Просмотр содержимого документа
«Сенсомоторное развитие как основа формирования речи детей младшего дошкольного возраста»
Сенсомоторное развитие как основа формирования речи детей младшего дошкольного возраста.
Ребенок приходит в этот мир с некоторыми очень важными знаниями. Важнейшим является знание о том, что мир состоит из объектов, и данные объекты обладают набором свойств. Объекты можно видеть, трогать, некоторые слышать и пробовать на вкус, то есть мозг малыша получает информацию через различные анализаторы: слуховой, зрительный, вкусовой, обонятельный, вестибулярный, проприоцептивный. Первые стимулы, воздействующие на анализаторы малыша, появляются еще внутриутробно (например, ощущение телом внутреннего тела мамы, стук сердца и внутренние шумы маминого тела, покачивания во время ходьбы и т.д.). Главная задача при организации групповых занятий для детей раннего возраста подобрать разнообразную сенсорную среду, которая помогает запускать действие всех познавательных анализаторов, а также подарить малышам многообразие ярких ощущений и эмоций. Таким образом, сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т. п. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов, в процессе чего, у детей раннего возраста формируются сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов дети учатся разнообразным способам обследования предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие – умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. Все мы умеем строить башенки из кубиков и прекрасно знаем, что если на начальном этапе постройки не будет доставать некоторых блоков, то она рухнет или будет неустойчива. Так и в пирамиде обучения, которая представлена ниже. Для успешного развития познавательной деятельности должны быть сформированы все базовые уровни системы. Овладение речью – это сложный психический процесс, ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат ребенка достиг определенного уровня развития. И сенсомоторное развитие ребенка здесь играет определяющее значение. На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что сенсомоторное развитие – фундамент речевого развития ребенка, и необходимо уделять особое внимание развитию сенсорной и моторной сферы ребенка, совершенствовать и развивать двигательные умения и навыки, мелкую моторику, максимально обогащать зрительное, слуховое и тактильное восприятие, восприятие пространства, ощущение собственного тела.
Круг задач сенсомоторного воспитания: 1. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков. 2. Тактильно-двигательное восприятие. 3. Развитие слухового восприятия. 4. Развитие зрительного восприятия. 5. Восприятие формы, величины, цвета. 6. Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес). 7. Восприятие пространства и времени. Отечественная наука выделяет два основных сенсомоторных метода — обследование и сравнение. Обследование — специально организованное восприятие предмета (объекта) с целью использования его результатов в какой-либо практической деятельности. Сравнение — это такая мыслительная операция, посредством которой устанавливаются черты сходства и различия между предметами (объектами) и явлениями. Сравнение может быть реализовано с помощью сопоставления предметов или их частей путем наложения предметов друг на друга или приложением предметов друг к другу, ощупывания, группировки по цвету, форме или другим признакам вокруг образцов-эталонов, а также путем последовательного осмотра и описания выделенных признаков предмета, способом выполнения планомерных действий. В процессе обследования происходит перевод свойств воспринимаемого объекта на знакомый ребенку язык, так называемые системы сенсорных эталонов. Ознакомление с ними и способами их использования занимает главенствующее место в сенсомоторном развитии ребенка. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов, это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные главные качества. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове. Эталоны образуют определенные системы, а не существуют отдельно друг от друга. Например, ознакомление с величиной включает в себя выстраивание предметов (и их изображений) в ряды убывающей или нарастающей величины. Постепенно дети усваивают связи и отношения между эталонами — порядок расположения цветов в спектре, группировка цветовых тонов на теплые и холодные; деление фигур на круглые и прямолинейные; объединение объектов по отдельным протяженностям и др. Таким образом, мы можем сделать вывод, что для сенсомоторного развития ребенка необходимы руководящие действия со стороны взрослого, который включает ребенка в деятельность и формирует действие и восприятие:
● выделяет эталоны словом, обобщает, т. е. дает чувственный опыт о том, что сам ребенок не может выделить в предмете, явлении (цвет, форма, размер, вес и т.д.); ● учит обследовать объект по-разному в зависимости от целей обследования и самих обследуемых качеств (тяжелый-легкий, большой- маленький, выделяет цвет, фактуру, классификацию использования). В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, развивающая деятельность осуществляется по нескольким направлениям: ● сенсорное развитие направлено на формирование зрительного, тактильного, слухового восприятия. Ребенок усваивает форму, цвет, обогащает пассивный и активный словарь. ● развитие крупной моторики - формирование навыков удержания равновесия, координации крупных движений, ползания, лазания, ходьбы по доске, в результате чего ребенок учится ощущать свое тело в пространстве (развивается проприоцептивная система); ● развитие мелкой моторики - совершенствование навыков моторики пальцев рук, координирование работы руки и глаза, обеих рук, формирование умений осуществлять пинцетный захват. Ребенок учится пересыпать, перекладывать, сортировать, складывать, откручивать и закручивать, нанизывать, пользоваться инструментами (ложкой, пинцетом).
Рассмотрим направления развития сенсорных систем. Зрительная сенсорная система. Развитие зрительного восприятия помогает ребенку ориентироваться в пространстве, оценивать положение предметов относительно друг друга: высоко-низко, далеко – близко, левее –правее, понимать форму и размер предметов, их цвет, количество (в данную категорию входят только понятия – один, много, мало, пусто). Слуховая сенсорная система. Выделяют слуховое восприятие, внимание и память. Слуховое восприятие – это умение различать различные звуки окружающего мира по их основным характеристикам: силе (громкости), высоте, тембру, темпу. Оно очень важно для человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь (основное средство общения).
Слуховое внимание – это умение сосредотачиваться на звуке, определять его и соотносить с издаваемым предметом. Слуховая память – умение удерживать в памяти и воспроизводить сложную многоступенчатую инструкцию, ряд действий, слов и т.д. Для того, чтобы ребенок научился чисто и ясно произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно там, где необходимо, менять громкость и скорость речи), понимать и различать любые звуки, он должен научиться напрягать слух, улавливать и различать звуки. Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: - развитие восприятия обычных звуков; - развитие восприятия речевых звуков. В результате идет формирование фонематического слуха (способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух). При развитии слухового восприятия у детей раннего возраста, решаются следующие задачи: профилактика и коррекция речевых нарушений, развитие чувства темпа и ритма, развитие слухового и зрительного внимания и памяти, развитие зрительно-моторной координации, координации движений и речи, развитие общей и мелкой моторики, развитие познавательного интереса, развитие концентрации, переключаемости и произвольности внимания, закрепление сенсорных эталонов. Тактильная сенсорная система. Тактильное восприятие – это ощущения посредством прикосновения, температуры или боли, благодаря чему человек воспринимает окружающую действительность. Посредством данного восприятия у ребенка складываются первые впечатления о предмете или явлении. При соприкосновении наружными покровами тела с чем-либо у нас появляется возможность познать форму, упругость, величину, шероховатость или плотность, холод или тепло, которые характерны предмету. В качестве основных видов ощущений различают: - кожные ощущения – прикосновения и давления, осязания, температурных ощущений и болевых, ощущений положения и движения (статические и кинестетические); - органические ощущения – голод, жажда, болевые ощущения, ощущения внутренних органов и т.д.
В настоящее время существует научно-подтвержденный факт: от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память. Проприоцептивная сенсорная система. Проприоцепция (или схема тела) — это способность нашего тела знать, где оно находится в настоящий момент времени. И также как мы видим при помощи глаз, зрения, проприоцепция помогает нам понять, где находится наше тело, благодаря рецепторам, которые расположены в мышцах и суставах.
Проприоцепция формирует:
● Чувство позы (понимание, где сейчас находится рука, где нога, как перенести свой вес с одной конечности на другую); ● Чувство силы (какое усилие нужно приложить, чтобы написать на бумаге букву или чтобы бросить мяч); ● Чувство движения (направление, точность, координация содружественных движений в теле, ловкость).