«Сенсорное развитие дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности»
«Сенсорное развитие дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности»
Сенсорное воспитание дошкольников – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование умственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сенсорное развитие дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности»»
«Сенсорное развитие дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности»
Главной составляющей полноценного развития детей в дошкольном возрасте является сенсорное развитие.
Сенсо́рика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.
Познание окружающего мира ребёнком начинается с того, что он воспринимает его с помощью своих органов чувств, т.е. первым источником познания являются его ощущения.
Существуют четыре вида ощущений:
1) Слуховые ощущения – ощущение звука;
2) Обоняние – ощущение запаха;
3) Вкусовые ощущения – человек ощущает 4 модальности: сладкое, солёное, кислое, горькое. Все остальные ощущения вкуса – разнообразные их сочетания.
4) Осязание – тактильные ощущения или кожная чувствительность (это ощущения давления, боли, тепла и холода.
Сенсорное воспитание дошкольников – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование умственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок - это и любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства - картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культуройчеловечества. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: - является основой для интеллектуального развития ребёнка; - упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; - развивает наблюдательность; - готовит к реальной жизни; - позитивно влияет на эстетическое чувство; - является основой для развития воображения; - развивает внимание; - дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности; - обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; - обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; - влияет на расширение словарного запаса ребенка; - влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Основная задача сенсорного воспитания – своевременно научить ребёнка сравнивать, обобщать, синтезировать, развивать мысль о предмете через близкое его восприятие.
Свойства предметов разнообразны, но выделяют наиболее значимые сенсорные эталоны, которые должны освоить дошкольники:
1. Система мер веса;
2. Система мер длины;
3. Система направлений;
4. Система геометрических фигур;
5. Система цвета;
6. Система величины;
7. Система звуков;
8. Система запахов;
Усвоение таких сенсорных эталонов – процесс очень длительный. Усвоение этих эталонов позволяет развивать ребёнка во всех направлениях, но главное – у ребёнка происходит умственное развитие и развитие речи.
Знакомство ребёнка с предметными эталонами идёт через сравнение. Например, ребёнок усваивает цвета, через сравнения с какими-нибудь знакомыми предметами с ярко выраженным и относительно постоянным цветом. Например, жёлтый – как лимон, или зелёный – как травка, или оранжевый – как апельсин и т.д. Ещё один пример, ребёнок усваивает систему геометрических фигур и сравнивает эталоны с предметами: круглый, как мяч; квадратный, как кубик; треугольный, как ёлка; овальный, как яйцо и т.д. (вспомним систему ТРИЗ и одно их его упражнений «Дорисуй»)
Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения. Ребёнок усваивает все эталоны через активную деятельность с предметами, через игру,а так же через художественно-эстетическую деятельность – рисование, лепку, аппликацию.
Сенсорное воспитание дошкольников посредством изобразительной деятельности:
Знакомство с цветом (семицветный спектр цветов – радуга) – происходит с самых первых занятий раннего возраста. Сначала ребёнок запоминает основные цвета (синий, красный, жёлтый, зелёный), затем в старшем дошкольном возрасте учится различать оттенки цветов (оранжевый, розовый, голубой, сиреневый), учится самостоятельно смешивать краски, получая новые оттенки.
Знакомство с величиной (большой, средний, маленький и т.д.) – во время рисования, лепки предмета необходимо разобрать его по частям, например снеговик: большой круг, поменьше, самый маленький
Знакомство с формой (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шестиугольник) – во время рисования, лепки предмета необходимо разобрать его по частям, определить, какие фигуры необходимы для изображения того или иного предмета: например кошка (овал, круг, треугольник), домик (квадрат, прямоугольник, треугольник)
4. Ориентирование в пространстве (снизу – сверху, близко – далеко, справа – слева и т.д.) Составляя композицию рисунка - пейзаж на листе, ребёнку необходимо ориентироваться на нём: сверху небо, внизу земля, деревья близко-большие, далеко-маленькие. Рисуя натюрморт, ребёнок определяет справа-слева расположенные предметы)
В дошкольной педагогике сложилось несколько систем сенсорного воспитания. У многих родителей на слуху две самые известные системы сенсорного воспитания – это система Марии Монтессори и система Фридриха Фребеля. Существуют даже специализированные детские сады, которые воспитывают детей по этим системам.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Установлено, что большинство человеческих способностей имеет ярко выраженную сенсорную основу. Так, в деятельности художника, архитектора, конструктора точное восприятие, различение и представление форм, их пространственного расположения, отношений по величине играет решающую роль. В деятельности музыканта, врача, механика особую роль играет точное восприятие и различие звуков по длительности, высоте, тембру, силе. Эти слуховые восприятия лежат в основе создания музыкальных произведений или их исполнения (у музыканта), в основе диагностики ряда заболеваний (у врача), в определении характера неисправности у работающего механизма.
Уже эти примеры показывают, что сенсорное развитие человека – одно из условий успешного овладения любой деятельностью.