kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар-практикум: «Детские страхи, пути их коррекции»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В дошкольном возрасте нередко можно столкнуться с таким явлением, как страхи. В определенной мере они характерны и для взрослого человека, однако у детей данное явление приобретает особую остроту и эмоциональную окрашенность и отрицательно сказываются на личностном развитии. В данной разработке рассматриваются причины возникновения детских страхов и некоторые методы и приемы их коррекции.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум: «Детские страхи, пути их коррекции»»

Семинар-практикум: «Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ. Детские страхи»


В дошкольном возрасте нередко можно столкнуться с таким явлением, как страхи. В определенной мере они характерны и для взрослого человека, однако у детей данное явление приобретает особую остроту и эмоциональную окрашенность. Страхи свойственны многим, это нормальное явление, если ребенок чего-то боится или опасается. Однако у некоторых детей страхи занимают центральную часть их переживаний и отрицательно сказываются на личностном развитии.


Страх – аффективно-заостренная актуализация инстинкта самосохранения, которая обуславливается смутной угрозой или реальной опасностью.


Встречаются дети, которые боятся воды, высоты, замкнутого или открытого пространства, животных, темноты, вымышленных персонажей, людей: врача, парикмахера и т.п.

Механизм возникновения страхов: происходит соединение эмоциональной сферы с воображением. Источником, конечно, являются реальные события. Известно, что даже в игровой ситуации, увлекшись, ребенок начинает воспринимать тот или иной игровой персонаж как реальный, начинает бояться его по-настоящему.

Таким образом, причина страхов кроется не только в реальном объекте или ситуации, но и в сознании ребенка, его отношении к событиям жизни.

О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее:

  • Не засыпает один, не разрешает выключать свет;

  • Часто закрывает уши ладонями;

  • Прячется в угол, за шкаф;

  • Отказывается от участия в подвижных играх;

  • Не отпускает маму от себя;

  • Беспокойно спит, кричит во сне;

  • Часто просится на руки;

  • Не хочет знакомиться и играть с другими детьми;

  • Отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом;

  • Категорически отказывается принимать незнакомую пищу.


Некоторые страхи имеют временный характер, потому что обусловлены возрастом. Большинство детей проходят в своем развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят преходящий характер:

- от 1 до 3 лет – главным персонажем страшных сновидений оказывается Волк;

- от 3 до 5 лет – возраст эмоционального наполнения «Я» ребенка (пик эмоционального развития). Часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. После 3-х и особенно 4-х лет к Волку и Бабе Яге присоединяются Кощей Бессмертный и Бармалей с общими у них чертами: черствостью, злом и коварством. Воплощая собой наказание, сказочные персонажи появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными. Значительно меньше страхов у детей, имеющих возможность общения со сверстниками;

- от 5 до 7 лет – интенсивно развиваются абстрактное мышление, способность к обобщениям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: откуда все взялось, зачем живут люди? Ведущим страхом является страх смерти. Нередко этот страх может быть выражен через наличие других, тесно связанных с ним страхов – боязни нападения, болезни, природных стихий.

Если попытаться обобщить причины возникновения страхов, то их можно свести к следующему.

  • предрасположенность обусловлена типом нервной деятельности и типом темперамента; впечатлительные, чувствительные дети гораздо чаще подвержены страхам, чем дошкольники с сильной нервной системой, устойчивой психикой.

  • непроизвольная передача взрослыми своих опасений, например: одевайся теплее – заболеешь, заболел – пей лекарство, а то не выздоровеешь, и т.д.

  • излишняя строгость или, наоборот, вседозволенность со стороны взрослых, например: угрозы, запугивание; когда ребенок осознает, что не способен удовлетворить требования взрослых, он из-за боязни наказания начинает лгать, сама же ложь усиливает страх, т.к. дошкольник начинает бояться и того, что данная ложь будет обнаружена – срабатывает механизм цепной реакции.

  • психологическая травма, испуг от собаки, которая в порыве дружелюбия хотела лизнуть ребенка, врача в белом халате, собирающегося осмотреть малыша и т.п.

  • в результате потери ребенком чувства защищенности, ощущения своей неполноценности

-

Следует отметить, что страхи легко иррадиируют, т.е. распространяются. Возникнув в какой-то одной сфере, они могут распространяться и на другие области, не связанные с событием, породившим первоначальный страх.

Пути коррекции страхов:

  • прежде всего, с пониманием отнестись к детским страхам, не считать это чем-то незначимым, не смеяться и не подшучивать по этому поводу над ребенком;

  • не рекомендуется заострять внимание на страхах ребенка, тем более показывать собственную боязнь и озабоченность его страхами;

  • в ситуации, когда ребенок испытывает страх, необходимо успокоить его, рассказав, что испытывают его многие люди, своим примером показать, что вы ничего не боитесь;

  • иногда срабатывает и такой прием, когда взрослый рассказывает, как кто-то из знакомых пережил подобный страх и сумел преодолеть его.

Можно выделить и некоторые специальные методы и приемы:

- Например, в случае боязни животных психологи рекомендуют постепенно приучать ребенка к объекту, вызвавшему испуг. Предположим, что малыша напугала или даже укусила собака. Один вид собак приводит его в трепет. Здесь специалисты рекомендуют следующее:

    1. приучение ребенка к ситуации, вызывающей легкое напряжение: морской свинке, кролику, овце и т.п.;

    2. приучение к маленьким безобидным щенкам, затем к маленьким безобидным собакам;

    3. только после этого можно знакомить с большими добродушными псами.

- Эмоциональное переключение – взрослый может «заразить» страхом, но может и освободить, подчеркивая его незначительность: «Улетай, пчела, улетай, не мешай нам заниматься».

- «Эмоциональные качели» - это переход от одного состояния к другому – противоположному. Например, забежать в темную комнату и выбежать из нее.

- Назначение защитника – в случае боязни чего-либо ребенком, назначается защитник, который будет выполнять охранительные функции. Таким защитником может быть кукла, игрушка, нарисованный персонаж сказки.

- Деятельностная терапия – в состоянии напряженности, тревоги, боязни ребенка нужно отвлечь какой-либо игрой или деятельностью, когда он занят – бояться некогда.

- Куклотерапия – разыгрывание страхов с помощью куклы, когда она испытывает испуг и преодолевает его.

Хорошие результаты дает и такой прием, как рисование страхов. Иногда достаточно, чтобы ребенок нарисовал то, чего боится, и спрятал рисунок (закрыли, спрятали рисунок в столе).

Мы можем помочь ребенку справиться со страхами, проводя вербально-художественные и творческие (музыкальные, пластические) занятия (М.А.Аралова. Справочник психолога ДОУ .- с.163).




























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семинар-практикум: «Детские страхи, пути их коррекции»

Автор: Чуркина Людмила Михайловна

Дата: 24.01.2019

Номер свидетельства: 497041


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства