Просмотр содержимого документа
«Семинар практикум для педагогов»
Семинар - практикум для воспитателей на тему:
«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения»
Цель семинара – практикума: Формирование мотивации у воспитателей по овладению практическими знаниями и умениями по развитию фонематического восприятия через использование игр, игровых упражнений.
Задачи:
1. Раскрыть значение развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
2. Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми игр и игровых упражнений, как средство для развития фонематического восприятия. ·
Как известно, ребенка окружает мир людей, их взаимоотношений, предметов и явлений. Ребенок и сам является частицей этого мира. Речь – одна из важнейших его деятельностей, которая складывается и совершенствуется по определенным законам.
Для развития речи ребенка очень важным является его полноценный слух, который приобрел особое свойство: точно различать звуки человеческой речи (фонемы).
К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку (фонемы, входящие в его состав). Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить с помощью игр
1. «Гуление». Обращайтесь к ребенку, произносите звуки, которые он уже умеет произносить: «агу!». Старайтесь, чтобы он подражал вам, повторяя звуки и слоги. 2. «Ладушки». Хлопая в ладоши, приговаривая текст. Учите ребенка выполнять действия под стишок. Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребенка, что и служит основой совершенствования произношения. Уже к концу второго года жизни ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Можно предложить ему ряд игр:
2. «Разведчики». Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие предметы очень тихо.
Трехлетний ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением. Речь еще остается неправильной. Однако начинает наблюдаться приспособление к новому восприятию, выражающемуся в появлении промежуточных звуков между звуками, произносимыми ребенком и взрослыми. Используем следующие игры:
1. «Угадай, кто пришел», «Договори стишок». Подобрать потешки, считалки, состоящие из 2-4 рифмованных строчек. Читая их ребенку, умышленно не договаривать последнее слово или последний звук.
2. «Петрушка ошибается». В гости пришел Петрушка. Он просит научить произносить его слова внятно и громко. Иногда Петрушка путает звуки, удивляется и просит разъяснить ошибки.
По данным Р.Е. Левиной, Н.Х. Швачкина, в период от одного года до четырех лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.
Предлагаю игры:
1.«Какие бывают слова?» Просим ребенка назвать ласковые слова (солнышко), слова звучащие громко (тигр), звонкие слова (звонок), тихие слова (шепот).
2. «Верни слово». Взрослый называет слово шепотом, а ребенок его повторяет, как бы «возвращает» обратно.
Одной из частых причин нарушений звукопроизношения являются затруднения в слуховой дифференциации звуков речи. Эти затруднения выражаются в том, что ребенок не улавливает различия в звучании сходных звуков, по этой причине слова, отличающиеся друг от друга только одним звуком, воспринимаются ребенком как совершенно одинаковые. Эти нарушения звукопроизношения особенно коварны тем, что с началом школьного обучения, имеющиеся в устной речи ребенка звуковые замены неизбежно начинают отражаться и на письме.
Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. Кроме того, без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.
В общей системе работы по развитию фонематического восприятия большое место занимают игры и игровые упражнения:
У детей младшего возраста:
-игры, которые направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.
- игры на определение направления звучания.
-игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.
-игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности
Например, с детьми младшего возраста проводят следующие игры:
“Что звучало?”
развивать слуховое восприятие, внимание; дифференцировать звуки, производимые музыкальными игрушками (колокольчик, дудочка); узнавать, знать и называть звучащие игрушки; понимать и использовать глаголы: “звенит”, “гудит”, “стучит”.
“Шуршит,
трещит”
дифференцировать неречевые звуки; знать и употреблять глаголы в прошедшем времени: “шуршала”, “трещала”.
“Где колокольчик (барабан, погремушка)?”
определять направление звука, называть его положение в пространстве, используя наречия: “впереди”, “сзади”; узнавать и называть существительные, обозначающие звучащие игрушки.
“Где позвонили?”
определять направление звука; понимать и употреблять наречия: “спереди”, “сзади”, “вверху”, “внизу”.
“Дождь льет и капает”
различать темп звучания (частое и редкое звучание звyкoпoдражаний).
“Прискакал или пришел?”
развивать переключаемость слухового внимания, воспроизводить движения в соответствии с ритмом ударов в бубен, развивать координацию движений, мелкую моторику.
“Веселые куклы”
соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием; знать и называть звучащие игрушки; понимать и употреблять в речи наречия: “тихо”, “громко”; дифференцировать громкий и тихий звуки.
“Фрукты”
различать неречевые шумы; узнавать, называть в речи существительные, обозначающие фрукты или фруктовые деревья: “яблоко”, “виноградинка”, “яблоня”.
“Коробочка
гремит”
дифференцировать неречевые шумы; находить одинаковые и звучанию шумовые коробочки.
“Найди пару”
дифференцировать неречевые шумы и выделять одинаковые по звучанию.
“Высокие — низкие”
одинаковые по звучанию, дифференцировать высокие и низкие неречевые звуки.
“Собака и щенок”
развивать слуховое восприятие; различать высокие и низкие неречевые звуки.
“Дождик”
слышать и называть долгие и короткие звуки; показывать долготу звука; понимать и употреблять в активной речи прилагательные: “длинная – короткая” (дорожка), “долгий – короткий” (звук).
“Нарисуй звук”
слышать и различать неречевые звуки по длительности их звучания.
В среднем возрасте:
-игры, направленные на развитие у дошкольников умения выделять заданное слово из ряда других.
-игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать громкое и тихое, “высокое – низкое” звучание, определять длительность звучания речевых звуков.
-игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать гласные звуки из ряда других.
-игры, направленные на развитие у дошкольников умения дифференцировать звуки речи.
-игры, направленные на развитие у дошкольников умения дифференцировать слоги.
-игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять количество услышанных речевых звуков.
“Будь внимательным”
выделять заданное слово из ряда других.
“Кто самый внимательный?”
выделять заданное слово из текста.
“В лесу”
дифференцировать громкое и тихое звучания слога АУ; воспроизводить звукоподражания тихо и громко.
“Медведица и медвежонок”
развивать слуховое внимание, дифференцировать звукоподражания, производимые высоким и низким голосом.
дифференцировать звуки [А], [О]; развивать общую моторику.
“Повтори за мной”
дифференцировать звуки П-Б в слогах, словах.
“Повторялки”
развивать слуховое внимание; дифференцировать прямые и обратные слоги.
“Аленушка-ревушка”
учить определять количество произнесенных речевых звуков, развивать слуховое внимание и память.
“Весенний дождик”
развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие слов, близких по звуковому составу; координировать речь с движением.
Предложенные игры и игровые упражнения значительно повышают интерес у детей в непосредственной образовательной деятельности. Всё это положительно влияет на процесс развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста.
Параллельно ведётся работа с родителями в виде папок – передвижек, консультаций, рекомендаций, памяток, индивидуальных.