Сборник дидактических игр по разделу «Геометрические фигуры»
Зерноград
2017г.
Составитель: Анастасия Азаренкова, Дрига Ольга студентки 4 «В» группы специальности«Дошкольное образование».
Руководитель: Оксана Александровна Глобина, преподаватель профессионального цикла высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «ЗернПК».
Предлагаемый сбоник составлен согласно ФГОС СПО по специальност 440201 «Дошкольное образование» и в сответствии с рабочей программой УД «Педагогика» предназначен как для индивидуальной, так и для групповой деятельноси студентов, для индивудуальной, так и дя групповой деятельности студентов специальност «Дошкольное образование» в учебном процессе Зерноградского педагогического колледжа, а также для воспитателей, методистов ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.
Данный сбоник включает ряд последовательных дидактических игр, которые способствуют правильной организации и проведению непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками по математическому развитию.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………4
1. Сборник дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста по разделу «Геометрические фигуры»…………………………………………….5 2. Сборник дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста по разделу «Геометрические фигуры»…………………………………………….6 3. Сборник дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по разделу «Геометрические фигуры»…………………………………………….7 4. Сборник дидактических игр для детей подготовительной группы дошкольного возраста по разделу «Геометрические фигуры»………………………………………………………………………….8
Введение Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в позновательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Формирование элементарных математических представлений- это целеноправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности (в области математки)
Сборник дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста по разделу «Геометрические фигуры». «Найди предмет»
Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Дети стоят полукругом. В центре расположены два столика: на одном - геометрические формы, на втором - предметы. Педагог рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какую я покажу. Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, педагог показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Затем взрослый катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не подойдут подобраны к образцам.
«Игра с обручем»
Цель: различение и нахождение геометрических фигур.
Для игры используются 4-5 сюжетных игрушек (кукла, матрешки, корзина и т. д.); отличающиеся по величине, цвету, форме. Игрушка ставится в обруч. Дети выделяют признаки, свойственные игрушке, кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком (все красные, все большие, все круглые и т. д.) вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т. д.)
Сборник дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста по разделу «Геометрические фигуры».
"Лото"
Цель: освоение умений выделять различные формы.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур.
Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала, с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.
" У кого хвост длиннее?"
Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.
Шум за дверью. Появляются звери: слоненок, зайчик, медведь, обезьяна – друзья Вини-Пуха. Звери спорят, у кого длиннее хвост. Винни-Пух предлагает детям помочь зверям. Дети сравнивают длину ушей зайца и волка, хвостов лисы и медведя, длину шеи жирафа и обезьяны. Каждый раз вместе с В. они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т.д.
Сборник дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста по разделу «Геометрические фигуры». «Подбери игрушку»
Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.
Материал: игрушки.
В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.
У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.
Сборник дидактических игр для детей подготовительной группы дошкольного возраста по разделу «Геометрические фигуры».
«Незнайка в гостях»
Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.
Материал: 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками. В. обращается к детям: Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.
«Сломанная машина»
Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.
Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.
На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.