kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар «Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников средствами наглядного моделирования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наглядное моделирование обеспечивает детьми усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар «Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников средствами наглядного моделирования»»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 47»








Семинар

«Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников средствами наглядного моделирования»



















Подготовила: Борькина С.В.



Саров

2018 г.




















Решение проблем речи во всём её видовом разнообразии является актуальной темой в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование - это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Цель наглядного моделирования: обеспечить усвоение детьми знаний об особенностях объектов и явлений окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, а также научить передавать эти знания в различных формах речевых высказываний.

Задачи, решаемые средствами наглядного моделирования:

1. Учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением:

- понимать обобщающие слова;

- понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;

- понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;

- понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;

- понимать количественные числительные.

2. Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения:

- развивать умения изменять в речи имена существительные по числам, родам и падежам.

- развивать умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.

3. Учить активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений:

- развивать умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, демонстрации действия, картинке.

4. Учить усвоению и использованию в речи форм словоизменения и словообразования.

5. Учить строить предложения разной структуры:

- развивать умения составлять простые предложения, распространяя их однородными членами;

- развивать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-х-3-х слов (без предлога).

Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представитьабстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средствнаглядный материал усваивается лучше вербального.

Основные виды моделей:

Пиктограммы

Силуэтные изображения

Схемы

Условные обозначения

Чертежи

Мнемотаблицы

Примененяя наглядное моделирование по формированию лексико-грамматических представлений у детейспособствуем:

- систематизированному усвоению и запоминанию;

- повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности.

Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений и др.

Мнемотаблица «Сказки»

Цель«Обучение пересказу, составлению связного текста»

Материал: плакат – таблица с изображение сказок.

Инструкция«Расскажи сказку, используя изображения»

Ход выполнения задания: Педагог просит ребенка рассказать сказку, используя наглядную опору в виде мнемотаблицы.

Игра "Помоги Наташе разложить вещи по местам"

Цель: закрепить понимание глаголов (вешать, класть, ставить и др.); практическое усвоение падежных конструкций с предлогами в, на.

Материал: большие предметные картинки с изображением шкафа, сумки, стола, холодильника, окна с подоконником, книжного шкафа (полки, журнального столика, дивана; маленькие предметные картинки, изображающие то, что можно поместить в шкаф, сумку, стол, холодильник.

Инструкция: "Куда я положу ключ (повешу юбку, поставлю банку сока и т. п.? Где лежит тетрадь (весит юбка, стоит пакет молока и т. п. ?".

Ход выполнения задания: Педагог предлагает последовательно разместить маленькие предметные картинки под большими и ответить на вопросы.

Игра "Исправь ошибку"

Цель: развитие понимания логико-грамматических конструкций; практическое усвоение структуры простого предложения с прямым дополнением.

Материалпредметные картинки (рыба и мальчик, бабочка и девочка, кошка и мышка и др., карточка со стрелкой, магнитная доска (для составления модели предложения).

Инструкция: "Смотри и слушай внимательно: "Рыба поймала мальчика". Исправь схему и скажи правильно, если я ошиблась".

Ход выполнения задания: Педагог последовательно предлагает детям прослушать предложения, иллюстрируя их с помощью двух предметных картинок и карточки со стрелкой. Ребенок должен исправить ошибку в предложении, правильно его произнести, предварительно переставив карточки.

Игра "Вкусный сок"

Цель: практическое усвоение детьми относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания.

Материалнаглядная схема, изображающая стакан с падающей в него каплей (сока, вокруг него - изображения фруктов (стрелки направлены от фруктов к стакану).

Инструкция: "Я люблю яблочный сок. А ты?".

Ход выполнения задания: Педагог, указывая на схему, предлагает детям сказать, какой сок они любят. Дети отвечают, используя схему.

Игра «Что на дереве»

Цель: «Практическое усвоение детьми согласования числительного с существительным с верными падежными окончаниями.

Материал: картонное дерево по временам года, вязаные предметы (яблоки, листочки, цветочки, снежинки).

Инструкция«Повесь на дерево по одному яблоку»

Ход выполнения задания: Педагог, указывая нужное время года, предлагает детям повесить на дерево предметы по сезону, при этом их пересчитывая«На дереве растет одно яблоко, два яблока, три яблока….»

Игра «Найди маму»

Цель«Практическое усвоение детьми названий животных и их детенышей»

Материалыпредметные картинки с изображением животных и их детенышей.

Инструкция«Найди маму каждому животному»

Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям подобрать к каждому животному детенышей, при этом проговаривая«у кошки – котята…»

Игра «Живое - неживое»

Цель: «Научить детей отличать предметы неживого происхождения от живых организмов»

Материалы: картинки в виде таблицы с изображением живых и неживых предметов, маленькие картинки с изображением этих же предметов.

Инструкция«Разложи карточки по местам»

Ход выполнения задания: Педагог просит детей разложить карточки с изображением живых существ на таблице «живое», а неживых на таблице «неживое», при этом задавая вопросы: Кто? Что?

Игра «Кто как кричит»

Цель«Активизация и обогащение пассивного и активного словаря»

Материалы: картинки с изображением животных, картинки на прищепках с изображением еды для каждого животного.

Инструкция«Изобрази, как кричит каждое животное»

Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям изобразить, как кричат животные и подобрать прищепку с едой для каждого.

Игра «Где что можно делать»

Цель«Активизация и обогащение глагольного словаря»

Материалы: сюжетные картинки с изображением парка, речки, детского сада, леса и т. д.

Инструкция«Расскажи, что можно делать в магазине, парке…»

Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям рассказать, что можно делать в определенном месте, а что нельзя.

Игра «Умный кубик»

Цель«Активизация и обогащение словаря существительных»

Материалы: кубики, на каждой из граней которых изображены предметы в соответствии с лексической темой.

Инструкция«Аккуратно брось кубик и расскажи, какая картинка выпала»

Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям по очереди бросать кубик, называя при этом картинку, которая выпала.

Игра «Образуй слово»

Цель«Научить детей правильно образовывать слова»

Материалы: картинки для индивидуальной и подгрупповой работы.

Инструкция: «Назови, что изображено на картинке и подумай, из каких двух слов состоит название этой картинки»

Ход выполнения задания: Педагог показывает детям картинки с изображением самоката, ледокола, паровоза, самовара и др. и просит назвать, из каких слов они образованы – сам варит самовар, лед колит ледокол и т. д.

Игра «Кто что делает. Профессии»

Цель: «Активизация и обогащение словаря существительных, глаголов в творительном и предложном падежах»

Материалы: пазлы с изображением профессий и предметов, которые используются в этих профессиях.

Инструкция«Составь правильно пазл»

Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям собрать пазлы в соответствии с тем, какими предметами пользуется представитель данной профессии: врачу для работы нужны таблетки, уколы, микстуры и т. д.

Игра «Что лишнее»

Цель«Активизация глагольного словаря с использованием падежных окончаний»

Материалы: картинки с изображением представителей разных профессий и предметов, нужных либо ненужных в данной профессии, пуговицы.

Инструкция«Закрой пуговицей то, что ненужно для этой профессии»

Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям разложить пуговицы на ненужные предметы, при этом проговаривая: «пожарный пользуется пожарной машиной, огнетушителем, пожарным щитом, а не пользуется штурвалом и подзорной трубой».

Игра «Найди гнома»

Цель«Отработка правильного употребления предлогов»

Материалы: сюжетные картинки с изображением гнома в разных положениях.

Инструкция«Расскажи, где находится гном»

Ход выполнения задания: Педагог, показывая картинки, просит детей рассказать, где находится гном: под листом, над листом, за грибом и т. д.

Таким образом, метод наглядного моделирования позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться работать с ними.

И в заключении представляем вашему вниманию фрагмент занятия по формированию лексико-грамматических представлений у детей логопедической группы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Борькина Светлана Васильевна

Дата: 25.11.2018

Номер свидетельства: 487364


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства