Просмотр содержимого документа
«Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка в условиях реализации фгос»
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Бурудастых Людмила Евгеньевна
Воспитатель
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Детский сад №89»
Важная роль в воспитании детей, формировании у них системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов детских садов на вовлечение родителей детей в образовательный процесс. Одной из эффективных форм активизации родительского участия в воспитании ребенка является семейное чтение.
Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, вступая в диалог с взрослыми.
Семейное чтение даёт дошкольнику возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что-то важное и интересное. Чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении. Например, такие ценности, как добродетель, бескорыстная любовь, самопожертвование.
К сожалению, в последние десятилетия традиция семейного чтения в большинстве семей утрачена. Чтобы возродить ее, нужна кропотливая индивидуальная работа: мотивация родителей на данный вид совместной деятельности с ребенком; ознакомление родителей с произведениями духовно-нравственной направленности, входящими в круг детского чтения; организация встреч, консультаций и презентаций позитивного опыта семей по возрождению традиции семейного чтения.
Удачной находкой в работе с родителями стал для нас метод проектов. Метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей – через совместную деятельность детей и родителей. С целью возрождения традиций семейного чтения нами был разработан и реализован групповой проект «Семейное чтение» (срок реализации – 6 месяцев).
Формы работы с родителями и детьми, использованные в проекте:
утренние беседы с детьми и родителями о содержании прочитанных дома книг,
игры-драматизации,
дидактические и сюжетно-ролевые игры,
выразительное чтение воспитателя (родителя),
выставки самодельных книг, детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям,
оформление родительских газет,
наглядное информирование,
анкетирование,
родительские встречи,
новые традиции группы «Семейные литературные чтения», «Книга в гостях».
С детьми проводились беседы о прочитанных дома книгах, в ходе которых дети рассказывали о содержании произведения, высказывали свое суждение. Драматизации литературных произведений, конкурсы детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям способствовали созданию позитивной, радостной атмосферы и эмоциональному сближению взрослых и детей. Рассказы о сказочных героях можно было услышать не только из уст детей, но и почитать в книжках-малышках, сделанных своими руками. Мы вместе с детьми создавали собственные книги, в которые помещали детские стихи, рисунки, сказки и истории, сочиненные взрослыми и детьми, а также понравившиеся литературные произведения. Итоговым мероприятием по проекту стал конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
повысился интерес детей и родителей к художественной литературе;
возродились традиции домашнего чтения;
расширен круг детского чтения;
был обобщен и распространен опыт семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе;
повысилась информированность родителей в вопросах воспитания грамотного читателя.
В продолжение работы по возрождению традиций семейного чтения в нашей группе планируется разработка и реализация проекта «Расту вместе с книгой».
Таким образом, традиция семейного чтения – очень важная часть в системе воспитания. И мы уверены, что она не уйдёт в прошлое потому, что есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не только способ получить информацию, это лучший способ общения и духовно-нравственного воспитания.
Литература
Жукова Г.Д. Родительское собрание по детскому чтению.- М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007.
Жукова Г.Д. Семейное чтение в год семьи.- М: Русская школьная ассоциация, 2007.
Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М.: Просвещение, 1996.
Руденко Т., Мелик -Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. //Дошкольное образование-2010- № 6.
Рубан Н., Семёнова В., Смоляк А. С днем рождения, писатель! //Дошкольное образование-2010 - № 1.