kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семья как социальный институт

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов, которым присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой протекали бы основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Семья поэтому является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и со своим существованием в целом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семья как социальный институт»

Семья как социальный институт.


Семья представляет собой комплексное социальное явление, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и процессов, которым присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и общественных потребностей, в которой протекали бы основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Семья поэтому является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и со своим существованием в целом.

Существует много определений семьи, но наиболее полно его дает наука социология. С точки зрения содержания структуры и формы семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности. Институт семьи включает в себя совокупность общественных ценностей - любовь, отношение к детям, семейную жизнь, общественные процедуры - заботу о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязанности. Переплетение ролей и статусов (статуса и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Выделение института семьи из других институтов общества - государства, бизнеса, образования, религии и др. не случайно. Именно семья признается всеми исследователями как основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием для социализации личности, именно в семье человек обучается социальным ролям и получает основы образования и воспитания.

Наиболее полно функции семьи как социального института выделяют социологи:

1. Функция сексуального регулирования. Семья – это главный социальный институт, через который общество упорядочивает, направляет и регулирует естественные сексуальные потребности людей, вместе с тем, практически каждое общество имеет альтернативные пути удовлетворения сексуальных потребностей.

2. Репродуктивная функция. Одна из основных задач любого общества – воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и в последствии имели способности к обучению социализации. Важным условием существования общества является регулирования рождаемости, избежания демографических взрывов и спадов. Семья – основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества, другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются.

3. Функция социализации. Семья – это самый мощный механизм социализации личности, накопления ребенком социального опыта. Неформальное общение, атмосфера любви и заботы друг о друге, повседневная полезная деятельность детей и взрослых создает уникальные возможности для формирования у ребенка нравственных ценностей, отношений, жизненных установок, социальной зрелости.

4. Функция эмоционального удовлетворения. Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональной стабилизации, психологической терапии оказывает позитивное влияние на человека не только в детстве, но и на протяжении всей эго жизнедеятельности. Благодаря своей структуре и качествам, семья служит самым важным источником эмоционального удовлетворения. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность.

5. Статусная функция. Каждый воспитанный человек в семье получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это прежде всего отношения к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской и сельской культуре и др. В классовых обществах принадлежность семьи к определенному социальному статусы предоставляет ребенку возможности и вознаграждения, характерные для этого слоя и в подавляющем большинстве случаев определяет его дальнейшую жизнь. Классовый статус конечно может измениться благодаря умениям человека и благоприятным обстоятельствам, но начало будущего нужно искать в семье этого человека. Семья должна обязательно осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующую интересы, ценности, образ жизни.

6. Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Общеизвестно, задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого.

7. Экономическая функция. Ведение членами семьи общего хозяйства, общего бизнеса способствуют формированию крепких экономических связей между ними. Семья представляет собой самую крепкую экономическую ячейку общества, где обязательны помощь и поддержка.

Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья – это живая, постоянно меняющаяся система, не только под воздействием социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития. На семью влияют также такие явления, как миграция, урбанизация, индустриализация и др. Возникают проблемы которых не было раньше. Каковы же проблемы с которыми сталкивается семья в результате социальных и экономических изменений?

Безлепкина А.Ф., директор Департамента семьи, женщин и детей Министерства Социальной защиты населения Российской Федерации относит к этим проблемам:

- увеличение малообеспеченных слоев населения;

- увеличение социальной и географической мобильности;

- миграция, в том числе и за пределы государства;

- ухудшается состояние здоровья населения, демографической ситуации (началась естественная убыль населения);

- фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщин;

- рост количества неполных семей;

- повышение коэффициента иждивенчества;

- насилие в семье, социальное сиротство.

В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально функционирующий институт. Например, среди современных племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие формы социальных институтов - там нет правителей разного уровня, формальных законов, священников (как организации), нет специализированных профессий; семья заполняет всю жизнь этих людей. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются в рамках отдельных семей или в крайнем случае на советах нескольких семей. Другими словами, примитивные общества не имеют физических и социальных потребностей, которые должны удовлетворять социальные институты, кроме института семьи. Семья, таким образом, является единственным и достаточным институтом для распределения экономических продуктов для примитивных охотников и земледельцев.

При переходе к более сложным культурам все большее значение тут и начинают приобретать другие институциональные структуры. Что, например, происходит, когда примитивные племена начинают развивать торговлю с соседями и ближними племенами? Обширная межплеменная торговля порождает появление торговцев, грузчиков товара, моряков и других специальностей, чья деятельность выходит за рамки института семьи. Чуть позднее появляются специализированные мастера и ремесленники, производящие продукты для торговли, что является основой для дальнейшей профессиональной дифференциации. Возникающие экономические институты осуществляют, таким образом, функцию специализации деятельности, действуя вне семейных ролей и функций. В примитивных обществах порядок обычно поддерживается без участия формальных законов, полицейских органов, суда. Единственный авторитет там - это авторитет семьи: выбранные члены семьи являются авторитетом по отношению к другим членам семьи. С увеличением размеров племен возрастает сложность культуры, появляется необходимость в формальной политической организации. Главы семей начинают объединяться в племенные советы, племена - в конфедерации, что в конце концов приводит к появлению и развитию бюрократии. Таким образом, как в примитивных, так и в современных обществах только наличие политической организации может способствовать мобилизации неорганизованной толпы в сообщество людей, совершающих совместные скоординированные политические или военные действия. По сходному сценарию начинают развиваться религиозные и образовательные институты, когда в силу профессионального разделения труда появляются узаконенные роли священников и учителей. Такая практика также отходит от семейных традиций, согласно которым люди занимаются этим от случая к случаю.

Семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом.

Как и все институты общества, семья представляет собой систему принятых норм и процедур для осуществления определенных важных для общества функций. Когда речь заходит о семье, мы прежде всего представляем мужа, жену и их детей. Такая форма организации семьи называете супружеской, или нуклеарной, семьей. Ее основу составляет пара людей, связанных брачными отношениями. Кроме нуклеарной семьи в нашем обществе (как и во многих других) распространена форма семейной организации, которая называется родственной семьей. Родственная семья основывается не только на супружеских отношениях двух людей, но и на кровном родстве большого числа родственников. Эта семья представляет собой клан родственников вместе с супругами и детьми. Значение этих двух форм семей для общества неодинаково. Хотя в нашем обществе существует родственная семья для семейных сборов, торжеств и других церемониальных целей, важнейшие социальные функции выполняются нуклеарной семьей. Это выражается во многих элементах культуры, например когда законы и нравственные нормы требуют, чтобы родители поддерживали своих детей, но ничего не говорят об обязанностях по отношению к братьям или сестрам, дядям или тетям.

Если нуклеарная семья имеет в основе супружескую пару, то основой родственной семьи являются братья и сестры в окружении их мужей, жен и детей. В большинстве родственных семей женатый мужчина (или замужняя женщина) в первую очередь остается привязанным к родительской семье и наполовину входит в семью жены (или мужа). Это имеет важные последствия. Человек в основном связан обязательствами и ответственностью с той семьей, в которой он родился, но не с той, с которой он связан узами брака. Так женщина может не зависеть от своего мужа, но полностью быть в зависимости от своих братьев и сестер в деле защиты и воспитания детей.

В таких семьях ответственность и забота распределяются среди достаточно большого числа членов семьи. Создается ситуация, когда ребенок тесно связан не только с родителями, но и со своими дядями и тетями. Он окружен взрослыми, которые в некоторых случаях готовы взять на себя обязанности родителей. Таким образом, у ребенка в родственной семье появляется большая возможность для общения и социализации к большему числу ролей. Такая семья хорошо защищает ребенка от любых жизненных невзгод, в случае смерти матери или ухода ее из семьи ее роль в известной степени могут играть родственники.

В реальной жизни такая большая родственная семья далеко не всегда возможна, это связано, например, с тем, что место рождения и место вступления в брак могут быть значительно удалены друг от друга. Родственники кроме того, могут быть фактически или социально отдалены от супружеской пары, и в этом случае семья остается в чистом виде нуклеарной. Современное общество характерно ослаблением многих родственных связей и, следовательно, преобладанием нуклеарной семьи над родственной.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семья как социальный институт

Автор: Королёва Галина Васильевна

Дата: 29.11.2018

Номер свидетельства: 488197

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Семья как социальный институт."
    ["seo_title"] => string(27) "siemiakaksotsialnyiinstitut"
    ["file_id"] => string(6) "329453"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463936530"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Семья как социальный институт воспитания."
    ["seo_title"] => string(44) "siem_ia_kak_sotsial_nyi_institut_vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "351359"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1477162546"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока "Семья как социальный институт""
    ["seo_title"] => string(44) "konspekt_uroka_semia_kak_sotsialnyi_institut"
    ["file_id"] => string(6) "499440"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549956585"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Семья  как фактор, провоцирующий  отклоняющее  поведение  подростков "
    ["seo_title"] => string(80) "siem-ia-kak-faktor-provotsiruiushchii-otkloniaiushchieie-poviedieniie-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "237704"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444379046"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Семья как основная среда, формирующая личность ребенка "
    ["seo_title"] => string(64) "siem-ia-kak-osnovnaia-srieda-formiruiushchaia-lichnost-riebienka"
    ["file_id"] => string(6) "174096"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424088829"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства