kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар-практикум для родителей: «Как сформировать познавательный интерес к математике у старших дошкольников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

В современных школах программы довольно насыщены, существуют экспериментальные классы. Кроме того, все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Требование знаний основ информатики предъявляет нам сама жизнь. Все это обусловливает необходимость знакомства ребенка с основами информатики уже в дошкольный период.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для родителей: «Как сформировать познавательный интерес к математике у старших дошкольников».»


Картотека дидактических игр для формирования грамматического строя речи

«Наша Армия».


Пояснительная записка.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

В силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Пособие содержит специально подобранный игровой материал. Игры составлены с учетом основных дидактических принципов: наглядности, доступности, последовательности, максимального использования активности ребенка. Работа по формированию грамматической стороны речи определяется как нормами русской грамматики, так и типовыми особенностями усвоения ее в дошкольном возрасте. Обучение грамматически правильной речи осуществляется с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом или без него. Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы, игрушки.

Цель дидактических игр: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с Российской армией.

Игра «Кому — что!»

Ч ему учится ребенок: понимать значение слов; употреблять имена существительные в родительном падеже, а также обогащает словарь.

Оснащение: предметные картинки.

Ход игры: расскажите ребенку, что у разных военных разная форма. У летчиков — одна, у пограничников — другая. На картинках нарисованы различные головные уборы — фуражка, бескозырка, шлем, каска. Предложите ребенку показать, где бескозырка, где каска и т. д., а затем определить, какие головные уборы носят военные разных специальностей . Попросите ребенка договорить начатую вами фразу. Бескозырки с ленточками — ... (у моряков). Шлемы — ... (у летчиков, танкистов, десантников). Фуражки — ... (у пограничников). Каски — ... (у мотопехоты).



Игра «Кто это или что это!»

Чему учится ребенок: различать одушевленные и неодушевленные предметы.

Оснащение: мяч.

Ход игры: называйте слова и бросайте ребенку мяч. Предложите ребенку, поймав мяч, поставить к словам вопросы «кто это?» или «что это?» и возвратить мяч обратно.

Лексический материал: танк, танкист, корабль, капитан, ружье, стрелок, собака, граница, пограничник, крепость.

Игра «Образуй новое слово»

Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные от существительных, существительные от прилагательных и глаголов, наречия от прилагательных.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку образовывать слова по образцу.

Лексический материал: сила — сильный, храбрость — ... (храбрый), смелость — ... (смелый), быстрота — ...(быстрый), ловкость — ... (ловкий), находчивость — ... (находчивый), ум — ... (умный). Храбрый— храбрец, удалый-» удалец, умелый— умелец. Летать — летчик, заправлять — заправщик, грузить — грузчик. Быстрый — быстро, смелый — смело, храбрый ~ храбро, отважный — отважно, легкий — легко.


И гра «Найди пару»

Чему учится ребенок: подбирать местоимения к именам существительным; согласовывать числительные с существительными; уточняет значение слов; игра способствует развитию мышления.

Оснащение: предметные картинки.

Ход игры: покажите ребенку картинки, попросите его подобрать пару, соединив их карандашом: бинокль — очки; планшет — портфель; ружье — пистолет; мундир — костюм; фуражка — шляпа; сапоги — кроссовки. Предложите ребенку каждое существительное заменить подходящим местоимением: планшет — он, ружье — оно, фуражка — она и т. д. Предложите каждое существительное произнести вместе со словом «один». (Один бинокль, одни очки, один планшет, одна фуражка.)



Игра «Назови слова-неприятели»

Чему учится ребенок: сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету и качеству), подбирая антонимы.

Оснащение; не требуется.

Ход игры: предложите ребенку послушать небольшой рассказ и найти в нем слова, противоположные по смыслу. «Володя видел по телевизору фильм о войне. Из фильма володя узнал, кто такие враги, а кто друзья, кто поступает хорошо, а кто плохо».

Предложите назвать слова-антонимы: (друг — враг, хорошо — плохо). Попросите ребенка подбирать слова, противоположные по смыслу, по образцу: хороший —... (плохой), день— ... (ночь), радость— ... (горе, беда), жара — ... (холод), зло— ..., правда... , хорошо — ..., тяжело — ...»высоко — ..., можно — ..,, трудно — ..., быстро — ..., говорить — ..., поднимать — ..., зажигать — ...

Игра «Слушай команду!»

Чему учится ребенок: образовывать из неопределенной формы глаголов глаголы 1-го лица единственного или множественного числа.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: скажите ребенку, что вы — командир, а он — рядовой и должен выполнять ваши команды. Предложите ему варианты команды и ответа на нее: «Стрелять!» — «Есть, я ... (стреляю!)» Отдавайте ребенку команды по образцу: «Ползти!» — «Есть, я ... (ползу!)» «Встать!» — «Есть, я ... (стою!)».


Игра «Кто больше!»

Ч ему учится ребенок: правильно согласовывать имя числительное «один» с существительными, личные местоимения 3-го лица с существительными, а также обогащает словарный запас за счет имен существительных и глаголов, уточняет значение слов.

Оснащение; предметные картинки.

Ход игры: назовите действие. Попросите ребенка по действию назвать как можно больше слов, относящихся к этому действию и обозначающих предметы.

Лексический материал: плывет... {корабль, лодка, пароход, катер); летит... (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей...); едет... (танк, поезд, автомобиль).

Предложите ребенку к каждому названному существительному сначала подобрать соответствующее местоимение (он, она, оно, они); затем — числительное (один, одна, одно, одни).


Игра «Угадай профессию»

Чему учится ребенок: обогащает словарный запас, уточняет словарный запас; игра способствует развитию мышления.

Оснащение: не требуются.

Ход игры: предложите ребенку отгадать загадки и назвать профессию.

Мчится крепость, Конь бежит— земля дрожит,

Вся в броне, Из ноздрей дым валит.

Тащит пушку на себе. (Поезд; профессия — машинист.)
(Танк; профессия — танкист.)

Есть такой большущий дом,

Не стоит на месте он.

Не зайти в него никак,

Ведь бежит он по волнам. (Корабль; профессия — моряк.)


Что за птица смелая

По небу промчалась?

Лишь дорожка белая

От нее осталась. (Самолет; профессия — летчик.)


Игра «Назови слова-приятели»

Ч ему учится ребенок: подбирать синонимы; составлять рассказ по картинкам. Оснащение: сюжетные картинки.

Ход игры: предложите ему послушать рассказ: «Это суворовец — будущий командир. Он смелый, храбрый, отважный. Однажды он спас тонущую девочку. Про него прочитал в книге Юра. И тоже захотел стать суворовцем. Но папа сказал: «Чтобы стать суворовцем, надо быть сильным и ловким». Мама сказала: «Чтобы стать суворовцем, надо учиться на "пять,,». А бабушка прибавила: «Чтобы стать суворовцем, надо мне помогать».

Спросите у ребенка: «Какой суворовец?» (Смелый, храбрый, отважный.) Почему? Предложите ребенку рассказать, глядя на картинки, как суворовец спас девочку. Помогите ему начать рассказ: «Однажды...» Объясните ребенку, что «смелый, храбрый, отважный» — разные слова, но они близки по смыслу. Предложите ребенку подбирать слова, близкие по смыслу.

Смелый — ... (отважный, храбрый). Большой — ... (огромный). Трудный — ... (тяжелый). Солдат— ... (боец, воин). Смельчак — ... (храбрец). Друг — ... (приятель, товарищ). Опасно — ... (страшно). Грустно — ... (печально, невесело). Бежать*—... (мчаться, нестись).

Предложите ребенку составить предложения с этими словами.


И гра «Подбери слова»

Чему учится ребенок: пополняет словарный запас, уточняет значение слов; игра способствует развитию мышления.

Оснащение: сюжетные картинки.

Ход игры: предложите ребенку закончить предложения, начатые вами.

На родной заставе вьется красный ... (флаг). На всякой воде у русской земли военную службу несут... (корабли). Смело, лихо — молодцы! — ходят строем ... ( моряки).


Игра «Родимая сторонушка, родная сторона— это Родина моя»

Чему учится ребенок: понимать значение слов; подбирать однокоренные (родственные) слова; усвоит правила словообразования.

О снащение: сюжетные картинки.

Ход игры: покажите ребенку первую картинку. Скажите: «Это Маша». Покажите вторую картинку: «Это мама и папа — Машины ... (родители)». Покажите третью картинку — «Это Машины мама, папа, дедушка, бабушка и братик — Машины ... (родственники)». Покажите четвертую картинку: «Это улица, на которой живет Маша,— ее родная сторона». Продолжите: «Все эти слова — родители, родственники, родная сторона, родня, родичи — очень похожи, потому что связаны с одним словом — род»,

Проверьте, как ребенок понял ваше объяснение, задав ему вопросы: «Как назвать одним словом папу и маму? (Родители.) Как назвать одним словом папу, маму, тетю, дядю, бабушку, дедушку? (Родственники.) Как называется самый любимый праздник у детей и взрослых? (День рождения.)» Повторите, что в основе всех этих слов одно и то же слово— род. Произносите слова, голосом выделяя общую морфему (корень). Предложите ребенку определить и назвать общую часть родственных слов, объяснив свой выбор.

Лексический материал: Родная — народ — родители. Солдаты — солдатский — солдатик. Танки — танкист — танковый. Морской — морячка — моряки. Летчики — латный — полат — летать. Кораблик — корабли — корабельщик. Самолетный — самолетик — самолаты.


Игра «Покажи картинку»

Чему учится ребенок: правильно употреблять глаголы с разными приставками.

Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 10).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинку и показать того, кто входит в палатку, выходит из палатки, подходит к палатке, отходит от палатки, обходит палатку. Затем попросите его рассказать, кто что делает, правильно употребляя глаголы с приставками.













Игра «По порядку рассчитайсь!»

Чему учится ребенок: использовать в речи порядковые числительные; уметь разделиться на две команды для игры (например, в «выбивалы»).

Оснащение: игрушки.

Ход игры: объясните ребенку, что каждый военный человек должен уметь рассчитаться по порядку, это нам помогут сделать игрушки. Расставьте игрушки вряд. Покажите ребенку, как это делается. Для этого надо, дотрагиваясь до каждой из них, произносить: первый — второй, первый — второй... Если играет группа детей, то игрушки не потребуются.


Игра «Найди слова-неприятели»

Чему учится ребенок: находить слова-антонимы.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку в пословицах найти слова, противоположные по смыслу. Родимая сторона — мать, а чужая — ... (мачеха). От Родины веет теплом, от чужбины ... (холодом). Собака лает на смелого, кусает ... (трусливого). Худой мир лучше доброй ... (ссоры). Мир строит, а война ... (разрушает). Человек от лени болеет, а от труда ... (здоровеет). Предложите ребенку объяснить, как он понимает эти пословицы.

Игра «Договори похожие слова»

Чему учится ребенок: находить родственные слова в пословицах и рифмовках.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку продолжить начатое вами предложение, используя похожие слова. Терпенье и труд все ... (перетрут). Молодое растет, а старое... (старится). Все живое хочет ... (жить). Предложите ребенку найти в тексте похожие слова:

Старайся честным быть —

И честь свою хранить!


Игра «Объясни»

Чему учится ребенок: употреблять слова с переносным значением. Оснащение: не требуется.

Ход игры: объясните ребенку, что многие слова употребляются в переносном значении, т. е. иносказательно. Например, «горячий чай» — употребляется в прямом значении (горячий, имеющий высокую температуру, т. е. кипяток). «Горячая голова»— употребляется иносказательно (о человеке вспыльчивом, несдержанном). Предложите ребенку определить, какие из слов употреблены в прямом, а какие — в переносном значении. Попросите его объяснить переносное значение выражений.

Железный инструмент. Железный характер (твердый характер). Идет солдат. Идет снег (падает снег). Бежит солдат. Бежит ручей (течет ручей). Падает камень. Падает настроение (человек расстроился). Падает температура (температура понизилась).


Игра «Поставь правильно вопрос»

Ч ему учится ребенок: правильно ставить вопрос к имени существительному — кто? или что?

Оснащение: предметные картинки.

Ход игры: объясните ребенку, что вы будете называть слова, а он ставить к ним вопрос «кто?» или «что?»: Родина, Отечество, Отчизна. Бой, битва, сражение. Дорога, путь, тропа. Гусар, гренадер, улан. Спросите у ребенка, почему так объединены слова? (Это слова, близкие по смыслу.) Что означают слова «улан, гусар, гренадер»? (Так назывались различные рода русского войска.) Предложите ребенку рассмотреть картинки и рассказать, чем были вооружены гусары, гренадеры, уланы.


Игра «Посчитай»

Чему учится ребенок: правильно согласовывать имена существительные с числительными, а также расширит словарный запас, уточнит значение слов.

Оснащение: предметные картинки; карточки с нарисованными кружками (1, 3, 5 кружков).

Ход игры: покажите ребенку картинки. Предложите ему назвать изображения. К каждой картинке по порядку подкладывайте карточки с разным количеством кружков, начиная с одного. Ребенок должен назвать изображение на картинке (например, топор) и правильно согласовать существительное с предложенным числительным (один топор, три топора, пять топоров).

Игра «Скажи по-другому»

Чему учится ребенок: употреблять в речи деепричастия.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку послушать то, что вы скажете: «Матрос бежал и оглядывался». Спросите у ребенка: «Что делал матрос? (Бежал.) Еще что делал? (Оглядывался.)» Предложите послушать еще раз: «Матрос бежал, оглядываясь». Спросите: «Как бежал матрос?» (Оглядываясь).

Предложите ребенку изменять слова по образцу: играют — играя, читают — ... (читая), строят — ... (строя), слушают — ... (слушая), шагают — ... (шагая). Предложите ребенку придумать предложения с этими словами. Дети играют. Дети, играя в мяч, забыли про еду. Дети строят из песка замки. Дети, строя из песка замки, ни разу не искупались.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шушнина Наталья Геннадьевна

Дата: 12.04.2020

Номер свидетельства: 546285


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства