«Развитие художественно- творческих способностей у дошкольников»
Выступила: воспитатель
А.В. Суфиярова
Янаул, 2019
«Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»- утверждал В. А. Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью и творчеством. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Творчество – деятельность личности, необходимая каждому современному человеку и человеку будущего. И начинать его формирование можно и нужно в дошкольный период, когда художественное творчество может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.
Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» ФГОС ДО является реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Реализация учебной программы художественно – эстетического развития дошкольников требует от педагогов постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-творческого развития, а также специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
На занятиях рисованием, лепкой, аппликацией у детей воспитывается интерес к художественно-творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интереснее придумать его и как можно лучше выполнить.
Занятия ИЗО-деятельностью способствуют развитию воображения, наблюдательности, художественного, наглядно-образного и словесно-логического мышления и памяти детей, умению эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.
Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.
В детском саду существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение организованной образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник
Способствует снятию детских страхов;
Развивает уверенность в своих силах;
Развивает пространственное мышление;
Учит детей свободно выражать свой замысел;
Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
Учит детей работать с разнообразным материалом;
Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
Развивает мелкую моторику рук;
Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
А сейчас я предлагаю вам перейти к практической части, для этого нам нужно разделиться на 2 группы и сесть за столы. Как мы уже сказали, что одним из лучших способов развития художественно-творческих способностей дошкольников является рисование с использованием нетрадиционных техник рисования. Самым распространенным и интересным для детей является рисование в технике «рисование ладошками». Рисовать мы с вами будем сказочных, волшебных животных. У вас на столах лежат ватман и краски. Внимательно посмотрите на свои руки. Представьте! Пофантазируйте! Ваши ладошки могут превратиться в кого угодно! Теперь берем кисточку и наносим краску на свою ладонь и оставляем отпечаток на ватмане. Берем влажную салфетку и вытираем руки. Теперь можно дорисовать недостающие детали. В конце каждая группа расскажет нам каких животных они изобразили.
Таким образом, необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является творческий подход к организации образовательной деятельности с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом направлении.