kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сенсорное развитие детей 2-3 лет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В период с двух до трех лет у детей активно развиваются важнейшие системы мировосприятия: зрение, осязание, слух и обоняние. Именно в их правильном и своевременном формировании заключается сенсорное развитие ребенка. В помощь родителям разработано множество методик по совершенствованию восприятия окружающего мира, представленных обычно в игровой форме. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Сенсорное развитие детей 2-3 лет"»

Сенсорное развитие детей 2-3 лет.

В период с двух до трех лет у детей активно развиваются важнейшие системы мировосприятия: зрение, осязание, слух и обоняние. Именно в их правильном и своевременном формировании заключается сенсорное развитие ребенка. В помощь родителям разработано множество методик по совершенствованию восприятия окружающего мира, представленных обычно в игровой форме.

Сенсорные ощущения имеют разное значение для ребенка:

1. С помощью зрения ребенок воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве.

2. С помощью слуха ребенок воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источники и направление, слушает музыку и т. д.

3. Осязательное ощущения, обоняние и вкус также важен для ребенка, но они не являются доминантными. Обоняние дарит возможность насладиться приятными запахами; вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов.

В раннем возрасте можно проводить специальные занятия по сенсорному развитию детей. Основная задача таких занятий – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.

Дома или на прогулке важно акцентировать внимание на форме и цветах окружающих предметов, называя и повторяя их. При этом не нужно требовать от малыша немедленного запоминания, поскольку это происходит автоматически. Со временем все эти слова сами появятся в разговорной речи.

Слушая музыку или гуляя по улице, очень легко уделить время развитию у ребенка слухового восприятия. Достаточно обращать его внимание на звуки: называть звучащие музыкальные инструменты или просто фиксировать происходящее вокруг (лай собак, шум машин).

Развитие детей дошкольного возраста осуществляется преимущественно в игровой форме. Используя игрушки разных форм и расцветок и постоянно произнося их качества вслух, родители учат малыша воспринимать понятия «большой-маленький», «много-мало» и т. д. Важно также в группе предметов выделить понятие «средний».

В процессе игры происходит и формирование представлений о геометрических телах и фигурах. Неоднократное повторение названий приводит к быстрому запоминанию и развитию у ребенка пространственного мышления.

Также важен дидактический материал для сенсорного воспитания — систематизированные наборы предметов или картинок, которые дают детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположение. По мере развития познавательных способностей материал усложняется.

К примеру, прищепки.

Прищепки — доступный материал для развития мелкой моторики. Чтобы прицепить или отцепить прищепку, ребенок задействует пальцы рук, отрабатывает захватывающие движения. Дети до 2 лет используют для захвата всю кисть, а игры с прищепками помогут скоординировать точную работу пальчиков. Благодаря цветовой гамме прищепок, можно изучать цвета и формировать математические представления.

Используя фантазию, можно предложить ребенку много вариантов игр с прищепками, среди которых:

  • Стирка. Натянуть веревку между двумя стульями и предложить повесить на нее кукольную одежду, закрепив прищепками.

  • Конструктор. С помощью прищепок создают объемные фигуры, роботов, животных, транспорт.

  • В мире животных. Распечатать фигурки ежиков и зайчиков. Ежику прицепить иголки в виде прищепок, зайчику сделать из них ушки.

  • Полянка. Вырезать из цветного картона солнце, тучу, траву, дерево. Ребенок цепляет к трафарету прищепки соответствующего цвета, чтобы получилась объемная картина.

  • Кто что ест. Распечатать мордочки различных животных и ту еду, которую они предпочитают. Из картона вырезать круг, разделить его на секторы. На каждый наклеить изображение еды. На прищепки скотчем наклеить мордочки. Ребенок цепляет прищепки с животным на тот сектор, где изображена подходящая еда.


Выбирая материал для работы с органами чувств, также стоит отдавать предпочтение натуральным природным объектам — гладкие камешки, острые шишки, мягкая ткань, шершавое дерево, рассыпчатая крупа, пушистый мех. Для малышей важны тактильные ощущения, они учатся различать предметную структуру, воспринимать информацию посредством осязания. Дети стремятся потрогать незнакомый предмет, ощупать со всех сторон, составить впечатление на основе тактильной информации. Разнообразие материалов позволит ребенку развить тактильную чувствительность, окажет благоприятное воздействие на мелкую моторику. Массаж пальцев, который получит ребенок в процессе тактильного восприятия, снимет нервно-мышечное напряжение. Знакомясь с различными природными материалами, ребенок получает представление о богатстве окружающего мира.

Сухой бассейн — игра на развитие мелкой моторики, которая включает в себя пальчиковую гимнастику. Глубокую миску высотой 12-15 см на половину заполнить сухим горохом. Ребенок опускает кисти рук в наполнитель, перебирает горошины, рассыпает их. Таким образом, происходит самомассаж пальцев рук.

Помимо перечисленных вариантов есть огромное количество дидактических игр, которые можно сделать своими руками:

  • «Чудесный мешочек» (для игры понадобятся большой плотный тканевый мешок и различные мелкие предметы: галька, фигурки, шарики и бусинки, монетки, ткань, шишки; в ходе игры развивается тактильное восприятие);

  • Конструктор (конструирование — деятельность, которая направлена на создание новых объектов из небольших частей; собирая детали конструктора, ребенок развивает фантазию, мелкую моторику, мышление, изучает цвета и формы);

  • Бусы из макарон/солёного теста (детям предлагается создать бусы в подарок маме из разноцветных колечек/макаронин; педагог заранее лепит колечки из соленого теста и подсушивает в духовке или раскрашивает макароны в разные цвета красителем; тесто можно купить в магазине или сделать самим; на занятии дети нанизывают бусинки или макаронины на шнурок и формируют украшение);

  • «Посади бабочку на лепесток» ( развивать умения детей различать цвета (красный, синий, желтый, зеленый), обучать подбирать предметы по цвету; развивать навыки обследовать предметы; воспитывать бережное отношение к природе. Данную игру можно использовать во время проведения режимных моментов утром и вечером, а также на занятии как дидактическую игру - предложить детям посадить бабочку на лепесток соответствующего цвета);

  • Тактильный автобус (цель данного пособия помочь ребенку достичь более высокого уровня развития чувств, расширить и организовать его опыт. С помощью этого автобуса также можно изучать разнообразные цвета и оттенки);

  • «Найди такую же варежку» (закрепляем у детей умение группировать однородные объекты по цвету);

  • «Лёгкие и тяжёлые мешочки» (учимся различать понятия легкий и тяжёлый, используя мешочки, наполненные песком и синтепоном);

  • Игры-шнуровки (Игровое пособие направлено на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий; является хорошей подготовкой руки к письму, тренирует усидчивость, часто такая игра успокаивает ребенка. В этой игре не забыто также и развитие воображения: "вышивание" условных контуров по ассоциации с реальными предметами - основа для развития абстрактного мышления, обобщений свойств, "видения сути предмета".)

  • Пирамидки, матрёшки и многое другое.


Человек является частью природы, и сенсорное восприятие ребёнка — это часть данных ему природой возможностей вырасти и успешно адаптироваться в окружающей среде. Поощряйте желание ребёнка бегать босиком, подолгу возиться с водой, землёй и песком. Эти занятия не только разовьют сенсорную восприимчивость дошкольника, но и привьют ему любовь к природе, сформируют устойчивый интерес к её законам и событиям. Стремление активно познавать окружающий мир является частью жизненной программы любого живого существа, в том числе человека. Сенсорное развитие дошкольников, забота о создании у них целостной картины сенсорного восприятия мира – основная задача родителей и воспитателей, которые хотят, чтобы дети росли не только счастливыми и здоровыми, но и гармонично развитыми.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Сенсорное развитие детей 2-3 лет"

Автор: Соколова Валерия Михайловна

Дата: 17.09.2020

Номер свидетельства: 557750

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "сенсорное развитие детей"
    ["seo_title"] => string(29) "siensornoie_razvitiie_dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "371323"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482154375"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Презентация "Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр""
    ["seo_title"] => string(70) "prezentatsiia_sensornoe_razvitie_detei_posredstvom_didakticheskikh_igr"
    ["file_id"] => string(6) "496639"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1548144293"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Сенсорное развитие детей 3–4 лет посредством дидактических игр"
    ["seo_title"] => string(64) "sensornoe_razvitie_detei_3_4_let_posredstvom_didakticheskikh_igr"
    ["file_id"] => string(6) "636928"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1695231220"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей 2-3 лет"
    ["seo_title"] => string(67) "kartoteka_didakticheskikh_igr_po_sensornomu_razvitiiu_detei_2_3_let"
    ["file_id"] => string(6) "657938"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1729246621"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры"
    ["seo_title"] => string(59) "sensornoe_razvitie_detei_2_3_let_cherez_didakticheskie_igry"
    ["file_id"] => string(6) "589121"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1634808748"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства