Просмотр содержимого документа
«"шахматная доска"»
Конспект
занятия по шахматам
« Шахматная доска»
воспитателя МДОУ « детский сад № 54»
Гагариной Марии Васильевны
Цель: познакомить детей с волшебным миром шахмат, дать представление детям о шахматной доске. Познакомить с понятием ДИАГОНАЛЬ, отличие диагонали от горизонтали и вертикали . ЦЕНТР, форма центра. Развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость. Задачи: * развитие внимания и логического мышления; * обучение шахматным терминам: шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. * воспитание чувства, такта, уважения к своему партнёру.
Оборудование: шахматные доски для каждого ребёнка, комплект из 16 лент чёрного и белого цвета для каждого ребёнка, по одной пешке на каждого ребёнка, демонстрационные диагонали ,карандаши тёмного цвета, фрагменты шахматных досок.
ХОД.
- Добрый день!
- Мы продолжаем путешествие в сказочную шахматную страну.
Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)
Только в бой им всем охото – (бег на месте)
Начинается игра – (прыжки на месте).
Тихонько садимся на места.
*А теперь немного поиграем.
"Горизонтально-вертикальная игра". Поставим белую пешку на любое поле шахматной доски и, вызываем учеников по одному к демонстрационной доске, просим детей передвинуть пешку на одно поле в задаваемом направлении. Типичные указания: "Направо по горизонтали", "Вниз по вертикали", "Налево по горизонтали", "Вниз по вертикали", "В любую сторону по вертикали", "В любую сторону по горизонтали".
*-Какие еще линии остались у нас без внимания?
(Дети показывают руками линии, которые идут наискосок, молодцы.)
Это ДИАГОНАЛИ – в отличие от прямых вертикальных и горизонтальных линий состоят из полей одного цвета (белые и черные диагонали).
В самых длинных Больших диагоналях – по 8 полей .В самых коротких по 2 поля.
(педагог показывает шаблоны коротких и длинных диагоналей)
-Предлагаю вам поиграть в игру: «Собери шахматное поле»
* «Эстафета» Дети делятся на две команды. Педагог раскладывает на столе кубики двух цветов (чёрные и белые)
Задача: собрать из кубиков шахматную доску, выкладывая кубики подиагонали.
Кто быстрее.
-Молодцы!
*-Педагог показывает демонстрационный материал –шахматную доску ,на которой центр -4 клетки белого цвета.
-Какая здесь ошибка?
-Как её можно исправить?
(закрасить чёрным )
-Четыре клетки в середине шахматного поля называют Центр.
Покажите центр на своих шахматных досках.
*Педагог предлагает детям на фрагментах шахматной доски закрасить поля нужным цветом.
-ВОТ И ПОДОШЛО К КОНЦУ НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗАЧНУЮ ШАХМАТНУЮ СТРАНУ.
Итог.
Скажите, что же нового вы узнали сегодня?
Что делают партнеры, противники за шахматной доской?