kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар "Правовое образование в ДОУ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень интересный материал для дошкольных работников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар "Правовое образование в ДОУ"»





СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ





«Правовое образование в ДОУ»











Ответственный: Крутова Л.В.











2019 год



Девиз: «Дети – будущее каждого народа, каждого государства. И от того, как мы о них позаботимся, зависит завтрашний день всего общества».





Цель: Обмен опытом, пропаганда правового воспитания детей.



СОДЕРЖАНИЕ

  1. Охрана прав детей.

  2. Жестокое обращение с детьми: что это такое?

  3. Тренинг «Общение между взрослыми и детьми»

  4. Деловая игра «Знаем ли мы права детей?»















  1. Охрана прав детей.

С древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие мыслители в своих трудах поднимали проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент – Экзюпери писал: «ты всегда в ответе за всех, кого приручил».

С наступлением 21 века во всём мире эта проблема особенно остра: социально-экономическая ситуация отражается прежде всего на детях. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем самым генофонд нации. В России на начало 2006 г. Проживало 33,1 млн. детей, что составляло почти четверть населения страны. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, которые придут нам на смену. К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка. А происходило это так. В 1923 году в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый правовой документ по охране прав и интересов детей. В декларации впервые подчёркивалось, что всё человечество должно заботиться о защите прав детей. Но окончательная система защиты прав ребёнка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребёнка, принятая в 1959 г. Стала первым документом по признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой нового важнейшего международного документа – Конвенции о правах ребёнка. В июне 1989 г. От побережья Бретани курсом Дакар – Форде - Франс – Нью - Йорк отошло трёхмачтовое судно «Посланец города Нанта». На его борту находилось около десятка молодых людей разных национальностей от12 до 16 лет. На острове Горе близ Дакара к ним присоединились ещё 15 юношей и девушек, а на островах Вест – Индии корабль принял на борт ещё одну группу молодёжи. Юноши и девушки представляли пять континентов. Они отправились в путешествие с двумя символическими целями: пройти маршрутами работорговли из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребёнка. В конце пути молодые люди посетили штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, где вручили Генеральному секретарю Хавьеру Пересу де Куэльяру петицию с требованиями ратифицировать, наконец, Конвенцию, обсуждение которой началось ещё в 1959 г. И с этого исторического момента о «мировой конституции прав ребёнка»,узнало всё прогрессивное человечество.

Глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию детей. Мы должны воспитывать активного гражданина, когда сформированы чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, когда он умеет отстаивать свои права. Именно в дошкольном возрасте закладываются отношения ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для ребёнка выступают взрослые.

Уважаемые коллеги! Обучая других учись и сам. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать сои права, соблюдать и защищать их. В противном случае, чему мы научим других, не обладая знаниями сами.

Предлагаю провести разминку, в ходе которой необходимо ответить на вопросы, к каждому из них предложено четыре варианта ответа.

  1. Сколько статей в Конвенции о правах ребёнка?

А)45;

Б)37;

В)54;

Г)53.

2. Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства- участники Конвенции ООН о правах ребёнка?

А) право на жизнь, гражданство, образование;

Б) право на жизнь, семейные связи, образование;

В) право на жизнь, свободно выражать свои мысли, отдых и досуг;

Г) весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

3. Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?

А) органы управления РФ;

Б) органы местного самоуправления;

В) образовательное учреждение;

Г) родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.

4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?

А) родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;

Б) ребёнок и родители или другие лица, заменяющие родителей;

В) родители или другие лица, заменяющие родителей, и образовательное учреждение;

Г) родители и органы местного самоуправления.

5. Имеет ли ребёнок право на полученные им доходы?

А) да, если они получены с согласия родителей;

Б) да, если они получены не в результате правонарушения;

В) нет, имуществом ребёнка должны распоряжаться родители;

Г) нет, ребёнок не должен работать.

6. Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?

А) учредитель;

Б) органы управления образовательным учреждениям;

В) должностные лица образовательного учреждения;

Г) органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.

7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдёт до судебного разбирательства?

А) заведующий как представитель образовательного учреждения;

Б) заведующий как должностное лицо этого учреждения;

В) работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;

Г) учредитель образовательного учреждения.

8. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?

А) педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;

Б) правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;

В) направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;

Г) создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Каждый ребенок должен знать свои права, быть юридически грамотным. Воспитатели – основные участники правового воспитания детей. В нашем ДОУ для правового воспитания дошкольников создаётся план, включающий работу с родителями и детьми. К мероприятиям плана относятся: заключение договоров с родителями; проведение цикла бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по данной теме, создание банка данных семей воспитанников; оформление наглядно-информационных стендов в группах; анкетирование родителей; проведение консультаций и педсоветов по данной теме; выставки семейных и детских работ. Основой является совместная деятельность взрослого и ребёнка. Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважении и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Мы выбираем основные для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную. В ДОУ проводятся ролевые, театрализованные и дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков, психологические тренинги. В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Знакомство детей с правами человека на материале сказок проводим осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев.





Хочу предложить викторину «Права литературных героев».

  1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке».)

  2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросёнка, зайка из сказки «Ледяная избушка».)

  3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница».)

  4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка».)

  5. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты, Белоснежка и семь гномов, персонажи из басни «Квартет».)

  6. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и его работнике Балде».)

Вся эта работа может сойти на нет, если не найдёт отклика в семье. Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физического и психическом благополучии ребёнка. Если между ребёнком и взрослым происходит отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают. Врачи-психиатры считают, что чаще всего их пациентами становятся люди, пережившие жестокое обращение, хронический недостаток любви в детстве.



















2.Жестокое обращение с детьми: что это такое?

«Проблемные родители» - не вина ребёнка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, которыми взрослые калечат ребёнка, это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу. Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребёнка необходимой пищей, одеждой, гигиеническим уходом, лишают сна. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла. Жестокое обращение в детстве делает социально дезадаптированными, не умеющими создавать семью, быть хорошими родителем. Опасное социальное последствие насилия – дальнейшее воспроизводство жестокости. Жестокое обращение с детьми могут допускать не только родители (но и другие члены семьи), опекуны, попечители и т.д.

Четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

  1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений.

  2. Сексуальное насилие (или развращение) – вовлечение ребёнка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие на сексуальный контакт не даёт оснований считать его ненасильственным, поскольку ребёнок не может предвидеть негативные для себя последствия.

  3. Психическое (эмоциональное) насилие – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и формирующее патологические черты характера.

К психической форме насилия относятся:

- открытое неприятие и постоянная критика;

- угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;

-замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;

- преднамеренная физическая или социальная изоляция;

- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее психическую травму.

4. Пренебрежение нуждами ребёнка – отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

-отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода;

- должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.

По данным европейских и американских исследований, в последние годы число появлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения к их нуждам неуклонно растёт.

Существуют факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение в семье:

- неполные или многодетные семьи, семьи с приёмными родителями, наличие отчимов или мачех;

- наличие в семье больных алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;

- безработица, постоянные финансовые трудности;

- конфликты между родителями;

- статус беженцев, вынужденных переселенцев;

- низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

- нежеланный ребёнок;

-умственные или физические недостатки ребёнка;

- трудный ребёнок.

Работа по формированию правового сознания у родителей проводится во всех группах со всеми родителями в различных формах: анкетирование, оформление наглядно-информационных стендов, привлечение родителей к проведению различных мероприятий.

Задание для воспитателей:

1 ситуация. Иришка играла у открытого окна. На подоконнике стоял горшок с любимым маминым цветком. Со двора Иришку окликнули подруги, она вскинула руку, чтобы им помахать и …горшок с цветком оказался на земле. Услышав шум, в комнату вбежала мама. Не разобравшись, она отругала и отшлёпала девочку. Какие права ребёнка были нарушены?

2 ситуация. Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала её и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась по ковру. Девочка в растерянности смотрела на лужицу. К ней подошла мама…что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.





































3.Тренинг «Общение между взрослыми и детьми»

Позитивно относиться – значит принять точку зрения ребенка, понять его личность. Тренинг направлен на формирование модели положительного, личностно-ориентированного взаимодействия с детьми – дошкольниками. Поприветствуйте своего соседа открытой доброй улыбкой. Скажите несколько приятных слов. Улыбнулись? Значит, вы готовы к занятию. Что вы чувствовали когда улыбались другому человеку. Трудно ли улыбаться всем? Что вы испытываете, когда вам улыбаются?

Упражнение 1. Возвращение в детство.

Сядьте удобно, закройте глаза, вспомните какой-либо случай своего общения со взрослым в детском возрасте, проанализируете свои ощущения(со стороны ребёнка, со стороны взрослого). Какие чувства вызывает у вас это воспоминание?

Упражнение 2. Дошкольник в эпитетах

Дайте характеристику дошкольника одним эпитетом (обозначить самое значимое).



























  1. Деловая игра «Знаем ли мы права детей?»

Вопросы:

1. Как называется основной документ по правам ребёнка, принятый 44-й сессией Генеральной Ассамблеей ООН? (Конвенция о правах ребёнка.)

2. Назовите дату принятия Конвенции о правах ребёнка. (20 ноября 1989г.)

3. Сколько статей включает Конвенция о правах ребёнка? (54.)

4. В каком году Россия ратифицировала Конвенцию о правах ребёнка? (В 1990г.)

5. Сколько стран ратифицировали Конвенцию о правах ребёнка? (191страна.)

6. Какая высокоразвитая страна мира пока ещё не подписалась под Конвенцией? (США.)

7. В каком году была принята всеобщая Декларация прав человека? (В 1948 г.)

8. В каком возрасте человек считается ребёнком, по мнению ООН? (От 0-18 лет.)

9. На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребёнка? ( На родителей.)

10. Какие права были нарушены в ситуации, когда в больнице ребёнку перелили зараженную кровь? (Право на жизнь.)

11. Какие права были нарушены в ситуации, когда 15-летнему подростку запретили посещать церковь? (Уважение свободы совести.)

12. Какие права были нарушены в ситуации, когда 17-летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище? (Равные права всех детей независимо от пола.)

13. Какие права были нарушены в ситуации, когда 14-летнему подростку разрешили участвовать в боях? ( До 15 лет не принимать участие в военных действиях.)

14. Воспитание ребёнка является правом или обязанностью родителей? (И правом, и обязанностью.)

15. С какого возраста ребёнок способен принимать самостоятельные решения? (С 3-х лет.)

16. Кто несёт ответственность за воспитание ребёнка в случае развода родителей? (Оба родителя.)

17. На какие виды делятся права ребёнка? (Защита от всех форм жёсткого обращения, права на охрану здоровья, на образование, на игру, на сохранение своей индивидуальности.)

Игра «Волшебный сундучок» (достать записки с названиями предметов)

  1. Свидетельство о рождении. О каком праве напоминает? (О праве на имя.)

  2. Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь.)

  3. Домик. О каком праве напоминает? (О праве на имущество.)

  4. Конверт. О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать.)

  5. Букварь. О каком праве напоминает букварь? (О праве на образование.)

  6. Игрушечный утёнок и утка. О чём напоминает эта игрушка? (О праве ребёнка быть вместе с мамой.)
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семинар "Правовое образование в ДОУ"

Автор: Крутова Любовь Владимировна

Дата: 15.08.2019

Номер свидетельства: 517731

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Разработка положения  о службе психолого-педагогического сопровождения детей "
    ["seo_title"] => string(93) "razrabotka-polozhieniia-o-sluzhbie-psikhologho-piedaghoghichieskogho-soprovozhdieniia-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "236556"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444115116"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "подготовка к ЕГЭ. Решение задач С2"
    ["seo_title"] => string(35) "podghotovkakiegerieshieniiezadachs2"
    ["file_id"] => string(6) "273175"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452165781"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Внедрение  инклюзивного обучения в школах"
    ["seo_title"] => string(50) "vniedrieniie-inkliuzivnogho-obuchieniia-v-shkolakh"
    ["file_id"] => string(6) "306401"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458124312"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(65) "nravstvenno_patrioticheskoe_vospitanie_detei_doshkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "495455"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1547566859"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "ПРОЕКТ ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦСПСД "ЖЕМЧУЖИНА ЛЕСА" "
    ["seo_title"] => string(77) "proiekt-organizatsiia-turistskoi-dieiatiel-nosti-v-tsspsd-zhiemchuzhina-liesa"
    ["file_id"] => string(6) "232474"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442850034"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства