет, правильно ли оно выполнено и почему. Далее он вызывает сразу двух детей, которые отыскивают, например, картошку. Остальные дети контролируют правильность выполнения задания. Воспитатель говорит: «Посмотрите,Игорь и Оля нашли такие же овощи, как я… Да,Оля ошиблась,она взяла с подноса лук,а не картошку. Оля,положи луки поищи картошку. Вот теперь правильно. Теперь у меня,у Оли и у Игорька по одной картошине. А сколько всего?( «Много») А теперь надо найти вот такой овощ…»
Педагог показывает детям картинки овощей. Ориентируясь на картинку, вызванный воспитателем ребенок находит на подносе нужный овощ.
Упражнение на звукопроизношение «У Ляли болят зубы».
Цель. Учить детей произносить звук о, округляя при этом губы.
Описание игры.
«Смотрите, - говорит воспитатель,- к нам в гости пришла кукла Ляля. «Ооо, ооо»,- стонет Ляля. Как стонет Ляля?
У Ляли болит зуб. Я сейчас его полечу, и Ляля перестанет плакать». Воспитатель лечит зуб, потом укачивает куклу, предложив детям подпевать: ооо-о,ооо-о.
Воспитатель следит , чтобы дети, произносили звук о, округляя губы.
Упражнение на звукопроизношение «Ослик».
Цель. Учить детей правильно произносить звуки и,о (слитно на одном выдохе). Активизировать в речи детей слова длинный, короткий.
Описание игры.
Воспитатель показывает ослика и говорит: «Это ослик. Посмотрите, какие у него длинные, длинные уши. Какие уши?»
Педагог предлагает детям погладить ослика, потрогать его длинные уши, затем продолжает: «Когда ослик хочет есть, он кричит: иииооо. Как ослик кричит?» Когда дети отвечают на вопрос, воспитательобращает внимание на громкость и протяжность произнесения звуков, следит, чтобы их произносили на одном выдохе.
Иииооо,иииооо- кричит ослик. Грустно ослику одному . вот он и приглашает кого-нибудь поиграть с ним. Смотрите, зайчик скачет.
- Здравствуй, ослик Длинные уши.
- Здравствуй, заинька Короткий хвостик.
Как заяц назвал ослика…? А как обратился ослик к заиньке, что сказал…? Какой хвостик у зайки…? А у ослика…? Иииооо,иииооо – кричит ослик.- Это он рад, что к нему зайчик прибежал… Иииооо, иииооо!
Дидактическое упражнение «Угадай, что это»
Цель: учить детей правильно произносить звуки с, з, ц, различать их на слух, отчетливо и внятно произносить слоги и слова с этими звуками.
Описание игры.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как поют водичка, комарик, как надо сказать кошке (собачке), чтобы она сидела тихо, дает образец. После того как несколько детей повторят звуки с ,з, ц в индивидуальном порядке, педагог предлагает им отгадывать, чей голос они слышат (воды, комара, девочки).
Воспитатель внимает из коробки игрушки, показывает их, уточняет названия: сумка, зайка, корзина, цыпленок, курица, столик, стульчик.
Дидактическое упражнение « Кто где сидит?»
Цель: учить детей правильно произносить звуки с, з, ц, различать их на слух, отчетливо и внятно произносить слоги и слова с этими звуками.
Описание игры.
Воспитатель внимает из коробки игрушки, показывает их, уточняет названия: сумка, зайка, корзина, цыпленок, курица, столик, стульчик. Затем производит с ними различные манипуляции, например сажает зайку в сумку и спрашивает: «Куда залез зайка?» (Зайка залез в сумку и т.п.). предлагает ребенку положить какую нибудь игрушку в сумку или в корзину и спрашивает детей : «Куда Лена посадила зайку?» добивается что бы ответы были развернутыми («Посадила зайку в корзину»).
Затем воспитатель предлагает детям произнести следующие фразы : со-со-со –у Вовы колесо; за-за-за – у Танечки коза; цо-цо-цо – у Катеньки кольцо.
Дидактическая игра «Кого не стало?»
Цель : учить детей различать взрослых животных и их детенышей.
Описание игры.
Воспитатель выставляет игрушки: корову, теленка, козу, козленка. Дети узнают и называют их.
- Щипать травку ушла корова. Не стало коровы.
- Пить воду убежал козленок. Не стало козленка. И т.д.
Детям предлагается задание на группировку животных. Воспитатель говорит: « Муууу! - мычит Буренушка, это она зовет своего сынка. Сейчас, сейчас, Буренушка. Я попрошу Катю привести твоего сыночка». Ребенок находит теленка (детеныши расставлены поодаль от взрослых животных) и ставит его рядом с коровой. ( Если ребенок ошибся и принес козленка, Буренка отворачивается от него или бодается.) педагог продолжает « мэ-э! – кричит, зовет козу козленок. Саша, отнеси козу к козленку».
Дидактическое упражнение « Позови цыпленка»
Цель: отрабатывать произношение звука ц в слогах и словах.
Описание игры
Воспитатель расставляет на столе игрушечных цыплят. Предлагает послушать песенку, которую сочинили цыплята:
- Цыпа –цыпа! – Аты-баты!
Мы цыплята! Мы – цыплята!
Мы клюем,клюем,клюем
Все, что встретим на пути,
И поем, поем, поем:
- Пити-пити, пи-ти-ти!
Затем педагог еще раз читает стихотворение.
«А вот и Таня! – говорит воспитатель и ставит на стол куклу. – она пришла кормит цыплят.
« Идите, идите, цыплята», - зовет Таня. Как она их зовет? А цыплята не идут! Надо позвать их вот так: цып-цып-цып. Как надо их позвать? Видите, сразу все цыплята вместе собрались. Посыплите им зернышек, пусть клюют».
Педагог говорит « есть ли кто либо из вас, - объясняет он, - позовет: цып-цып-цып, то цыпленок подойдет, чтобы поклевать крошек или зернышек».
Ребенок зовет цыпленка, тот подходит и клюет с ладони корм (воображаемая ситуация). Упражнение повторяется 6-7 раз, после чего воспитатель говорит: « Таня и курочке зернышек оставила. Они в блюдце лежат (показывает). Позовите курицу : цып-цып-цып. Кто прибежал? («Курица.») Скажите ей: зернышки в блюдце».
Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Цель: упражнять детей в назывании предметов и их качеств, соотносении орудий труда с профессией; активизировать в речи детей названия орудий труда и професссий ( повар, врач, шофер); развивать слуховое восприятие.
Описание игры.
Воспитатель показывают детям картинки, на которых они узнают и называют повара, доктора, шофера. Вместо картинок можно показать кукол, одетых в соответствующие костюмы (повар, врач) или сюжетную композицию (кукла стоит около машины. Она шофер). Дети называют профессию, отмечают детали костюма (белый халат и шапочку доктора; фартук и колпак повара и т. д), называют орудия труда.
Воспитатель ставит перед детьми коробку. Рассказывают (и показывают) , что в ней лежат различные вещи. Одни вещи нужны повару, другие доктору, врачу, третьи шоферу. Предлагает помочь ему определить, кому что следует отдать. Вызывает ребенка. Тот выбирает, например, градусник (игрушка). Называет его, объясняет, зачем нужен градусник и кому следует передать его (доктору), располагает вещь около его «владельца»-куклы-доктора.
Педагог вначале сам раскладывает предметы, отделяя одну родственную группу от другой. В коробке могут лежать градусник, таблетки, лопатка-шпатель (для врача); терка, поварешка, сковорода (для повара); колесо, руль (для шофера). Далее воспитатель, опираясь на помощь детей, перечисляет предметы, нужные в той или иной профессии. Или, передав ребенку куклу, предлагает найти нужную группу предметов и назвать их.
Детей младшей подгруппы воспитатель приглашает поиграть с предметами. На этом занятие закончивается.
С детьми старшей подгруппы проводится упражнение на развитие слухового восприятие.
Отставив стол с игрушками, педагог просит вспомнить (напоминает), как поет водичка и как поет комар. Дети отвечают все вместе и индивидуально.
Дидактическое упражнение «Кто что делает?».
Цель: уточнить представления детей о трудовых действиях взрослых, учить правильно называть эти действия, а также профессии и некоторые орудия труда; формировать правильное произношение звука с; развивать речевое дыхание (произнесение звука на одном выдохе, протяжно).
Описание игры
На столе воспитателя лежат изображениями вниз сюжетные картинки (с одним действием). Например, бабушка шьет или вяжет; мама гладит; дворник поливает клумбы; девочка подметает; парикмахер причесывает и т. п.
Ребенок выбирает картинку, рассказывает о том, что на ней изображено. Воспитатель задает ему наводящие и уточняющие вопросы: «Шофер ведет не легковую, а ? ...» ( «Грузовую автомашину»). И т.п. затем педагог демонстрирует картинку детям, и те высказываются по ее содержанию. Воспитатель прислушивается к их репликам, уточняет, одобряет ответы.
Затем педагог убирает картинки, а детям предлагает вспомнить, как «поет» вытекающая из крана вода. ( С-с-с.) Показывает картинку с изображением умывающихся детей. Читает потешку «Водичка, водичка....». повторяет ее 2-3 раза при участии детей.
В заключение воспитатель предлагает малышам «спеть» песенку водички. Дети «поют» вместе и по одному «длинную песенку»: произносят звук с протяжно.
Дидактическое упражнение «Чудесная коробочка»
Цель: отрабатывать правильное произношение звуков в словах; учить детей произносить слова отчетливо, правильно называть предметы, узнавать предмет, опираясь на слово воспитателя, раскрывающее его назначение.
Описание игры.
Воспитатель набирает в коробку игрушки и предметы, в названии которых имеются знакомые детям звуки. Воспитатель рассказывает, что у него есть чудесная коробочка, где лежит много интересных игрушек. «сейчас мы все посмотрим, что в ней находится», - говорит педагог. Достает игрушку и спрашивает, что это. Дети хором отвечают. Потом воспитатель предлагает нескольким (поочередно) самостоятельно вынуть из коробки игрушку, показать ее всем присутвующим и сказать, что достал и зачем нужна, эта вещь (из кубиков строят дом, ленту завязывают в бант, в ванне моют куклу и т.д.).
Далее детям раздают по картинке. На них нарисованы банка, дом, дудка, вагон, петух, утка, пальто, ботинок и пр. Воспитатель спрашивает: « У кого то, во что можно налить воды и поставить цветы ?» (Дети сначало индивидуально, а затем хором произносят названия предметов, игрушек.)
Воспитатель ставит на стол 2 игрушки: часы и лягушку. Затем дважды говорит загадку и предлагает детям отгадать, о каком предмете в ней говорится: «на стене висят, тик-тик говорят». (Часы). После того как дети ответят, их вниманию предлагается вторая загадка: «Скачет по дорожке и квакает: ква-ква-ква» (Лягушка.)
Дидактическое упражнение «Сколько?»
Цель: научить детей понимать количественную характеристику совокупностей из отдельных предметов, использовать в речи слова один, по одному, много.
Описание игры.
Воспитатель достает из коробки игрушечных утят. Говорит: « Утенок ... Еще один утенок... Вот еще утенок...» дети помогают ему: «Еще утенок» и т.п. Затем педагог достает утку. Дети говорят , кто это. Воспитатель спрашивает : «Сколько уток? («Утка одна») А сколько утят? («Утят много».) Кря-кря-кря! – крякают утята. Как крякают? И ходят в перевалочку (показывает).
Пока дети изображают утят, воспитатель убирает игрушки и ставит на стол елочку и грибы вокруг нее (по количеству детей). «Сколько выросло грибов! – показывает детям. – Сколько грибов? («Много грибов») Грибов много , а елочка? («Одна») А вот и корзинка. Что это? Сколько в карзинке грибов? («Ни одного гриба нет».) воспитатель предлагает детям «сорвать» по одному грибу. Спрашивает, сколько грибов у Оли... Тани...Саши... Предлагает всем сложить грибы в корзину. Задает вопрос, сколько грибов стало теперь в корзине ( много грибов) и сколько их у детей (ни одного гриба).
Дидактическое упражнение « Где солнечный зайчик?»
Цель: учить детей отыскивать солнечный зайчик и рассказывать о его местонахождении, используя предлоги на, над, около.
Описание игры.
Это игра проводится в солнечный день. Воспитатель сообщает детям, что сейчас появится солнечный зайчик.
Педагог переводит зайчика с пола на стену. Потом дети замечают его на диване, под столом, около шкафа. Малыши сообщают, где находится зайчик, используя в речи соответсвующие предлоги.
Затем воспитатель показывает как зайчики «прыгают по углам», предлагая детям повторить слова «прыг, прыг по углам».
Воспитатель спрашивает «Где же зайчики?» Просит детей поискать их. Малыши заглядывают под стулья, ищут зайчиков за шкафом и т.п. Возвращаются к воспитателю. Тот спрашивает: «Где же зайчики? – «Нет, их. Ушли. Спрятались.», - отвечают дети. « Вы нигде их не нашли?» («Нет «.)
Дидактическое упражнение «Пароход»
Цель: учить детей четко и правильно произносить звук ы; развивать голосовой аппарат, побуждая детей произносить звук тихо и громко; упражнять в подборе существительных к глаголу плавать.
Описание игры.
Воспитатель показывает детям игрушечный пароход и кратко рассказывает о нем (пароходы плавают по рекам, морям, они перевозят людей и различные грузы и т.д.). «Послушайте, как гудит пароход,- говорит педагог и произносит протяжно звук ы: ыыыы». После группового повторения дети повторяют индивидуально.
Затем воспитатель показывает 2 разных по размеру парохода. Предлагает детям показать большой пароход, маленький. Приглашает послушать, как гудит большой пароход и маленький ( произносит звук ы громко и тихо). После совместного повторения звука с различной громкостью несколько детей произносят его громко и тихо самостоятельно.
Теперь вы знаете, - продолжает разговор воспитатель, - что плавает не только рыба, но и ?...(«Пароход») А еще плавать умеют птицы. Но не все, а?...» (Утки, гуси.)
Педагог показывает соответствующие картинки, уточняет и обобщает ответы детей.
Дидактическая игра « Куда что положить?»
Цель: совершенствовать у детей способность к обобщению, учить группировать знакомые предметы по общему признаку (посуда, одежда, овощи).
Описание игры.
Перед детьми красивая коробка. Воспитатель раскрывает ее и показывает, что в ней лежит. По одному достает 3 предмета, спрашивая, что за предмет и каково его назначение. Выслушав нос, одежду лучше повесить или положить в шкаф, а овощи сложить в корзинку.
Педагог вызывает ребенка, предлагает ему взять из коробки любой предмет, сказать, как он называется, для чего служит, и положить туда, где уже лежит аналогичная вещь ( посуда, одежда, овощ). Оценивая ответы, воспитатель еще раз объясняет детям, к какой группе относится выбранный ребенком предмет.
После тоо как на подносе, в корзине и шкафу появится по 3 предмета, воспитатель предлагает всем детям взять из коробки по предмету и разложить их. Проверяет, как выполнено задание. Помогает допустившим ошибки.
В конце игры воспитатель показывает поднос и просит перечислить стоящую на нем посуду, затем овощи, одежду. Уточняет: «Посуда – это и чашка, и стакан, и тарелка, и кружка. Овощи – это лук...» и т.д.
Дидактическое упражнение « Утенок и гусенок»
Цель. Учить детей различать утят и гусят.
Описание игры.
Перед детьми знакомые игрушки – утенок Кряк и гусенок Вилли. Дети называют их, воспитатель просит кого-либо показать утенка (гусенка). Спрашивает, как ребенок догадался, что это утенок, и подсказывает: « У него клюв...(«Широкий».) Сам он... («Толстенький».) Ходит ...»(«Вперевалочку».) и т.п. Точно также рассматривают гусенка Вилли.
«Теги,теги,теги! – зовет воспитатель и объясняет, что так манят гусей. – Позовите так, - советует он, - и гусенок придет к вам, а вы покормите его хлебными крошками или травкой». Гусенка по очереди подзывают 5-6 детей. Он клюет с ладони корм.
Дидактическая игра «Помогите найти маму»
Цель: учить различать взрослых животных и птиц, а также их детенышей; использовать в речи правильные формы глагола хотеть (хочу, хотим, хотите); закреплять произношение звука к.
Описание игры.
«сегодня мы с вами будем читать стихотворение про кота, у которого « шубка очень хороша», - начинает занятие педагог. Послушать это стихотворение кот пригласил разных зверей и птиц. Хотите знать, кого он пригласил? (Добивается ответа: Хотим! Достает и показывает игрушечную корову или любое домашнее животное.)
Корова пришла со своим теленком. Дима, хочешь найти теленка? (Хочу) Пока не доставай из коробки, а спроси у детей: хотите теленка посмотреть?» (Хотим.)
Воспитатель при участии детей последовательно достает утку с утенком, курицу с цыпленком, кота с котенком. Далее педагог отделяет взрослых животных от малышей и предлагает вниманию детей следующий рассказ:
«Однажды теленок, цыпленок и утенок убежали далеко от дома и заблудились. Цыпленок, он же самый маленький, запутался в траве и запищал.
Как он запищал? (Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его курица, позвала: ко-ко-ко. Как позвала?.. А цыпленок никак из травы не может выбраться. Пусть курочка поможет ему». Педагог предлагает кому – либо из детей взять курицу (найти ее среди других «мам») и отнести к цыпленку. Если ребенок ошибается и вместо курицы приносит утку, цыпленок протестует: пищит, прячется. («Не хочу, не хочу! Это не моя мама!»).