Сборник игр, направленных на развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой "Читая, играем"
Сборник игр, направленных на развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой "Читая, играем"
В основе предлагаемых материалов лежит идея использования в деятельности воспитателя детей старшего дошкольного возраста игр, направленных на развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой. Сборник может быть рекомендован воспитателям, родителям детей дошкольного возраста, а также студентам, обучающимся по специальности «Дошкольное образование».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сборник игр, направленных на развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой "Читая, играем"»
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
направленных на развитие речи старших дошкольников
в процессе ознакомления с художественной литературой
Камышлов, 2017
Сборник игр, направленный на развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой / сост. С.Ю. Березина. Камышлов : ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2017.
Руководитель: Селиверстова Е.А., преподаватель филологических наук
В основе предлагаемых материалов лежит идея использования в деятельности воспитателя детей старшего дошкольного возраста игр, направленных на развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой. Сборник может быть рекомендован воспитателям, родителям детей дошкольного возраста, а также студентам, обучающимся по специальности «Дошкольное образование».
Игры к рассказу Владимира Драгунского «Тайное становится явным» 8
Игры к рассказу Владимира Драгунского «Сверху вниз, наискосок» 10
Игры к рассказу Г. Скребицкого «Осень» 12
Игры к рассказу Е. Пермяка «Самое страшное» 13
Игры к рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга» 14
Игры к рассказу Льва Толстого «Косточка» 17
Игры к рассказу Николая Носова «Живая шляпа» 19
Игры к рассказу Николая Носова «На горке» 20
Список литературы 24
Приложение 26
Материалы к занятиям по ознакомлению детей с художественной литературой 26
Пояснительная записка
Литературе так же нужны
талантливые читатели,
как и писатели
С. Я. Маршак
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. №1155) содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать структурные единицы, представляющие определенные направления образования и развития детей. В числе этих направлений, названных образовательными областями, обозначено речевое развитие. Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Именно в дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас.
По мнению О. С. Ушаковой, контекстуальная осмысленность слов и выражений, включенных в литературные произведения, способствует обогащению словаря, а также средств словесной выразительности, образной речи.
Наличие пособий само по себе не решает задач речевого развития детей. Они не окажут заметного влияния на развитие речи дошкольников и будут лишь средством развлечения, если их использование не будет сопровождаться словом воспитателя, которое будет направлять восприятие детей, объяснять и называть показываемое.
Организовать работу с художественной литературой можно по-разному: выразительное чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций, объяснение незнакомых слов. Все это несомненно будет влиять и на развитие речи. Но так как игра в дошкольном детстве имеет высокое развивающее значение, остановимся на игровых формах работы.
Цель сборника: подбор и систематизация игр, направленных на развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.
Задачи:
1) подбор игр, способствующих развитию речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой;
2) систематизация игр по художественным произведениям;
3) оформление сборника игр, направленных на развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой
Разработка сборника осуществлялась с учетом требований ФГОС ДО к результату дошкольного образования и условиям организации образовательного процесса, особенности образовательной программы «Успех» под редакцией Н.В. Фединой, рекомендованной ФИРО и успешно реализуемой во многих дошкольных образовательных организациях. В программе «Успех» большое внимание уделяется речевому развитию. Речь — одно из важнейших средств коммуникации. Она проявляется в дошкольном возрасте прежде всего в диалогах и полилогах (коллективных разговорах): собеседники обмениваются мыслями, задают друг другу уточняющие вопросы, обсуждая предмет разговора. Постепенно формы речевого общения усложняются: в ответах на поставленный вопрос дети начинают использовать сначала элементы, а затем и полноценные монологи описательного и повествовательного характера, а также элементы рассуждений.
Данный сборник рассчитан на старший дошкольный возраст. Именно в старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов. Согласно исследованиям А.А. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева мышление и восприятие старших дошкольников находятся на таком уровне, который позволяет им хорошо понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, выделять из художественного текста средства выразительности
В качестве литературного материала были выбраны произведения русских писателей 19 и 20 века. Чтение и обсуждение данных произведений предполагается рабочей программой детей 6-го года жизни, а также определяется примерной образовательной программой. Содержание носит близкий для детей характер, так как рассказы имеют моральное содержание. В них через художественные образы воспитываются смелость, чувство гордости и восхищения героизмом людей, сочувствие, отзывчивость, заботливое отношение к близким. Дети учатся оценивать поступки персонажей, их мотивы. Воспитатель помогает детям осмыслить отношение к героям, добивается понимания главной идеи – развития красивой образной речи.
Язык данных произведений образный, содержит в себе богатый языковой материал: например, в рассказе Г. Скребицкого «Осень» мы можем увидеть и сравнения, и эпитеты, и олицетворения – «листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки», «дуб-богатырь», «лебеди, летят, машут крыльями, словно платками», «пёстрый убор листьев».
Игры носят типовой характер. На каждое литературное произведение представлено по 5 игр, направленных на все задачи развития образной речи, в частности на привлечение внимания детей к образным средствам, встречающимся в тексте; умение выделять в тексте образные средства языка, понимать и объяснять их значение; умение придумывать свои слова и выражения по аналогии со словами, выделенными в тексте; применение в речи детей образных авторских средств в процессе беседы о прочитанном пересказе и заучивании наизусть. Каждой игре прописана цель, необходимый материал. Игры, направленные на развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой классифицированы по алфавиту. Количество игр - . Разработанные игры можно использовать без предварительной подготовки, так как предполагаются ответы детей.
Практическая значимость сборника игр состоит в разработке, отборе, структурировании речевых игр в процессе ознакомления с художественной литературой для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Игры, направленные на развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой разработаны на материале отдельных, конкретных литературных текстов, но могут переноситься и на другие тексты и использоваться в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями художественной литературы.
Игры, направленные на развитие речи можно рассматривать в качестве методических наработок, дополняющих разработанные программно-методические комплексы, и позволяющего организовать игровую деятельность детей, направленную на развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой.
Таким образом, использование в процессе развития речи ребенка-дошкольника произведений художественной литературы, способствует развитию правильной и полноценной речи у ребенка - дошкольника.
Игры к рассказу В. Бианки «Купание медвежат»
Игра «Странные слова»
Цель: научить выделять в тексте образные средства языка, понимать и объяснять их значение.
Материал: В. Бианки «Купание медвежат»
Инструкция: Вспомним, какие слова и выражения встретились в рассказе В. Бианки «Купание медвежат». Я вам буду называть слова и выражения, а вы их обозначение. (Также воспитатель может называть обозначение, а дети слова и выражения)
Пестун – медвежонок, оставшийся с матерью и помогающий заботиться о младших братьях и сёстрах, заботливый воспитатель
Медвежья нянька – медведь, который ходит со своим детенышем,
Схватил за шиворот – взять, поймать, схватить кого-либо с целью наказать, привлечь к ответственности.
Барахтался – делать быстрые беспорядочные движения телом, руками, ногами, стараясь подняться, освободиться от чего-либо или выплыть
Ненароком – случайно
Удирать – быстро, что есть силы убегать
Плюх надавала – пощёчина, ударить по щеке
Знойный день –жаркий день, солнечный
Игра «Я начну, а вы продолжите»
Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте
Материал: В. Бианки «Купание медвежат»
Инструкция: Воспитатель читает рассказ. Затем говорит незаконченные предложения, а дети должны их закончить, используя образные обороты речи.
Примерный набор предложений.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и… (пестун)
Полоскал, полоскал его, да… (ненароком и выронил в воду)
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был.. (знойным)
Игра «Исправь ошибки»
Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте
Материал: В. Бианки «Купание медвежат»
Инструкция: Я вам прочитаю отрывки из рассказа. Послушайте внимательно, найдите ошибку и исправьте ее.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и павлин — её годовалый сын, медвежья нянька. - Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун — её годовалый сын, медвежья нянька.
Пестун схватил одного медвежонка зубами за одежду и давай окунать его в речку. - Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.
Игра «Какой, какая какие»?
Цель: развивать умение придумывать свои слова и выражения по аналогии со словами, выделенными в тексте
Материал: В. Бианки «Купание медвежат»
Инструкция: Кто такой пестун? Какой пестун? Как еще можно назвать пестуна? Придумай необычное название пестуну?
Игра «Сочинялка»
Цель: развивать умение применять в речи образные средства
Материал: В. Бианки «Купание медвежат»
Инструкция: Мы узнали, как купаются медвежата. Попробуй составить рассказ о том, как медвежата делают себе берлогу. Не забудь, что ты составляешь рассказ, а не сказку.
Игры к рассказу В. Драгунского «Тайное становится явным»
Игра «Странные слова»
Цель: научить выделять в тексте образные средства языка, понимать и объяснять их значение.
Материал: В. Драгунский «Тайное становится явным»
Инструкция: Вспомним, какие слова и выражения встретились в рассказе В. Драгунского «Тайное становится явным». Я вам буду называть слова и выражения, а вы их обозначение. (Также воспитатель может называть обозначение, а дети слова и выражения)
Тайное становится явным - не нужно врать и говорить не правду если всё всегда раскрывается и становится явным
Раскромсал - неровно, небрежно разделить, разре́зать что-либо на части, на куски.
Вылитый Кощей - исхудалый, тощий и высокий человек
В Грановитой палате – ее фасад облицован белым камнем с острыми гранями наподобие бриллиантов
царь-пушки – большая пушка, на ней выгравирован портрет царя
Игра «Исправь ошибки»
Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте
Материал: В. Драгунский «Тайное становится явным»
Инструкция: Я вам прочитаю отрывки из рассказа. Послушайте внимательно, найдите ошибку и исправьте ее.
Посмотри, на кого ты стал похож! Не ешь. Ты должен похудеть. - Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.
Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Оранжевой палате и в Оружейной, стоял возле пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. - Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный.
Игра «Поступки»
Цель: развивать умение применять в речи образные средства
Инструкция: Ребята, давайте вспомним свои поступки, хорошие, а может быть плохие.
Игра«Что значит?»
Цель: развивать умение применять в речи образные средства
Материал: В. Драгунский «Тайное становится явным»
Инструкция: Как вы думаете, что значит «Все тайное становится явным»?
Игра «Загадки»
Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте
Материал: В. Драгунский «Тайное становится явным»
Инструкция: Перед вами загадка, отгадками которой являются слова, словосочетания и даже целые фразы из изученного нами произведения. Ну что, начнём? Будьте внимательны!
У мамы сын Дениска был,
Который кушать не любил.
Он не хотел есть пищу нашу,
Особенно мамину …(кашу)
Дениска рано утром встал,
Почистил зубы и сказал:
(- Я эту кашу есть боюсь,
Я постоянно ей давлюсь.
Из-за стола я, мама, встану,
Но эту кашу есть не стану!)
Сидел он до-о-о-лго за столом,
Слегка перекусив …(яйцом)
Ведь ты не ешь ни каш, ни щей,
Ты словно сказочный …(Кощей)
А напоследок я вас, друзья,
Спрошу о самом главном:
- Какой урок из этой истории извлёк Денис?
Правильно: …(Тайное всегда становится явным)
Игры к рассказу Владимира Драгунского «Сверху вниз, наискосок»
Игра «Странные слова»
Цель: научить выделять в тексте образные средства языка, понимать и объяснять их значение.
Материал: В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок»
Инструкция: Вспомним, какие слова и выражения встретились в рассказе. Я вам буду называть слова и выражения, а вы их обозначение. (Также воспитатель может называть обозначение, а дети слова и выражения)
гремели, как железо на крыше
бригада
Шабаш
шипела, как змея
стал качать во всю ивановскую
остолбенел
глаза расширились
Игра «Кто больше скажет о профессии»
Цель: активизировать использование в речи образных средств языка
Инструкция: Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю спать... А как вы думаете, какая профессия у Ирины Владимировны, которая нам готовит обед? Правильно, повар. А какие вы еще знаете профессии? (Высказывания детей.) Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие-то действия. Что же делает повар? (Повар варит, печет, жарит, чистит овощи и т. д.)
А что делает врач? (Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.)
А что делает портной? (Портной кроит, наметывает, порет, гладит, примеряет, шьет.)
Воспитатель называет еще профессии строителя, учителя, сторожа, пастуха, сапожника, а дети называют действия людей этих профессий.
Игра «Волшебный сундучок»
Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте
Материал: картинки, обозначающие профессии
Инструкция:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Оля (Маша и т. д.), загляни,
Вынь картинку, назови.
Слесарь, рабочие, маляр, монтер
Игра «Какая, какой, какое?»
Цель: развивать умение придумывать свои слова и выражения по аналогии со словами, выделенными в тексте
Материал:
Инструкция: Какие девушки-маляры? Они все были очень красиво одеты: носили мужские длинные штаны, измазанные разными красками и совершенно твердые. Когда эти девушки ходили, штаны на них гремели, как железо на крыше. А на головах девушки носили шапки из газет. Эти девушки были маляры и назывались: бригада. Они были очень веселые и ловкие, любили смеяться и всегда пели песню «Ландыши, ландыши». Но я эту песню не люблю. И Аленка. И Мишка тоже не любит. Зато мы все любили смотреть, как работают девушки-маляры и как у них все получается складно и аккуратно. Мы знали по именам всю бригаду. Их звали Санька, Раечка и Нелли.
Игры к рассказу Г. Скребицкого «Осень»
Игра «Какого цвета осень?»
Цель: привлечь внимание к образным средствам, встречающимся в тексте
Цель: научить выделять в тексте образные средства языка, понимать и объяснять их значение.
Материал: Г. Скребицкий «Осень»
Инструкция: Вспомним, какие слова и выражения встретились в рассказе Г. Скребицкого «Осень». Я вам буду называть слова и выражения, а вы их обозначение. (Также воспитатель может называть обозначение, а дети слова и выражения)
Осень зла –
Покрыла-
Разрумянила – разукрасила
Дуб-богатырь – большой могучий дуб
Осень думает –
Игра «Я начну, а вы продолжите»
Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте
Материал: Г. Скребицкий «Осень»
Инструкция: Воспитатель читает рассказ. Затем говорит незаконченные предложения, а дети должны их закончить, используя образные обороты речи.
Примерный набор предложений.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки
Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками, шлт прощальный привет родным местам
Игра «Придумай и скажи»
Цель: развивать умение придумывать свои слова и выражения по аналогии со словами, выделенными в тексте.
Материал:
Инструкция: В тексте нам встретилось большое количество сравнений. Давай придумаем свои интересные образные слова к животным: ёж, барсук, медведь, белочка, лиса.
Игра «Сравнения»
Цель: научить выделять в тексте образные средства языка
Материал: Г. Скребицкий «Осень»
Инструкция: С чем сравнивает автор листья осинок? А осинник? Как описывает дуб? Птиц? И т.д.
листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки
осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит
дуб-богатырь «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть»
душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога
большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками
тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку
Игры к рассказу Е. Пермяка «Самое страшное»
Игра «Кто внимательнее?»
Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте
Материал: Е. Пермяк «Самое страшное»
Инструкция: Что автор считает самым страшным? Что значит «Один-одинешенек»?
Игра «Странные слова»
Цель: научить выделять в тексте образные средства языка, понимать и объяснять их значение.
Материал: Е. Пермяк «Самое страшное»
Инструкция: Вспомним, какие слова и выражения встретились в рассказе Е. Пермяка «Самое страшное». Я вам буду называть слова и выражения, а вы их обозначение. (Также воспитатель может называть обозначение, а дети слова и выражения)
Рожи строил – гримасы строил, менял выражение лица
Недобрые зеленые глаза – глаза с опаской
Игра «Опиши главного героя»
Цель: активизировать использование в речи детей образных авторских средств
Материал: Е. Пермяк «Самое страшное»
Инструкция: Опишите Вову. Какой он? Почему с ним перестали все играть?
Игра «Волшебная труба»
Цель: развивать умение придумывать свои слова и выражения по аналогии со словами, выделенными в тексте.
Материал: Журнал или лист бумаги, свернутый в трубочку, Е. Пермяк «Самое страшное»
Инструкция: У меня есть волшебная труба. Если посмотреть через нее на героя рассказа, он поменяет свои черты характера на противоположные. Посмотри через волшебную трубу на героя и скажи, как он изменился.
Игра «Продолжи рассказ»
Цель: активизировать использование в речи образных средств в процессе составления рассказа
Материал: Е. Пермяк «Самое страшное»
Инструкция: Ребята, сейчас я вам предложу интересное задание – придумать окончание рассказа. Автор закончил рассказ тем, что Вова остался один, с ним никто не играет. А как бы вы закончили этот рассказ. Помните, что вам надо придумать окончание рассказа, а не сказки.
Игры к рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга»
Игра «Странные слова»
Цель: научить выделять в тексте образные средства языка, понимать и объяснять их значение.
Материал: К. Паустовский «Кот-ворюга»
Инструкция: Вспомним, какие слова и выражения встретились в рассказе К. Паустовского «Кот-ворюга». Я вам буду называть слова и выражения, а вы их обозначение. (Также воспитатель может называть обозначение, а дети слова и выражения)
дикими глазами – испуганными глазами
отчаянный поступок – необдуманное действие
подскочил, как футбольный мяч – подпрыгнул высоко
сожженные солнцем – обгоревшие на солнце
выл, как подземный дух – ревел громко
Игра «Разноцветный сундучок»
Цель: применение в речи образных средств
Материал: Шкатулка. Предметные картинки
Инструкция:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Оля (Маша и т. д.), загляни,
Вынь картинку, назови.
По ходу рассматривания картинок воспитатель задает вопросы: «Какой кот? Какая ловушка была в рассказе?»
Игра «Дружные ребята».
Цель: активизация использования в речи образных средств
Материал: стулья
Инструкция: Встаньте в пары. Теперь постройтесь в две колонны. Первая колонна — ребята, вторая — коты. Вот ваши дома (ставит в разных концах зала стулья). Когда услышите танцевальную музыку, будете танцевать и бегать — резвиться на лужайке. При команде «Опасно!» все бегите в свой дом. Как только прибежали, по очереди ребята описывают котов, а коты ребят. Выигрывает та команда, которая скорее соберется.
Игра «Я начну, а вы продолжите»
Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте
Материал: К. Паустовский «Кот-ворюга»
Инструкция: Воспитатель читает рассказ. Затем говорит незаконченные предложения, а дети должны их закончить, используя образные обороты речи.
Примерный набор предложений.
Дом был маленький. Он стоял … (в глухом, заброшенном саду).
Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался … (тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе).
Игра «Самый внимательный»
Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте
Материал:
Инструкция: Посмотрим, кто у нас самый внимательный. Я буду задавать вопросы, а вы выберите правильный ответ
Какого цвета был неуловимый кот?
белого
рыжего
серого
черного
Что удалось установить о коте через неделю?
у кота разорвано ухо
у кота поцарапан нос
у кота большая рана на спине
у кота подбит глаз
Что кот однажды своровал в чулане?
запас зерна для кур
соленые огурцы из бочки
банку с червями
рыбу из ведра
С чем кот-ворюга залез на березу?
с куском мяса
с куском ливерной колбасы
со связкой сушеной рыбы
с коробкой конфет
Кто вытащил кота из-под дома?
Ленька – сын сапожника
Петька – сын аптекаря
Ванька – сын охотника
Пашка – сын рыбака
Что сделали с котом, после того, как поймали его?
выдрали его
заперли в доме
накормили до отвала
выгнали
Игры к рассказу Льва Толстого «Косточка»
Игра «Поступки»
Цель: активизировать использование в речи образных средств в процессе беседы.
Материал: Л.Н. Толстой «Косточка», карточки с изображением поступков
Инструкция: Посмотрите внимательно на стол, там лежат картинки. Выберете по одной картинке и расскажите, какой там нарисован поступок.
Игра «Странные слова»
Цель: научить выделять в тексте образные средства языка, понимать и объяснять их значение.
Материал: Л.Н. Толстой «Косточка»
Инструкция: Вспомним, какие слова и выражения встретились в рассказе Л. Толстого «Косточка». Я вам буду называть слова и выражения, а вы их обозначение. (Также воспитатель может называть обозначение, а дети слова и выражения)
Покраснел, как рак – от стыда стал красного цвета, как вареный рак
Горница – светлая, красивая комната
Сочла – посчитала
Побледнел – стал белым, бледным от испуга
Игра «Опиши главного героя рассказа»
Цель: активизировать использование в речи образных средств в процессе беседы.
Материал: Л.Н. Толстой «Косточка»
Инструкция: Опишите Ваню словами из рассказа
Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. Ваня был ребенком
Игра «Исправь ошибки»
Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте
Материал: Л.Н. Толстой «Косточка»
Инструкция: Я вам прочитаю отрывки из рассказа. Послушайте внимательно, найдите ошибку и исправьте ее.
Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил и съел все сливы. - Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Папа покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел». - Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это хорошо..» - Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо…»
Игра «Объясни, покажи»
Цель: научить понимать и объяснять значение образных средств – фразеологизмов.
Материал: Л. Толстой «Косточка», карточки, отражающие прямое и переносное значение используемых фразеологизмов.
Инструкция: Сгореть со стыда. Что означает это выражение? Когда так говорят? В каком случае так можно сказать? Подбери картинку, которая подходит к этому выражению
Игры к рассказу Николая Носова «Живая шляпа»
Игра «Вопрос-ответ»
Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте.
Материал: Н.Носов «Живая шляпа»
Инструкция: Ответь на вопросы:
Смешная это история или печальная?
Что вам показалось самым смешным?
Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
Расскажите, как мальчики испугались?
Как мальчики узнали секрет шляпы?
Игра «Странные слова»
Цель: научить выделять в тексте образные средства языка, понимать и объяснять их значение.
Материал: Н.Носов «Живая шляпа»
Инструкция: Вспомним, какие слова и выражения встретились в рассказе Н. Носова «Живая шляпа». Я вам буду называть слова и выражения, а вы их обозначение. (Также воспитатель может называть обозначение, а дети слова и выражения)
Плюхнулось –
Трясутся от страха –
Швырять –
Игра «Я начну, а вы продолжите»
Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте
Материал: Н. Носов «Живая шляпа»
Инструкция: Воспитатель читает рассказ. Затем говорит незаконченные предложения, а дети должны их закончить, используя образные обороты речи.
Примерный набор предложений.
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то … (плюхнулось)
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг… (шляпа поползла прямо к нему)
- Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой… (тресну)
- Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, - предложил Вовка Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали… (швырять)
Игра «Разве так бывает?»
Цель: развивать умение называть образные слова и выражения
Материал: Н. Носов «Живая шляпа»
Инструкция: Какая оказалась шляпа? Почему мальчики так решили? Опиши, признаки живой шляпы. (Шляпа поползла, шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась, шляпа повернулась и поползла, шляпа как подскочит кверху)
Игра «Придумай окончание рассказа»
Цель: активизировать в использовании речи образных средств
Инструкция: Ребята, сейчас я предложу интересное задание – придумать окончание рассказа. Послушайте, с чего все начиналось: «Однажды летом дети пошли в лес собирать грибы. День был солнечный. На полянке видимо-невидимо ягод. Бросились дети собирать их: кто в кувшин, кто в корзинку, а кто в рот. Много ягод собрали. Устали. Сели отдохнуть под кустом. Пообедали тем, что принесли с собой, прилегли на траве и вдруг…» А что случилось дальше, и чем закончилась эта история, придумайте сами. Помните, что вам надо придумать окончание рассказа, а не сказки.
Игры к рассказу Николая Носова «На горке»
Игра «Я начну, а вы продолжите»
Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте
Материал: Н. Носов «На горке»
Инструкция: Воспитатель читает рассказ. Затем говорит незаконченные предложения, а дети должны их закончить, используя образные обороты речи.
Примерный набор предложений.
Был ясный морозный день, снег на солнце... (сверкал, искрился, переливался, блестел).
Миша сел на санки и помчался с горы... (пулей, вихрем, стрелой, так что дух захватывало, молнией).
Санки перевернулись, и мальчик... (шлепнулся, плюхнулся, полетел кубарем, полетел вверх тормашками, бухнулся в снег).
Коле очень захотелось, чтобы горка получилась. Он трудился... (не покладая рук, без устали, в поте лица).
Игра «Скажи по-другому»
Цель: научить понимать и объяснять значение образных средств языка
Материал: Н.Носов «На горке»
Инструкция: Есть такое выражение – душа в пятки ушла. Что оно обозначает? Как сказать по-другому? - Когда человек очень сильно напуган
Выражения: надуть губы, откуда ни возьмись, зарубить на носу, повесить голову, вверх тормашками, как ни в чем не бывало, не покладая рук.
Игра «Объяснялки»
Цель: научить понимать и объяснять значение образных средств языка
Материал: Н.Носов «На горке»
Инструкция: Объясните, как вы понимаете пословицы:
Любишь кататься, люби и саночки возить;
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
О ком в рассказе так можно сказать?
Игра «Путаница»
Цель: привлечь внимание детей к образным средствам, встречающимся в тексте
Материал:
Инструкция: Восстанови последовательность событий рассказа Н. Носова "На горке». Расскажи, что происходит в каждой части.
Дружная работа ребят.
Котька вышел кататься.
Ох, и скользко!
Котька горку песком посыпает.
Прибежали ребята.
А с горки-то кататься нельзя!
Положение надо спасать.
Котька делает ступеньки.
Игра «Незнайка»
Цель: развитие умения применять в речи образные средства
Материал: игрушка Незнайки, сюжетные картинки по рассказу Н. Носова «На горке»
Инструкция: Незнайка никогда не читал рассказа Н. Носова «На горке». Давай познакомим его с героями рассказа. (детям предлагаются картинки, по которым они знакомят Незнайку с героями)
Список литературы
Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников» Учебное пособие. М.: Академия, 2008
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М. : Мозаика-Синтез, 1999
Бианки В. Купание медвежат.
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет . // Ребенок в детском саду 2002, №2
Драгунский В. Друг детства.
Драгунский В. Сверху вниз, наискосок.
Драгунский В. Тайное становится явным.
Дунаев Н.О.«Значение художественной литературы в формировании личности ребенка» Дошкольное воспитание. 2007, №6
Житков Б. Как я ловил человечков.
Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. «Развитие речи детей дошкольного возраста» Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2004
Носов Н. Живая шляпа.
Носов Н. Леденец.
Носов Н. На горке.
Остер Г. Петька-микроб.
Паустовский К. Кот-ворюга.
Пермяк Е. Самое страшное.
Скребицкий Г. Осень.
Толстой Л.Н. Косточка.
Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2016
Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. М. : ТЦ Сфера, 2009.
Ушакова О.С. Развитие речи т творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. М. : ТЦ Сфера, 2015.
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. – М.: ТЦ Сфера. 2009.
Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет : программа, методические рекомендации, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения. М. : Вентана-Граф, 2014.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Чиндилова О.В., Баденова А.В. Наши книжки. Пособие по художественно-эстетическому развитию для детей. М. : Баласс, 2014.
Приложение Материалы к занятиям по ознакомлению детей с художественной литературой
Рассказ Н. Носова «Живая шляпа»
Шляпа лежала на комоде, котенок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то плюхнулось - упало на пол. Они обернулись и увидели на полу возле комода шляпу.
Вовка подошел к комоду, нагнулся, хотел поднять шляпу - и вдруг как закричит:
- Ай-ай-ай! - и бегом в сторону.
- Чего ты? - спрашивает Вадик.
- Она жи-жи-живая!
- Кто живая?
- Шля-шля-шля-па.
- Что ты! Разве шляпы бывают живые?
- По-посмотри сам!
Вадик подошел поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
- Ай! - и прыг на диван. Вовка за ним.
Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
- Ай! Ой! - закричали ребята.
Соскочили с дивана - и бегом из комнаты. Прибежали на кухню и дверь за собой закрыли.
- Я у-у-хо-хо-жу! - говорит Вовка.
- Куда?
- Пойду к себе домой.
- Почему?
- Шляпы бо-боюсь! Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила.
- А может быть, ее кто-нибудь за веревочку дергает?
- Ну, пойди посмотри.
- Пойдем вместе. Я возьму клюшку. Если она к нам полезет, я ее клюшкой тресну.
- Постой, я тоже клюшку возьму.
- Да у нас другой клюшки нет.
- Ну, я возьму лыжную палку.
Они взяли клюшку и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату.
- Где же она? - спрашивает Вадик.
- Вон там, возле стола.
- Сейчас я ее как тресну клюшкой! - говорит Вадик. - Пусть только подлезет ближе, бродяга такая!
- Давай наберем картошки и будем в нее картошкой стрелять, - предложил Вовка.
Они вернулись на кухню, набрали из корзины картошки и стали швырять ее в шляпу" Швыряли, швыряли, наконец Вадик попал. Шляпа как подскочит кверху!
- Мяу! - закричало что-то. Глядь, из-под шляпы высунулся серый хвост, потом лапа, а потом и сам котенок выскочил.
- Васька! - обрадовались ребята.
- Наверно, он сидел на полу, а шляпа на него с комода упала, - догадался Вовка.
Вадик схватил Ваську и давай его обнимать!
- Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?
Но Васька ничего не ответил, Он только фыркал и жмурился от света.
Рассказ Н. Носова «На горке»
Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили её водой и побежали домой обедать.
– Вот пообедаем, – говорили они, – а горка пока замёрзнет. А после обеда мы придём с санками и будем кататься.
А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, – как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься то как следует не умеет! Подъехал к горке – О, говорит, – хорошая горка получилась! Сейчас скачусь.
Только полез на горку – бух носом!
– Ого! – говорит. – Скользкая! Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться не может. «Что делать?» – думает. Думал, думал – и придумал: «Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё». Схватил он фанерку и покатил к дворницкой. Там – ящик с песком. Он и стал из ящика песок на горку таскать. Посыпает впереди себя, а сам лезет всё выше и выше. Взобрался на самый верх.
– Вот теперь, – говорит, – скачусь! Оттолкнулся ногой и снова – бух носом! Коньки то по песку не едут! Лежит Котька на животе и говорит: – Как же теперь по песку кататься? И полез вниз на четвереньках. Тут прибежали ребята. Видят – горка песком посыпана. – Это кто здесь напортил? – закричали они. – Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька? – Нет, – говорит Котька, – я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться. – Ах ты, умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он – песком! Как же теперь кататься? Котька говорит: – Может быть, когда-нибудь снег пойдёт, он засыплет песок, вот и можно будет кататься. – Так снег, может, через неделю пойдёт, а нам сегодня надо кататься. – Ну, я не знаю, – говорит Котька. – Не знаешь! Как испортить горку, ты знаешь, а как починить, не знаешь! Бери сейчас же лопату! Котька отвязал коньки и взял лопату. – Засыпай песок снегом! Котька стал посыпать горку снегом, а ребята снова водой полили. – Вот теперь, – говорят, – замёрзнет, и можно будет кататься. А Котьке так работать понравилось, что он ещё сбоку лопатой ступеньки проделал. – Это, – говорит, – чтоб всем было легко взбираться, а то ещё кто-нибудь снова песком посыплет!
Рассказ Г. Скребицкого «Осень»
Для своей работы Художник-Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.
Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, свезла на гумна, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц: журавлей, гусей, уток... А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками, шлт прощальный привет родным местам.
Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.
Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.
Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им даром время терять.
Спешит, торопится Осень; всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.
Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна Осень своей работой
Рассказ Е. Пермяка «Самое страшное»
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его – и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.
Решил Вова из‑под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.
Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.
Один‑одинёшенек!
Рассказ В. Драгунского «Тайное становится явным»
Я услышал, как мама в коридоре сказала кому-то:
- Тайное всегда становится явным.
И когда она вошла в комнату, я спросил:
- Что это значит, мама: «Тайное становится явным»?
- А это значит, что если кто поступает нечестно, все равно про него это узнают, и будет ему очень стыдно, и он понесет наказание, - сказала мама. - Понял?.. Ложись-ка спать!
Я вычистил зубы, лег спать, но не спал, а все время думал: как же так получается, что тайное становится явным? И я долго не спал, а когда проснулся, было утро, папа был уже на работе, и мы с мамой были одни. Я опять почистил зубы и стал завтракать.
Сначала я съел яйцо. Это было еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но потом мама принесла целую тарелку манной каши.
- Ешь! - сказала мама. - Безо всяких разговоров!
Я сказал:
- Видеть не могу манную кашу!
Но мама закричала:
- Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь. Ты должен поправиться.
Я сказал:
- Я ею давлюсь!
Тогда мама села со мной рядом, обняла меня за плечи и ласково спросила:
- Хочешь, пойдем с тобой в Кремль?
Ну еще бы... Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле царь-пушки и знаю, где сидел Иван Грозный. И еще там очень много интересного. Поэтому я быстро ответил маме:
- Конечно, хочу в Кремль! Даже очень!
Тогда мама улыбнулась:
- Ну вот, съешь всю кашу, и пойдем. А я пока посуду вымою. Только помни - ты должен съесть все до дна!
И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине. Я пошлепал ее ложкой. Потом посолил. Попробовал - ну, невозможно есть! Тогда я подумал, что, может быть, сахару не хватает? Посыпал песку, попробовал... Еще хуже стало. Я не люблю кашу, я же говорю.
А она к тому же была очень густая. Если бы она была жидкая, тогда другое дело, я бы зажмурился и выпил ее. Тут я взял и долил в кашу кипятку. Все равно было скользко, липко и противно.
Главное, когда я глотаю, у меня горло само сжимается и выталкивает эту кашу обратно. Ужасно обидно! Ведь в Кремль-то хочется! И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, все можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание, и я, наверно, потерял сознание, потому что взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу. Потом сразу вернулся и сел за стол.
В это время вошла мама. Она сразу посмотрела на тарелку и обрадовалась:
- Ну что за Дениска, что за парень-молодец! Съел всю кашу до дна! Ну, вставай, одевайся, рабочий народ, идем на прогулку в Кремль! - И она меня поцеловала.
В эту же минуту дверь открылась, и в комнату вошел милиционер. Он сказал:
- Здравствуйте! - и подбежал к окну, и поглядел вниз. - А еще интеллигентный человек.
- Что вам нужно? - строго спросила мама.
- Как не стыдно! - Милиционер даже стал по стойке «смирно». - Государство предоставляет вам новое жилье, со всеми удобствами и, между прочим, с мусоропроводом, а вы выливаете разную гадость за окно!
- Не клевещите. Ничего я не выливаю!
- Ах не выливаете?! - язвительно рассмеялся милиционер. И, открыв дверь в коридор, крикнул: - Пострадавший!
И вот к нам вошел какой-то дяденька.
Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду.
На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине. Он как вошел, сразу стал мекать:
- Главное, я иду фотографироваться... И вдруг такая история... Каша... мм... манная... Горячая, между прочим, сквозь шляпу и то... жжет... Как же я пошлю свое... мм... фото, когда я весь в каше?!
Тут мама посмотрела на меня, и глаза у нее стали зеленые, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась.
- Извините, пожалуйста, - сказала она тихо, - разрешите, я вас почищу, пройдите сюда!
И они все трое вышли в коридор.
А когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:
- Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!
Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:
- Ты это запомнил на всю жизнь? И я ответил:
- Да.
Рассказ В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок»
В то лето, когда я еще не ходил в школу, у нас во дворе был ремонт. Повсюду валялись кирпичи и доски, а посреди двора высилась огромная куча песку. И мы играли на этом песке в «разгром фашистов под Москвой», или делали куличики, или просто так играли ни во что.
Нам было очень весело, и мы подружились с рабочими и даже помогали им ремонтировать дом: один раз я принес слесарю дяде Грише полный чайник кипятку, а второй раз Алёнка показала монтерам, где у нас черный ход. И мы еще много помогали, только сейчас я уже не помню всего.
А потом как-то незаметно ремонт стал заканчиваться, рабочие уходили один за другим, дядя Гриша попрощался с нами за руку, подарил мне тяжелую железку и тоже ушел.
И вместо дяди Гриши во двор пришли три девушки. Они все были очень красиво одеты: носили мужские длинные штаны, измазанные разными красками и совершенно твердые. Когда эти девушки ходили, штаны на них гремели, как железо на крыше. А на головах девушки носили шапки из газет. Эти девушки были маляры и назывались: бригада. Они были очень веселые и ловкие, любили смеяться и всегда пели песню «Ландыши, ландыши». Но я эту песню не люблю. И Аленка. И Мишка тоже не любит. Зато мы все любили смотреть, как работают девушки-маляры и как у них все получается складно и аккуратно. Мы знали по именам всю бригаду. Их звали Санька, Раечка и Нелли.
И однажды мы к ним подошли, и тетя Саня сказала:
– Ребятки, сбегайте кто-нибудь и узнайте, который час.
Я сбегал, узнал и сказал:
– Без пяти двенадцать, тетя Саня…
Она сказала:
– Шабаш, девчата! Я – в столовую! – и пошла со двора.
И тетя Раечка и тетя Нелли пошли за ней обедать.
А бочонок с краской оставили. И резиновый шланг тоже.
Мы сразу подошли ближе и стали смотреть на тот кусочек дома, где они только сейчас красили. Было очень здорово: ровно и коричнево, с небольшой краснотой. Мишка смотрел-смотрел, потом говорит:
– Интересно, а если я покачаю насос, краска пойдет?
Аленка говорит:
– Спорим, не пойдет!
Тогда я говорю:
– А вот спорим, пойдет!
Тут Мишка говорит:
– Не надо спорить. Сейчас я попробую. Держи, Дениска, шланг, а я покачаю.
И давай качать. Раза два-три качнул, и вдруг из шланга побежала краска! Она шипела, как змея, потому что на конце у шланга была нахлобучка с дырочками, как у лейки. Только дырки были совсем маленькие, и краска шла, как одеколон в парикмахерской, чуть-чуть видно.
Мишка обрадовался и как закричит:
– Крась скорей! Скорей крась что-нибудь!
Я сразу взял и направил шланг на чистую стенку. Краска стала брызгаться, и там сейчас же получилось светло-коричневое пятно, похожее на паука.
– Ура! – закричала Аленка. – Пошло! Пошло-поехало! – и подставила ногу под краску.
Я сразу покрасил ей ногу от колена до пальцев. Тут же, прямо у нас на глазах, на ноге не стало видно ни синяков, ни царапин! Наоборот, Аленкина нога стала гладкая, коричневая, с блеском, как новенькая кегля.
Мишка кричит:
– Здорово получается! Подставляй вторую, скорей!
И Аленка живенько подставила вторую ногу, а я моментально покрасил ее сверху донизу два раза.
Тогда Мишка говорит:
– Люди добрые, как красиво! Ноги совсем как у настоящего индейца! Крась же ее скорей!
– Всю? Всю красить? С головы до пят?
Тут Аленка прямо завизжала от восторга:
– Давайте, люди добрые! Красьте с головы до пят! Я буду настоящая индейка.
Тогда Мишка приналег на насос и стал качать во всю ивановскую, а я стал Аленку поливать краской. Я замечательно ее покрасил: и спину, и ноги, и руки, и плечи, и живот, и трусики. И стала она вся коричневая, только волосы белые торчат.
Я спрашиваю:
– Мишка, как ты думаешь, а волосы красить?
Мишка отвечает:
– Ну конечно! Крась скорей! Быстрей давай!
И Аленка торопит:
– Давай-давай! И волосы давай! И уши!
Я быстро закончил ее красить и говорю:
– Иди, Аленка, на солнце пообсохни! Эх, что бы еще покрасить?
Ну с этим-то делом я быстро справился! Два полотенца и Мишкину рубашку я за какую-нибудь минуту так отделал, что любо-дорого смотреть было!
А Мишка прямо вошел в азарт, качает насос, как заводной. И только покрикивает:
– Крась давай! Скорей давай! Вон и дверь новая на парадном, давай, давай, быстрее крась!
И я перешел на дверь. Сверху вниз! Снизу вверх! Сверху вниз, наискосок!
И тут дверь вдруг раскрылась, и из нее вышел наш управдом Алексей Акимыч в белом костюме.
Он прямо остолбенел. И я тоже. Мы оба были как заколдованные. Главное, я его поливаю и с испугу не могу даже догадаться отвести в сторону шланг, а только размахиваю сверху вниз, снизу вверх. А у него глаза расширились, и ему в голову не приходит отойти хоть на шаг вправо или влево…
А Мишка качает и знай себе ладит свое:
– Крась давай, быстрей давай!
И Аленка сбоку вытанцовывает:
– Я индейка! Я индейка!
Ужас!
…Да, здорово нам тогда влетело. Мишка две недели белье стирал. А Аленку мыли в семи водах со скипидаром…
Алексею Акимычу купили новый костюм. А меня мама вовсе не хотела во двор пускать. Но я все-таки вышел, и тетя Саня, Раечка и Нелли сказали:
– Вырастай, Денис, побыстрей, мы тебя к себе в бригаду возьмем. Будешь маляром!
И тех пор я стараюсь расти быстрей.
Рассказ В. Бианки «Купание медвежат»
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два весёлых медвежонка и пестун — её годовалый сын, медвежья нянька.
Медведица села. Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Пестун догнал его, надавал шлепков, а потом — в воду, как первого.
Полоскал, полоскал его да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорёт! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
Рассказ К. Паустовского «Кот-ворюга»
Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот- бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.
Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля все равно была сорвана.
Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями. Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана; на нем было десять жирных окуней, пойманных на Прорве. Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.
Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом.
Дом был маленький. Он стоял в глухом, заброшенном саду. Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его тесовую крышу. Дом был завален удочками, дробью, яблоками и сухими листьями. Мы в нем только ночевали. Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озер. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях. Чтобы пройти к берегу озер, приходилось вытаптывать узкие тропинки в душистых высоких травах. Их венчики качались над головами и осыпали плечи желтой цветочной пылью. Возвращались мы вечером, исцарапанные шиповником, усталые, сожженные солнцем, со связками серебристой рыбы, и каждый раз нас встречали рассказами о новых босяцких выходках рыжего кота. Но, наконец, кот попался. Он залез под дом в единственный узкий лаз. Выхода оттуда не было.
Мы заложили лаз старой рыболовной сетью и начали ждать. Но кот не выходил. Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого утомления. Прошел час, два, три... Пора было ложиться спать, но кот выл и ругался под домом, и это действовало нам на нервы.
Тогда был вызван Ленька, сын деревенского сапожника. Ленька славился бесстрашием и ловкостью. Ему поручили вытащить из-под дома кота. Ленька взял шелковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днем плотицу и закинул ее через лаз в подполье. Вой прекратился. Мы услышали хруст и хищное щелканье - кот вцепился зубами в рыбью голову. Он вцепился мертвой хваткой. Ленька потащил за леску, Кот отчаянно упирался, но Ленька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу. Через минуту голова кота с зажатой в зубах плотицей показалась в отверстии лаза. Ленька схватил кота за шиворот и поднял над землей. Мы впервые его рассмотрели как следует.
Кот зажмурил глаза и прижал уши. Хвост он на всякий случай подобрал под себя. Это оказался тощий, несмотря на постоянное воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.
Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил:
- Что же нам с ним делать?
- Выдрать! - сказал я.
- Не поможет, - сказал Ленька. - У него с детства характер такой. Попробуйте его накормить как следует.
Кот ждал, зажмурив глаза. Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами. После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке. Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.
С этого дня он у нас прижился и перестал воровать. На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок. Куры влезли на стол в саду и, толкая друг друга и переругиваясь, начали склевывать из тарелок гречневую кашу. Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол. Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.
Впереди мчался, икая, голенастый петух-дурак, прозванный "Горлачом". Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. От петуха летели пыль и пух. Внутри его от каждого удара что-то бухало и гудело, будто кот бил по резиновому мячу. После этого петух несколько минут лежал в припадке, закатив глаза, и тихо стонал. Его облили холодной водой, и он отошел. С тех пор куры опасались воровать. Увидев кота, они с писком и толкотней прятались под домом.
Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он терся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти. Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.
Рассказ Л. Н. Толстого «Косточка»
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».